Вопросы нарушений овладения чтением у детей 7-9 летнего возраста сохраняют значительную актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Как показывают наблюдения за детьми младшего школьного возраста, трудности в овладении чтением не уменьшаются. По данным методистов начального обучения, почти 30 % младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток очень беспокоит учителей, т. к. существенно затрудняет понимание детьми текстов, а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом. Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов.
Логопед наряду с работой по устранению дисграфических ошибок на логопедических занятиях проводит работу и по коррекции навыков чтения, т.к. только тогда можно говорить о качественном устранении дефектов речевого развития.
Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.
К типичным проявлениям нарушения чтения относится:
- неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении,
- частые регрессии (возврат к ранее прочитанному),
- специфические замены букв и общие искажения структуры слова,
- недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого.
Работа по преодолению дефектов устной речи и развитию звукового анализа и синтеза слова уже создает предпосылки для нормализации акта чтения у детей. Однако в ряде случаев необходимо использовать и специфические приемы.
Как известно, одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознания изображения букв. Этот процесс у детей с ОНР задерживается. Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия, но и от речедвижения, т. е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произношением его.
У детей с ОНР наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв при чтении. Даже когда звук уже поставлен, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, т. к. связь буква = звук остается еще недостаточно четкой. Это может приводить к снижению темпа чтения. В связи с этим, следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются или заменяются при чтении.
Для развития процессов узнавания и различения букв полезны следующие упражнения:
- назови буквы, перечеркнутые другими, наложенные друг на друга;
- назови буквы, которые встречаются чаще: /можно использовать печатные, прописные буквы, разной толщины, разный шрифт/
Л |
Б |
С |
т |
П |
м |
Т |
ж |
Б |
Ш |
п |
Р |
л |
Г |
Б |
Б |
П |
т |
Ш |
И |
В том случае, когда у детей наблюдается побуквенное чтение, следует заново формировать у них правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две или несколько букв, т.к. за наименьшую единицу чтения берется прямой слог. Здесь на помощь приходят слоговые дорожки и таблицы.
Особое внимание нужно уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу - прямой слог, присоединяя к нему остальные буквы. Целесообразно пользоваться схематическими обозначениями: слог - дугой, а отдельные буквы - точкой. Для активизации мыслительных операций и совершенствования навыка чтения полезными будут упражнения на составление и чтение слов из различных слогов.
- Найди и прочитай слова:
УТ | СИ |
ЦЫ |
КУ |
ЗЫ |
ВОЛ |
КИ |
ЛИ |
КО |
РЫ |
ГУ |
ОВ |
СЫ |
ЛО |
НИ |
МАР |
МИР |
ШОР |
РАК |
ТЫ |
ЛУП |
СЫН |
ХОР |
БЕМ |
ТОМ |
ТАЛ |
НУК |
-Быстро составляй и читай:
/можно читать слова, словосочетания и предложения/
Организуя работу по развитию навыка чтения, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, можно использовать различные упражнения на преобразования /упражнения на трансформацию/. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, способствуют развитию наблюдательности, зрительного контроля:
- Читай быстро и четко:
телка - елка |
- Читай слова, переставляя согласные (или слоги):
прятки - тряпки |
качай - чайка |
- Чтение слов (предложений) с прикрытой нижней (верхней) половиной или слов, состоящих из «разрушенных» букв;
- Чтение слов (предложений) в разных направлениях;
- Склеенное слово (предложение):
(прочитай, сколько здесь слов или предложений)
щаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка
былазимаморозщипалщекипотомсталотепловыпаломногоснега
- Найди «спрятавшиеся» слова:
(найдите слова или предложения среди ряда букв)
газетавроатмнивслшктберезарвмча
вогнаврмышкасиыпчьлщдакошкависнуе
- Словесные горки (чтение слов с последовательным увеличением букв):
ус |
Работая над совершенствованием чтением, необходимо учитывать, что дети с ОНР часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно.
Чтобы преодолеть указанные трудности, можно упражнять детей в чтении пар слов. Слова читаются отчетливо, проводится звуковой и буквенный анализ, сравнительный анализ, выясняется, почему получилось разное значение.
Хороший результат дает чтение одного и того же слова, но в разных грамматических формах (лес, леса, к лесу...), а также чтение слов с одинаковыми окончаниями (на деревьях, на полях, на яблонях...), чтение однокоренных слов (береза, березняк, березовый, подберезовик...), слов, образованных от одного корня с помощью разных приставок или суффиксов (прилететь, улететь, отлететь, перелететь, долететь), а также слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, приехать, прибежать, приласкать...). После прочтения все слова обязательно сравниваются, ведется работа над лексическим значением слов. Данные виды упражнений помогают ребенку ориентироваться в составе слова, обогащают его словарь, помогают в процессе чтения узнавать слово сразу, что сказывается на темпе чтения.
Необходимо проводить работу по группировке слов между собой по лексико-грамматическим признакам. Этому способствуют задания:
- Выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать эти словосочетания (тексты подбираются с учетом возрастных возможностей);
- Составить правильные цепочки слов:
- Подобрать к словам первого столбика слова из второго столбика, сочетающиеся с ними по смыслу, изменить, где нужно, род прилагательных, словосочетания прочитать:
багаж |
|
теплый, ценный, |
При достаточном уровне чтения ученик иногда пользуется приемом прогнозирования, т. е. узнаванием окончания слова или следующего слова еще до момента прочтения. Основой прогнозирования является догадка, возникающая на основе прежнего речевого опыта и, если такой опыт, отсутствует, ребенок будет иметь трудности в формировании беглого темпа чтения. Начинать работу в этом направлении можно со следующих упражнений:
- Чтение слов с пропущенными элементами:
ла...чка |
- Чтение предложений, а позднее текстов с рисунками.
Хорошо использовать готовый материал из книги Успенского «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить».
- Чтение текста с пропущенными словами (слова даются рядом):
- Чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемежку (ошибочно) от исходной формы.
У Кати жли рыжий кто. Его звлаи Рыжик. Он блы очень шстрйуы. Ктая лблюиа играть с Рыжиком.
- Антиципирование - метод смысловой догадки: (прочитайте текст)
Вера п... из ш... д... , а м... была на р... . В... стало с... . Она взяла к... и стала ч... . |
В с-д- б-л- м-к-. К-т- и Л-б- л-л- в-д- на м-к-. М-м-, б-р- м-к-. Эт- н-ш- м-к-. |
Чтобы работа по коррекции чтения была целостной и правильной необходимо следить, чтобы дети читали медленно и четко. Темп придет позднее, но ребенок будет читать уже правильно и уверенно, без всякого «гадания» по поводу называния букв, прочитывания слогов и слов.
Литература:
- В. Волина. Веселая грамматика. Москва, 1995
- В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991
- О.В. Джежелей. Чтение и литература. 1 класс. Москва, 2000
- С.Ф. Иваненко. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. «Дефектология», № 1, 1984
- Р.И. Лалаева. Нарушения чтения. «СОЮЗ», Санкт-Петербург, 1998
- Н. Локалова. Как преодолеть медленное чтение у школьников. «Начальная школа», приложение к газете «Первое сентября», № 18, 1998
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Практическое пособие для обучения детей чтению. ЗАО « Премьера» ГИППВ, 1999
- М.Б. Успенский, Л.П. Успенская. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить. Санкт-Петербург, 1997
- А.В. Ястребова. Преодоление общего недоразвития речи. Москва, 2000
- А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Как помочь детям с недостатками речи. Москва, 1999