Программа курса для дошкольников "В гостях у дедушки Берендея"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель факультативного курса: знакомство с природой родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи:

  • Расширение знаний учащихся об окружающем мире;
  • Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.

Методика проведения занятий.

В основе занятий лежит игра, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, стихов, сказок, рисование, лепка. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка.

Всего на изучение курса отводится 17 часов: предполагается одно занятие в неделю.

Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

  • Актуализация имеющихся у детей знаний;
  • Совместное открытие знаний;
  • Закрепление новых знаний в игре;
  • Рефлексия в форме творческих заданий.

Содержание программы (17ч)

  1. Краски природы (2ч)
  2. Разноцветные плоды растений (2ч)
  3. Кто в лесу живет? (1ч)
  4. Что в лесу растет? (1ч)
  5. Царство грибов (2ч)
  6. Где и как зимуют насекомые (2ч)
  7. На птичьем базаре (2ч)
  8. Ловись рыбка большая и маленькая (2ч)
  9. Мой домашний питомец (2ч)
  10. Правила поведения в природе (1ч)

Тематическое планирование (17ч)

Тема Всего часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Основные понятия
1 Краски природы. 2 1 1 Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года.
2 Разноцветные плоды растений. 2 1 1 Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Волгоградской области.
3 Кто в лесу живет? 1 1 - Звери, обитающие на территории Волгоградской области, охрана животных.
4 Что в лесу растет? 1 1 - Растения, произрастающие на территории Волгоградской области, охрана растений.
5 Царство грибов. 2 1 1 Грибы, растущие на территории Волгоградской области, съедобные и ядовитые грибы, строение грибов.
6 Где и как зимуют насекомые. 2 1 1 Ядовитые насекомые, охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.
7 На птичьем базаре. 2 1 1 Птицы, обитающие на территории Волгограда и Волгоградской области; птицы кочующие, оседлые, перелетные; птицы леса, водоемов, открытых воздушных пространств, хищники; охрана и привлечение птиц.
8 Ловись рыбка большая и маленькая. 2 1 1 Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области; речные, морские, аквариумные рыбы; экологическое состояние рек; охрана рыбных богатств.
9 Мой домашний питомец. 2 1 1 Уход за домашними животными, охрана животных.
10 Правила поведения в природе. 1 1 - 10 заповедей эколога.
    17 10 7  

По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:

  • Смену времен года, как смену условий существования организмов;
  • Представителей животного и растительного мира родного края;
  • Значение живых организмов в природе и жизни человека;
  • Формы охраны природы.

уметь:

  • Вести простейшие наблюдения в природе;
  • Устно описывать объекты природы;
  • Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;
  • Соблюдать правила поведения в природе.

Список дидактических и методических материалов к курсу “В гостях у дедушки Берендея”:

  • Загадки;
  • Викторины;
  • Карточки с заданиями;
  • Иллюстрации с изображением животных, растений, природы в разное время года;
  • Настольные игры;
  • Рабочие альбомы;
  • Гербарии;
  • Энтомологические коллекции.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.; Мысль, 1998
  2. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982
  3. Кубанцев Б.С. Птицы Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982
  4. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1992

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998
  2. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969
  3. Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986
  4. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе