Использование техники оригами в работе с дошкольниками-логопатами

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении нескольких лет мы работаем в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Дети-логопаты страдают недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук. Исследования, проводимые учёными на протяжении ряда лет, показывают, что очень большое влияние на преодоление этих нарушений оказывает тренировка тонких движений пальцев рук. Поэтому не случайно мы сделали акцент в своей работе на занятия по развитию ручной умелости: аппликацию, лепку, оригами. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики у детей-логопатов.

Остановимся более подробно на занятиях по оригами.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, художественного вкуса, помогают воспитать аккуратность.

Предлагаем конспекты занятий оригами в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

«Колокольчик»

Программное содержание:

  • воспитывать бережное отношение к родной природе;
  • научить конструировать цветок из нескольких деталей;
  • закрепить умение складывать базовую форму « воздушный змей»;
  • закрепить умение составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем;
  • развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: 3 синих квадрата (5*5), 2 зелёных квадрата (5*5), стебелёк, ½ листа цветного картона, клей, кисточка, салфетка, клеёнка.

Предварительная работа: в вечернее время дети складывают из 3 синих квадратов базовые формы «воздушный змей».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, у нас вновь в гостях Волшебный Квадратик. Он хочет рассказать вам что-то очень интересное, но сначала отгадайте его загадку. Что это за цветок?

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
(Колокольчик)

Колокольчики – красивые лесные цветы. Форма цветка напоминает большой церковный колокол, и своё название цветок получил от слова « колокол», только из-за своих размеров называется ласково, уменьшительно – колокольчик. Кажется, подует ветерок, и цветы колокольчика нежно зазвенят и расскажут нам сказку « Колокольчики и гномы»:

Давным-давно в дремучем лесу под корнями старой дуплистой сосны было глубокое подземелье.

Там, в подземном дворце, жили весёлые добрые гномы. Ночью они выходили на лесную полянку. Ветерок раскачивал маленькие синие колокольчики, росшие в густой траве, они, нежно позванивая, рассказывали гномам обо всём, что случилось в лесу за день.

Однажды колокольчики рассказали добрым маленьким человечкам о том, что из гнезда птички – зарянки выпал беспомощный, недавно оперившийся птенчик.

«Сейчас он сидит в траве под кустом орешника. Его ножки зябнут от холодной росы. Бедняжке очень страшно одному в тёмном лесу»,- встревожено звенели колокольчики.

Добрые гномы сейчас же спустились в подземелье и, захватив лестницу, отправились к орешнику, под которым притаился птенчик.

Жучки – светлячки осветили им путь, и гномы быстро нашли малыша, созрели его в своих тёплых ладонях, успокоили и отнесли к дереву, в густых ветвях которого прятался домик зарянок.

Самый ловкий и смелый гном добрался по лестнице до гнёздышка и вернул птенца родителям.

Их радости не было предела! Зарянки долго благодарили добрых гномов. А маленькие человечки скромно отвечали: « Вам помогли колокольчики, это они поведали о беде, которая стряслась с вашим малышом, и помогли спасти его».

- Сейчас вы снова станете маленькими волшебниками и превратите бумажные квадратики вот в такой колокольчик (показ образца).

2. Пальчиковая гимнастика

Полевой цветок (попеременно хлопки, кулачки)
Заплету в венок –
Василёк, ромашку, (загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Колокольчик, кашку,
Колоском перевью -
И тебе подарю. (вытянуть руки, раскрыть ладони)

3. Поэтапное складывание поделки:

а) из трёх, уже сложенных в базовую форму « воздушный змей», синих квадратов мы сделаем цветок – колокольчик;

б) из зелёного квадрата сложить базовую форму « треугольник», согнуть боковые углы ( их вершины не доходят до вершины прямого угла) – это чашечка цветка;

в) из другого зелёного квадрата сложим базовую форму « воздушный змей», затем сложим её пополам по линии сгиба – это лист цветка.

4. Физкультминутка.

