Проект обобщающего урока по биологии на тему "Кровеносная и лимфатическая системы"

Разделы: Биология


Цели:

Обобщение знаний по теме, а именно:

  • движение крови по кругам кровообращения;
  • связь между строением сердца и его функцией;
  • причины движения крови, природа пульса;
  • физиологические основы укрепления сердца и сосудов, органические болезни сердца и их профилактика, оказание первой помощи при кровотечениях.

Оборудование:

  • таблицы “Круги кровообращения”;
  • тонометр;
  • реквизиты для сценки (жгут, бинт, йод, перекись водорода).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Запись домашнего задания

– прочитать осмысленно п.26, ответить на вопросы на стр.138(опережающее обучение);

– составить кроссворд по теме: “Кровеносная и лимфатические системы”.

II. Работа над темой урока.

1. Тема нашего сегодняшнего урока “Кровеносная и лимфатические системы”. В самом начале занятия “учителя” (из числа учащихся) принимают зачёты по теме “Круги кровообращения”. (Ребята оценивают знания 4-5 учащихся).

2. Проведение блиц-опроса.

Опрос проводит 1 учащийся, за каждый правильный ответ ставит “+”.

Вопросы блиц-опроса:

  • какие сосуды вы знаете?
  • у каких сосудов один слой клеток?
  • у какого сосуда самые толстые клетки?
  • кто впервые доказал, что кровь движется по сосудам?
  • что такое перикард?
  • что такое миокард?
  • что такое эпикард?
  • что такое эндокард?
  • где находятся трёхстворчатые клапаны?
  • где находятся митральные (двухстворчатые) клапаны?
  • где находятся полулунные клапаны?
  • какова толщина левого желудочка? Почему?
  • какова толщина правого желудочка?
  • какова толщина предсердий?
  • как называется прибор для измерения давления?
  • какова сущность опыта Массо?
  • что такое инфаркт, инсульт?
  • что такое гипертония, гипотония?
  • что такое “перемежающая хромота”?

“Знаток” медицины (из числа учащихся) рассказывает интересные данные о курении.

  • как отличить венозное кровотечение от артериального?
  • как правильно накладывается жгут? Что такое закрутка?

3. Подведение итогов блиц – опроса.

4. Устные ответы учащихся у доски на вопросы:

– почему сердце не устаёт?

– артериальное давление. Принципы его измерения.

(“Знаток” медицины дополняет ответы ребят занимательной информацией о сердце и его силе).

5. Розыгрыш сценки.

На учительском столе оборудован “ Пункт оказания первой медицинской помощи”. Здесь находится всё необходимое: тонометр, йод, бинт, жгут, лекарственные препараты в виде таблеток, перекись водорода, справочники, медицинская энциклопедия. За столом – студенты одного из медицинских институтов.

Появляется первый “пациент”, который держится за плечо. У него – рана. Студенты быстро определяют, что это венозное кровотечение. Один обрабатывает рану, второй – туго бинтует руку, при этом чётко комментирует свои действия ученикам.

Второго “пациента” ведут под руки, он весь испачкан кровью, держится за предплечье. Будущие медики, проведя осмотр, определяют, что на этот раз к ним обратился больной с артериальным кровотечением. Необходимо срочно наложить жгут, но куда? Выше или ниже раны? (с юмором). В судорогах студенты ищут необходимые разъяснения в медицинском справочнике и сообщают, что, жгут накладывается выше раны. Наконец, перебинтованный больной покидает медицинский пункт.

У третьего “пациента” в самый неподходящий момент открылось носовое кровотечение. Он, еле-еле ступает, запрокинув голову назад, издавая при этом нечленораздельные звуки. Студенты с ужасом начинают вспоминать порядок действий при носовом кровотечении. Помогает медицинская энциклопедия – в носовые проходы вставлены ватные турунды, смоченные перекисью водорода. Первая помощь с успехом оказана.

Отдохнуть студентам не приходится. На пороге четвёртый “пациент”. Кровотечения на сей раз, нет, но самочувствие у больного очень плохое: его слегка покачивает, язык заплетается. С помощью тонометр студенты вмиг измеряют больному давление:150 /100. Да ведь это гипертонический криз! Что делать? Выясняют, какие препараты пациент принимал ранее, дают ему это лекарство и во избежание несчастного случая срочно вызывают бригаду скорой помощи. Больного уносят на носилках.

6. Решение тестов по теме урока.

(Приложение 1).

7. Вывод урока.

Сегодняшний наш урок прошёл очень быстро, на одном дыхании. Всем было интересно. А потому мы многое успели повторить и запомнить, успешно выполнили тестовые задания.

Объявляются оценки ребят за работу.