Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления новой информации через игру – путешествие.
Задачи.
Образовательная. создание условий для изучения групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая. Развивать познавательный интерес к предмету через умения работы с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно- гигиенические навыки учащихся.
Тип урока: урок-путешествие.
Методы обучения: – частично-поисковые.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Оборудование.
- В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Учебник Биология “Многообразие живых организмов”, 7 класс, М, Дрофа, 2003.
- Д.И.Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М, Просвещение, 1985.
- Таблица “Бактерии”, презентация PowerPoint “Значение бактерий в природе и жизни человека”.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
Путешествие по станциям согласно маршрутному листу.
Сегодня мы совершим путешествие в мир бактерий. Мы пройдем по маршруту, утвержденному директором гимназии №5 г.Белгорода. Перед нами маршрутный лист с указанными станциями. (Слайд 2.)
Маршрутный лист
- Первая станция “Архебактерии”
- Вторая станция “Подцарство Оксифотобактерии”
- Третья станция “Симбионты”
- Четвертая станция “Медицинская”
- Пятая станция “Заводская”
- Конечная станция “Кабинет биологии №74”.
В пути запрещено:
- отклоняться от маршрута;
- замедлять шаг.
Разрешено:
- быть наблюдательным;
- активным.
- вести полевой дневник.
Говоря о бактериях, мы знаем, что они живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине в океане и на высочайшей горной вершине Земли – Эвересте, их находят во льдах Арктики и Антарктиды, в подземных источниках горячих вод, верхних слоях атмосферы. Особенно их много в почве – от 200-500млн. до 2 млрд и более особей на 1 г в зависимости от типа почв, их состояния, глубины расположения слоев.
И так, отправляясь в путешествие, мы в наших полевых дневниках должны сделать записи: указать дату путешествия и тему.
Результаты своих наблюдений вы будете заносить в таблицу. Сделайте ее в дневниках. Работа в тетради по биологии. (Слайд 3.)
Бактерии |
Среда обитания |
Способ питания |
Значение в природе, жизни человека |
А какова цель нашего путешествия? (выяснить значение групп бактерий в природе, жизни человека)
Поможет нам в путешествии наш верный помощник – словарь.
Терминологическая разминка.
Что означают термины?
Спора | Паразиты | Анаэробы |
Автотрофы | Гетеротрофы | Прокариоты |
Сапрофиты | Аэробы. |
И так, в путь. Царство Прокариоты включает подцарство: Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Совершая путешествие, мы должны ответить на вопрос “Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?”
Наша первая станция “Архебактерии”. (Слайд 4). Попытаемся найти ответ на вопрос, работая с текстом учебника на стр.14. Не забывайте вносить записи в дневник.
2 станция “Подцарство Оксифотобактерии”. (Слайд 5). Мы оказались у пруда с “цветущей” водой. Местные жители сказали, что все живое в нем погибло. Причину гибели они не знают. Давайте поможем установить ее. Стр. 15 учебника.
Обращается внимание на экологические проблемы, вызывающие “цветение” воды: нельзя бросать мусор в воду, отходы от предприятий, руководителям рыбхозов грамотно организовывать подкормку рыб.
Никто не сбился с маршрута, тогда дальше, к новой станции “Симбионты”
3 станция “Симбионты”. (Слайд 6). От какого слова произошло название станции? Что оно означает? Работа с учебником на стр. 13.
Здесь нас встречает ученый – агроном. Сообщение учащегося о клубеньковых бактериях. Статья “Живые удобрения”, Книга для чтения по ботанике, стр.140
4 станция “Медицинская”. (Слайд 7).
На этой станции вы узнаете о микроорганизмах, вызывающих болезни человека, которые называют инфекционными. Часто случаются эпидемии – массовые заболевания людей, животных. В тех местах, где возникли эпидемии, вводят карантинные мероприятия, чтобы не позволить
инфекции распространиться дальше. К таким заболеваниям относится чума, холера, сальмонеллез.
Сейчас существует много дезинфицирующих средств, которые позволяют нам защищаться от болезнетворных бактерий: это хлорная известь, формалин, карболовая кислота. Самое лучшее средство защиты – соблюдение правил личной гигиены, чистота помещений, борьба с насекомыми, грызунами.
Как боролись с чумой в 17 веке, нам расскажет врач – гигиенист. Сообщение о Даниле Самойловиче. Книга для чтения по ботанике, стр.139.
В дневники все успевают вносить необходимую информацию. Тогда дальше.
5 станция “Заводская”. (Слайд 8). Белгородский молочный комбинат выпускает разнообразную кисло – молочную продукцию: творог, кефир, бифидок, йогурт, ряженку. Сырье, которое использует комбинат – молоко. Как же удается получить разнообразные продукты питания? Проверьте правильность своего ответа в учебнике на стр.13.
Это хорошо, что есть такие бактерии. Часто бактерии вызывают порчу продуктов. Какие существуют способы хранения продуктов?
В наших полевых дневниках появилась последняя запись, и мы отправляемся на конечную станцию “Кабинет 74, биология”
6 станция “Кабинет 74”.
Остановка “Загадочная”. (Слайд 9).
О каких бактериях идет речь.
1. Птица – гнилица невидимкой мчится,
Мертвых клюет, а живых кормит (гнилостные
бактерии)
2. Хоть и малышка она, а сильна:
Силача бьет с плеча (болезнетворные бактерии)
3. Остановка “Тестовая”. (Слайд 10).
Выполните задание по вариантам.
1 вариант. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.
Бактериальная клетка снаружи покрыта_________,под которой находится__________. В цитоплазме рассеяно________. При неблагоприятных условиях бактерии образуют_________. Размножаются бактерии________.
2 вариант. Какие утверждения верны.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Архебактерии принимают участие в образовании горючего газа – метана.
- Все бактерии гетеротрофы.
- Бактерии относятся к царству прокариот.
- Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.
- Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.
- Цианобактерии могут фиксировать атмосферный азот.
3. Рефлексия.
Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна? (участвовали в создании атмосферы Земли, в образовании полезных ископаемых, обогащают почву минеральными веществами, благодаря их деятельности человек получает разнообразные продукты питания).
Закончите предложения.
Во время путешествия, я узнал, что____
Самым интересным для меня было_______
В пути мне было трудно ________
4. Домашнее задание. Стр.14-16.
1 вариант. Составить кроссворд “Значение бактерий в природе”
2 вариант. Написать статью о бактериях в детский журнал “Веселые картинки”