На лугу растут цветы (потягивания – руки в стороны)
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы (потягивания – руки вверх)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускают лепесточки. (присели)
А потом опять встают, (встали, руки вверх)
И по прежнему цветут.

5. Составить аппликацию. Наклеить детали.

6. Анализ детских работ.

«Мухомор» 

Программное содержание:

  • воспитывать бережное отношение к родной природе;
  • закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: красный прямоугольник (15*7,5), зелёный квадрат (10*10), белые кружочки, клей, кисточка, ножницы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(стук в дверь)

- Ребята, сегодня вновь у нас в гостях Волшебный Квадратик ( кукла-марионетка).

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Волшебный Квадратик.

- Волшебный Квадратик хочет рассказать вам новую историю. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.

«Пошли как-то дети в лес за грибами. Идут по лесу, по сторонам смотрят, да только ни одного гриба не видят. А грибы будто нарочно все попрятались. Один под ёлкой, другой под осиной, а третий изо мха на детей глядит, радуется, что они его бурую шляпку среди мха не замечают.

Вдруг увидели дети красивый красный гриб с белыми пятнышками. Обрадовались! Только собрались сорвать его, как белочка, которая на ветке сидела и всё видела, им говорит:

- Красивый гриб – мухомор, да только несъедобный. Нельзя его рвать: он ядовитый». « А что же нам делать? – расстроились дети. – Кроме мухоморов здесь ничего и не растёт». « А вы посмотрите повнимательнее, - посоветовала белочка. – Грибы ведь, как и вы, в прятки играть любят».

Заглянули дети под ёлку и увидели красивый гриб-боровик, под осиной нашли подосиновик, под берёзой – подберёзовик, а потом ещё и кучу лисичек отыскали на лесной полянке. Набрали грибов и довольные вернулись домой».

- А как вы думаете, для чего в лесу растут мухоморы, если они несъедобные и даже ядовитые? (мухоморами лечатся некоторые звери и птицы)

- А если мухоморы – лекарство для лесных жителей, то стоит ли сбивать шляпки и топтать эти несъедобные и даже ядовитые грибы? (нет)

- Запомните: в природе ничего бесполезного нет.

- Сейчас вы снова станете маленькими волшебниками и превратите бумажные квадрат и прямоугольник вот в такой мухомор (показ образца). Шляпку мы будем складывать из красного прямоугольника, а ножку из зелёного квадрата. Занимайте свои места.

2. Пальчиковая гимнастика.

- Прежде чем приступить к работе сделаем гимнастику для пальчиков.

Топ – топ – топ (пальчики шагают по столу)
В туесочке 5 грибов (переплели пальцы обеих рук, большие пальцы-ручка; показали 5 пальц.)
Мухомор красный – гриб опасный. (на каждое двустишье дети загибают по одному пальчику на одной руке, начиная с мизинца)
А второй лисичка – рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб белый, ешь его смело!

3. Поэтапное складывание поделки.

Шляпка.

а) Положите прямоугольник белой стороной к себе, перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

б) Опустите верхние углы к линии перегиба.

Ножка.

а) Положите квадрат белой стороной к себе, отогните снизу полоску, переверните деталь.

б) Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

в) Опустите боковые стороны к линии перегиба, ножка готова.

4. Физкультминутка.

- Потрудились хорошо, молодцы, а теперь отдохнём немного и продолжим работу.

Все зверушки на опушке (идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, (бегут)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут стоя вокруг себя)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут вразвалочку, в конце строчки топают правой ногой)
Мухомор раздавил.

5. С помощью надрезов на зелёной полоске снизу сделайте травку. Соедините ножку и шляпку, подклейте обе детали. Украсьте шляпку белыми кружочками (5 – 7 штук).

6. Анализ детских работ.

- Волшебный Квадратик, посмотри какая красивая лесная полянка получилась. Как ровно и правильно сложены шляпки и ножки у всех грибов. Как аккуратно и у всех по разному наклеены белые кружочки – горошины, и травка нарезана у каждого по своему. Прекрасная поляна! Спасибо тебе, В.К. за интересную историю, мы будем ждать тебя, приходи к нам снова.