Урок географии по теме "Озеро Байкал – уникальное озеро России"

Разделы: География


Цели урока:

Учащиеся знакомятся с особенностями природы озера Байкал. Устанавливают причины уникальности природных компонентов и характеризуют их по плану. Учащиеся осознают, что озеро Байкал нуждается в охране и защите. Выделяют созданные в приозерной зоне заповедники и заказник.

Задачи:

Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.

Средства обучения:

Карт горы Южной Сибири, атласы 8 класса, дополнительная литератур, компьютерные слайды, контурные карты озера Байкал, динамическая схема озера Байкал, фотовыставка, музыкальное оформление.

Доска:

Динамическая схема озера Байкал

Эпиграф:

Чудо природы во всех отношениях.

Л.С. Берг

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Вхождение в контакт, создание позитивного настроя на деятельность. Включается запись шума волн.

Учащийся

Читает стихотворение:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанных валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезанной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

2) Актуализация (в виде беседы)

Учитель: Какой район мы изучили?

Учащиеся:

Горы Южной Сибири.

Учитель:

Какой уникальный объект природы находится в этом районе, в котором отражается красоты Сибирской природы?

Учащиеся:

Байкал.

3) Постановка учебной задачи.

Учитель:

Так какова тема урока?

Учащиеся:

Озеро Байкал.

Учитель:

Зачитываем записанный на доске эпиграф. Какую задачу вы поставите перед собой?

Учащиеся:

Раскрыть причины уникальности рельефа, климата, воды, животного и растительного мира озера Байкал.

Учитель:

Я согласна с поставленной задачей

Тема урока (записываем!): “Озеро Байкал – жемчужина России”

Вспомните типовой план физико-географической характеристики района, примените его к озеру!

Учащиеся:

  1. Географическое положение и размеры озера Байкал
  2. Рельеф, геологическое, тектоническое строение котловины.
  3. Климатические особенности.
  4. Уникальность воды
  5. Флора и фауна озера Байкал
  6. Экологические проблемы

II. Операционно-исполнительский этап

1. Получение определения изучаемого понятия

Учитель:

На доске вы видите динамическую карту озера Байкал, в виде схемы природного комплекса.

Что необходимо сделать, чтобы схема отражала уникальность данного объекта (см. приложение №1)

Учащиеся:

Дать характеристику природным компонентам и занести в графы важнейшую, необходимую, информацию об их состоянии.

2. Получение способа работы с понятием.

Учитель:

Какую форму работы мы будем использовать для работы над преобразованием схемы?

Учащиеся:

Работа в группах по направлениям.

Деление на группы произведено по направлениям и интересам (группы дифференцированные)

I группа

II группа

III группа

IV группа

Климатологи

Биологи

Геологи

Гидрологи

3. Работа в группах по заданиям.

Учащиеся отбирают информацию о природном комплексе озера Байкал и оформляют ответы на контурных картах и демонстрационных листах, которые будут прикреплять на доску при ответе, к основной схеме.

Учащиеся работают с матрицей оценок учебной деятельности.

4. Взаимообучение.

Учитель:

В начале работы ответим все вместе на 1 вопрос плана:

Географическое положение и размеры озера Байкал

Отметим на контурной карте и на доске градусную сеть, основные показатели, географические объекты.

Учащиеся:

Озеро находится между 550 и 500 параллелями северной широты 1050 и 1100 меридианами восточной долготы.

Объем воды 23600 км2., длина 636 км., Площадь водной поверхности 31500 км2., ширина от 24 до 79 км, наибольшая глубина 1637м, уровень воды на 453 м уровня Мирового океана.

Хребты

Реки

Острова

Заливы, бухты

Полуострова, мысы

Байкальский

Баргузинский

Хамар-Дабан

Приморский

Селенга

Баргузин

Ангара

Сарма

Ольхон

Ушканьи

Круглый

Долгий

Бабушка

Внучка

Аяя

Песчаная

Провал

Покойники

Святой нос

Шаманка

Ответы групп:

Геологи:

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера– 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходит движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые…

Гидрологи:

Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 солей, т.е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды озера Байкала.

Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом воды в Балтийской море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты…

Биологи:

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли.

70% обитателей озер – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таки видам относится голомянка – живородящая рыбака, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый байкальский омуль.

Обитает в озере и тюлень – байкальский нерпа. Она в точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале.

Берега заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие…

Климатологи:

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.

Зима очень холодная – средняя температура января – 240С, а на побережье теплее градусов на десять: -14 – 170С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода)+150С – средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма. поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северно-восточный ветер – баргузин, или, верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон…

5. Просмотр слайдов “Охраняемые территории Байкала”.

Учитель:

На какой высоте проходит граница леса на горах, окружающих Байкал?

Учащиеся:

1500-1800 м.

Учитель:

Назовите, какие заповедники, и заказники на озере Байкал вы знаете?

Учащиеся:

Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Байкальский заповедник, Баргузинский биосферный заповедник,

Байкало-Ленский заповедник.

Учитель:

Каков возраст деревьев?

Учащиеся:

Кедр 550 лет, лиственница 530 лет.

Учитель:

Что такое ходульные деревья?

Учащиеся:

У ходульных деревьев корневая шейка и стволы подняты над почвой на значительную высоту, до 2-3 м, и поэтому они стоят они на корнях как на ходулях.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Ситуация оценки результатов деятельности

Учитель:

  1. Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените качество работы
  2. Заполните лист матрицы оценок учебной деятельности
  3. Работу, какого из учащихся и почему мы можем оценить прямо сейчас!
  4. На какой вопрос плана мы не дали полный ответ?

Учащиеся:

Экологические проблемы озера Байкал.

Учитель:

Каково домашнее задание, определите?

Учащиеся:

Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал. Выяснить причины и пути их решения.

Учитель:

Домашнее задание §43 + экологические проблемы озера Байкал.

Звучит шум волн, появляется слайд “Закат на озере Байкал”.

Учитель:

На этом урок закончен.

Спасибо за работу.

Карта Байкала

Презентация