Одним из видов внеклассной работы по предмету во многих образовательных учреждениях является проведение предметных недель. Такая “Неделя истории” проводится и в нашей Гимназии. Традиционно она приурочена к 23 февраля – Дню защитника Отечества и включает в себя разнообразные мероприятия, рассчитанные на проведение и в параллели классов, и в разновозрастных детских коллективах. Сценарий одного из таких мероприятий и будет представлен ниже.
Командная игра по истории средних веков рассчитана на учащихся 6–7-х классов, делящихся на команды по 7–10 человек. Обучающая цель игры заключается в повторении и обобщении знаний обучающихся по истории европейского средневековья. Игра предполагает перемещение команд по станциям, выполнение заданий и получение за правильно выполненные задания баллов в маршрутный лист и буквы слова-пароля, которое необходимо собрать. Порядок прохождения станций определяется порядком вопросов в маршрутном листе, ответ на которые является названием станции. Для проведения такой игры привлекаются учащиеся 10-11 класса для работы на станциях и для финальной церемонии награждения, проходящей в спортивном зале, попасть в который команда может, сказав слово-пароль. Игра рассчитана на 40-50 минут.
Необходимо отметить, что проведение данного мероприятия потребовало привлечения не только учителей истории, но и других педагогов Гимназии, так как для работы станций было задействовано несколько классов. Число станций должно быть равно числу команд, чтобы все могли стартовать одновременно.
Привлечение в одном из заданий подсказки с использованием текста Чосера на языке оригинала объясняется особенностями учебного плана Гимназии, где все учащиеся углубленно изучают английский язык и могли воспользоваться этими знаниями.
В финале игры, после объявления результатов, перед учениками выступили представители военно-исторического клуба.
Станции и задания игры:
1. Сословия феодальной Европы
ЗАДАНИЕ.
Перед вами 3 отрывка из произведения Джефри Чосера “Кентерберийские рассказы” (текст взят из сети Internet обучающимися, при подготовке заданий для станции). Определите, к какому занятию средневековых жителей подходят данные отрывки, какое место они занимали в средневековом обществе.
1.Его конюшню вся округа знала,
Его уздечка пряжками бренчала,
Как колокольчики часовни той,
Доход с которой тратил он, как свой.Зачем корпеть средь книг иль в огороде,
Зачем тощать наперекор природе?
Труды, посты, лишения, молитвы -
На что они, коль есть любовь и битвы?
Пусть Августин печется о спасенье,
А братии оставит прегрешенья.Подсказка:
A monk ther was, a fair for the maistrie,
An outridere, that lovede venerie,
A manly man, to been an abbot able.2. С ним в ремесле врачебном ни единый
Врач лондонский соперничать не мог;
К тому ж он был искусный астролог;
Он, лишь когда звезда была в зените,
Лечил больного; и, связав все нити
Его судеб, что гороскоп дает,
Болезней он предсказывал исход, -
Выздоровления иль смерти сроки.Подсказка:
With us there was a doctor of physic;
In all this world was none like him to pick
For talk of medicine and surgery;
For he was grounded in astronomy.3. Любил он честь, учтивость и свободу;
Усердный был и ревностный вассал,
И редко кто в стольких краях бывал.
Крещеные и даже басурмане
Признали доблести его во брани.Он с королем Александрию брал,
На орденских пирах он восседал
Вверху стола, был гостем в замках прусских,
Ходил он на Литву, ходил на русских,А что сказать мне об его наряде?
Был конь хорош, но сам он не параден;
Потерт кольчугой был его камзол,
Пробит, залатан, в пятнах весь подол.
Он, возвратясь из дальнего похода,
Тотчас к мощам пошел со всем народом.Подсказка:
A knight there was, and he a worthy man,
Who, from the moment that he first began
To ride about the world, loved chivalry,
Truth, honour, freedom and all courtesy.4. В тканье была большая мастерица -
Ткачихам гентским впору подивиться.
Благотворить ей нравилось, но в храм
Пред ней протиснись кто-нибудь из дам,
Вмиг забывала, в яростной гордыне,
О благодушии и благостыне.
Платков на голову могла навесить,
К обедне снаряжаясь, сразу десять,
И все из шелка иль из полотна;
Чулки носила красные она
И башмачки из мягкого сафьяна.
Лицом бойка, пригожа и румяна,
Жена завидная она была
И пятерых мужей пережила,Подсказка:
There was a housewife come from Bath, or near,
Who– sad to say– was deaf in either ear.
At making cloth she had so great a bent
She bettered those of Ypres and even of Ghent.5. Такой он был обтрепанный, убогий,
Худой, измученный плохой дорогой.
Он ни прихода не сумел добыть,
Ни службы канцелярской. Выносить
Нужду и голод приучился стойко.
Полено клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь.
Он негу презирал сокровищ тленных,
Но Аристотель – кладезь мыслей ценных
Не мог прибавить денег ни гроша,Подсказка:
A clerk from Oxford was with us also,
Who'd turned to getting knowledge, long ago.6. Носил он шапку фландрского бобра
И сапоги с наборным ремешком
Да бороду. Он толковал о том,
Как получать, как сберегать доходы.
