Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами.
Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока.
Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
По программе Сергеевой Критской в 6 классе III четверти, в течении нескольких уроках рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Не смотря на то, что с этим понятием дети встречались уже не раз практически в каждом классе, где говорилось о вокальном, инструментальном жанре камерной музыки, но имеют ли дети достаточное, целостное представление об этом виде музыкального искусства. Ведь то, что недостаточно понято, прочувствованно, то всегда и отвергается. Только вслушиваясь в музыкальные произведения, самостоятельно проникновения в его образную сферу, замысел композитора, рефлексивного познания своих внутренних чувств, ощущений, приводит к глубине понимания.
Как решить эту проблему?
Возможно раскрыв тему посредством метода проекта, рассчитанного на несколько уроков и выходящего за рамки урока.
Планируя урок, выстраивая его композицию, мы всегда продумываем возможные варианты ответов учащихся, наводящие вопросы к возникшим проблемным ситуациям.
Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.
На первом уроке раскрывается на слайде тема: «Камерная музыка»
Основополагающий этап работы в любом проекте это формулировка проблемы и цели.
Класс делится на малые группы сотрудничества, в группах сначала индивидуально, а затем совместно обсуждается и «выдвигается» проблема и цель.
Что же такое проблема?
Проблема – (из толкового словаря) ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному.
Проблема противоречие между реальной ситуацией и желаемым результатом.
Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.
Возможно, в обсуждении учащиеся предлагают такую проблему и цель:
Проблема (ученик):
Что раскрывает понятие камерная музыка?
Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки
Как идти к решению этой проблемы?
Какие можно выделить задачи (этапы)
Задачи:
- выяснить содержание понятия – камерная музыка
- изучить информацию о жанрах, композиторах и исполнителях камерной музыки
- раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки
Естественно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:
Проблема (учитель):
Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.
Цель: сформировать целостного представления о камерной музыке
Задачи:
- побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях камерной музыки;
- научить систематизировать собранный материал;
- обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
- развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений
- развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке
Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации.
Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском «Энциклопедия классической музыки» (серия «Интеллектуальный мир», фирма Cominfo)
Каждая группа получает задание ( по карточке) найти информацию по содержанию диска:
Первая группа: о жанрах камерной музыки.
Вторая группа: о композиторах (в карточке указаны фамилии композиторов)
Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).
Четвертая группа: исполнители с мировым именем.
На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:
Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной музыки). Выступающим задаются вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.
Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?
Имеют ли учащиеся полное представление о камерной музыке?
Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя Интернет-ресурс) по творчеству композиторов в области камерной музыки, собрать фонотеку их музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).
Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и интонационно-образного содержания.
Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:
1. Проблематизации
2. Поисковый метод
3.Метод дисскусий
4. Мыслительного экспериментирования
5. Размышления
6. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:
Формы организации внеурочной деятельности учащихся:
1. Посещение концертных площадок города (камерной музыки)
2. Творческие работы в виде презентации
3. Оформление фонотеки
4. Организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта
5. Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения
6. Организация музыкальной викторины
7. Проведение КВН по теме «Камерная музыка»
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.