Цель факультативного курса: знакомство с природой родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире;
- Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
Методика проведения занятий.
В основе занятий лежит игра, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, стихов, сказок, рисование, лепка. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка.
Всего на изучение курса отводится 17 часов: предполагается одно занятие в неделю.
Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:
- Актуализация имеющихся у детей знаний;
- Совместное открытие знаний;
- Закрепление новых знаний в игре;
- Рефлексия в форме творческих заданий.
Содержание программы (17ч)
- Краски природы (2ч)
- Разноцветные плоды растений (2ч)
- Кто в лесу живет? (1ч)
- Что в лесу растет? (1ч)
- Царство грибов (2ч)
- Где и как зимуют насекомые (2ч)
- На птичьем базаре (2ч)
- Ловись рыбка большая и маленькая (2ч)
- Мой домашний питомец (2ч)
- Правила поведения в природе (1ч)
Тематическое планирование (17ч)
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Основные понятия |
1 | Краски природы. | 2 | 1 | 1 | Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года. |
2 | Разноцветные плоды растений. | 2 | 1 | 1 | Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Волгоградской области. |
3 | Кто в лесу живет? | 1 | 1 | - | Звери, обитающие на территории Волгоградской области, охрана животных. |
4 | Что в лесу растет? | 1 | 1 | - | Растения, произрастающие на территории Волгоградской области, охрана растений. |
5 | Царство грибов. | 2 | 1 | 1 | Грибы, растущие на территории Волгоградской области, съедобные и ядовитые грибы, строение грибов. |
6 | Где и как зимуют насекомые. | 2 | 1 | 1 | Ядовитые насекомые, охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. |
7 | На птичьем базаре. | 2 | 1 | 1 | Птицы, обитающие на территории Волгограда и Волгоградской области; птицы кочующие, оседлые, перелетные; птицы леса, водоемов, открытых воздушных пространств, хищники; охрана и привлечение птиц. |
8 | Ловись рыбка большая и маленькая. | 2 | 1 | 1 | Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области; речные, морские, аквариумные рыбы; экологическое состояние рек; охрана рыбных богатств. |
9 | Мой домашний питомец. | 2 | 1 | 1 | Уход за домашними животными, охрана животных. |
10 | Правила поведения в природе. | 1 | 1 | - | 10 заповедей эколога. |
17 | 10 | 7 |
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:
- Смену времен года, как смену условий существования организмов;
- Представителей животного и растительного мира родного края;
- Значение живых организмов в природе и жизни человека;
- Формы охраны природы.
уметь:
- Вести простейшие наблюдения в природе;
- Устно описывать объекты природы;
- Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;
- Соблюдать правила поведения в природе.
Список дидактических и методических материалов к курсу “В гостях у дедушки Берендея”:
- Загадки;
- Викторины;
- Карточки с заданиями;
- Иллюстрации с изображением животных, растений, природы в разное время года;
- Настольные игры;
- Рабочие альбомы;
- Гербарии;
- Энтомологические коллекции.
Рекомендуемая литература для учителя:
- Акимушкин И.И. Мир животных. - М.; Мысль, 1998
- Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982
- Кубанцев Б.С. Птицы Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982
- Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1992
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969
- Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986
- Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе