Цели урока:
Учащиеся знакомятся с особенностями природы озера Байкал. Устанавливают причины уникальности природных компонентов и характеризуют их по плану. Учащиеся осознают, что озеро Байкал нуждается в охране и защите. Выделяют созданные в приозерной зоне заповедники и заказник.
Задачи:
Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.
Средства обучения:
Карт горы Южной Сибири, атласы 8 класса, дополнительная литератур, компьютерные слайды, контурные карты озера Байкал, динамическая схема озера Байкал, фотовыставка, музыкальное оформление.
Доска:
Динамическая схема озера Байкал
Эпиграф:
Чудо природы во всех отношениях.
Л.С. Берг
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.1) Вхождение в контакт, создание позитивного настроя на деятельность. Включается запись шума волн.
Учащийся
Читает стихотворение:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанных валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезанной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
2) Актуализация (в виде беседы)
Учитель: Какой район мы изучили?
Учащиеся:
Горы Южной Сибири.
Учитель:
Какой уникальный объект природы находится в этом районе, в котором отражается красоты Сибирской природы?
Учащиеся:
Байкал.
3) Постановка учебной задачи.
Учитель:
Так какова тема урока?
Учащиеся:
Озеро Байкал.
Учитель:
Зачитываем записанный на доске эпиграф. Какую задачу вы поставите перед собой?
Учащиеся:
Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.
Учитель:
Я согласна с поставленной задачей
Тема урока (записываем!): “Озеро Байкал – жемчужина России”
Вспомните типовой план физико-географической характеристики района, примените его к озеру!
Учащиеся:
- Географическое положение и размеры озера Байкал
- Рельеф, геологическое, тектоническое строение котловины.
- Климатические особенности.
- Уникальность воды
- Флора и фауна озера Байкал
- Экологические проблемы
II.
Операционно-исполнительский этап1. Получение определения изучаемого понятия
Учитель:
На доске вы видите динамическую карту озера Байкал, в виде схемы природного комплекса.
Что необходимо сделать, чтобы схема отражала уникальность данного объекта (см. приложение №1)
Учащиеся:
Дать характеристику природным компонентам и занести в графы важнейшую, необходимую, информацию об их состоянии.
2. Получение способа работы с понятием.
Учитель:
Какую форму работы мы будем использовать для работы над преобразованием схемы?
Учащиеся:
Работа в группах по направлениям.
Деление на группы произведено по направлениям и интересам (группы дифференцированные)
I группа |
II группа | III группа | IV группа |
Климатологи |
Биологи |
Геологи |
Гидрологи |
3. Работа в группах по заданиям.
Учащиеся отбирают информацию о природном комплексе озера Байкал и оформляют ответы на контурных картах и демонстрационных листах, которые будут прикреплять на доску при ответе, к основной схеме.
Учащиеся работают с матрицей оценок учебной деятельности.
4. Взаимообучение.
Учитель:
В начале работы ответим все вместе на 1 вопрос плана:
Географическое положение и размеры озера Байкал
Отметим на контурной карте и на доске градусную сеть, основные показатели, географические объекты.
Учащиеся:
Озеро находится между 550 и 500 параллелями северной широты 1050 и 1100 меридианами восточной долготы.
Объем воды 23600 км2., длина 636 км., Площадь водной поверхности 31500 км2., ширина от 24 до 79 км, наибольшая глубина 1637м, уровень воды на 453 м уровня Мирового океана.
Хребты |
Реки |
Острова |
Заливы, бухты |
Полуострова, мысы |
Байкальский Баргузинский Хамар-Дабан Приморский |
Селенга Баргузин Ангара Сарма |
Ольхон Ушканьи Круглый Долгий |
Бабушка Внучка Аяя Песчаная Провал |
Покойники Святой нос Шаманка |
Ответы групп:
Геологи:
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера– 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.
Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходит движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.
Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые…
Гидрологи:
Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 солей, т.е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды озера Байкала.
Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно.
Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом воды в Балтийской море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты…
Биологи:
Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли.
70% обитателей озер – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таки видам относится голомянка – живородящая рыбака, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира.
Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый байкальский омуль.
Обитает в озере и тюлень – байкальский нерпа. Она в точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале.
Берега заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие…
Климатологи:
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.
Зима очень холодная – средняя температура января – 240С, а на побережье теплее градусов на десять: -14 – 170С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода)+150С – средняя температура июля.
Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма. поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северно-восточный ветер – баргузин, или, верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон…
5. Просмотр слайдов “Охраняемые территории Байкала”.
Учитель:
На какой высоте проходит граница леса на горах, окружающих Байкал?
Учащиеся:
1500-1800 м.
Учитель:
Назовите, какие заповедники, и заказники на озере Байкал вы знаете?
Учащиеся:
Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Байкальский заповедник, Баргузинский биосферный заповедник,
Байкало-Ленский заповедник.
Учитель:
Каков возраст деревьев?
Учащиеся:
Кедр 550 лет, лиственница 530 лет.
Учитель:
Что такое ходульные деревья?
Учащиеся:
У ходульных деревьев корневая шейка и стволы подняты над почвой на значительную высоту, до 2-3 м, и поэтому они стоят они на корнях как на ходулях.
III. Рефлексивно-оценочный этапСитуация оценки результатов деятельности
Учитель:
- Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените качество работы
- Заполните лист матрицы оценок учебной деятельности
- Работу, какого из учащихся и почему мы можем оценить прямо сейчас!
- На какой вопрос плана мы не дали полный ответ?
Учащиеся:
Экологические проблемы озера Байкал.
Учитель:
Каково домашнее задание, определите?
Учащиеся:
Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал. Выяснить причины и пути их решения.
Учитель:
Домашнее задание §43 + экологические проблемы озера Байкал.
Звучит шум волн, появляется слайд “Закат на озере Байкал”.
Учитель:
На этом урок закончен.
Спасибо за работу.