Он требовал, чтоб охранялись воды
В пути из Миддлбурга в Оруэлл.
Он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживался
И богател, а то и разорялся,
Но ото всех долги свои скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал,
Но так искусно вел свои расчеты,
Что пользовался ото всех почетом.Подсказка:
There was a merchant with forked beard, and girt
In motley gown, and high on horse he sat
ОТВЕТЫ: 1. –монах, 2 – доктор медицины, 3 – рыцарь, 4 – ткачиха из Бата, 5 – студент, 6 – купец.
Оценка – по 2 балла за определение принадлежности к группе, 1 – за сословие, 1 – за картинку.
2. Знаменитые люди
Задание. Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках [1]:
- В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку
- “О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей”.
- Он носил длинную бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону.
- Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем.
- Это единственный чужеземец, который за последнюю тысячу лет вторгался на территорию Англии и покорил её.
- Прославившая её битва произошла под Орлеаном. Её объявили колдуньей и предали церковному суду, а через четыре с половиной века возвели в ранг католической святой
- Этот национальный герой чешского народа и идеолог Чешской Реформации, вдохновитель народного движения против засилья немцев и католической церкви, был сожжен по приговору церковного собора в 1415 году
- Этого французского короля называли “всемирным пауков” за ту политику, которую он проводил в период централизации государства: он плел интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников.
ОТВЕТ
- 1.Авицена (ибн-Сина), 2 – Урбан II (римский папа), 3 – Чингизхан, 4 – Хлодвиг, 5 – Вильгельм Завоеватель, 6 – Жанна д’Арк, 7 – Ян Гус, 8 – Людовик IX Святой
По 2 балла за каждую определенную личность
3. Натуральное хозяйство
ЗАДАНИЕ.
- Какая отрасль хозяйства была главной в Средние века?
- Какие из перечисленных нижи культур выращивали в средневековой Европе: пшеница, рис, овес, репа, помидоры перец, картофель, огурцы, яблоки, кофе, груши, гвоздика, лук, морковь, капуста, горох, арахис.
- Нарисуйте, по какому принципу делили свои поля средневековые крестьяне, выращивая зерновые культуры.
ОТВЕТ
- Сельское хозяйство (земледелие)
- Выращивали: пшеница, овес, репа, огурцы, яблоки, груши, лук, морковь, капуста, горох.
- Трехпольный севооборот
Яровые |
Озимые |
Пар |
Либо для раннего средневековья
Засеянное поле |
Пар |
Оценка:
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
4. Города
ЗАДАНИЕ
Ответьте на вопросы:
- В каких местах возникали средневековые города?
- Жители средневековой Европы часто привязывали к подошвам своих башмаков высокие деревянные чурки. Зачем?
- Эта категория жителей города во многих случаях не имела права носить оружие в городской черте и появляться на улицах после 21 часа. Кто это?
(на этой станции использовалась учебная картина “Средневековый город”)
Ответы:
- Рядом с замками и монастырями, на переправах через реки, в удобных для судоходства местах.
- Чтобы не запачкаться в грязи
- Студенты
По 1 баллу за правильный ответ.
5. Здесь обитают драконы
ЗАДАНИЕ.
Перед Вами карта Европы. Средневековые жители верили, что рядом с ними или у соседей живут фантастические существа, поместите магниты там, где они поселяли:
Драконов, эльфов, лепреконов, оборотней, ведьм, гномов, троллей, русалок, вампиров
ОТВЕТ
Драконов – в Англии, Франции, Германии,
России
Эльфов – в Англии
Лепреконов – в Ирландии
Оборотней – во Франции, России, Венгрии
Ведьм – в Англии, Франции, Германии, Украине
Гномов – в Германии, Скандинавии
Троллей – в Скандинавии
Русалок – в Восточной Европе
Вампиров – в Румынии
По 1 баллу за правильное размещение магнита с наклеенной буквой или изображением мифического существа
6. Католическая церковь
ЗАДАНИЕ
Перед Вами модель средневекового храма (использована модель собора Парижской богоматери, собранная из 3D-паззла). Определите:
- Какой храм относится к католической церкви
- К какому художественному стилю относится это сооружение
- Перечислите основные характерные признаки этого стиля и покажите их на модели
ОТВЕТЫ
- Нотр-Дам де Пари
- готика
- роза над главным входом, стрельчатые окна, две башни, общая вытянутость сооружения вверх, аркбутаны (внешние колонны), большое число окон, витражи.
По 1 баллу за правильный ответ
7. Феодальный замок
ЗАДАНИЕ
Перед вами модель средневекового замка (используется модель замка феодала, склеенная из картона). Покажите
- Основные части замка
- Какие функции мог выполнять замок
- В каких странах Европы сохранились до сих пор замки, построенные в Средние века
ОТВЕТЫ
- – могут показать крепостные стены, подъемный мост, ров, донжон
- Крепость, сокровищница, тюрьма, дворец, арсенал, монетный двор, резиденция правителя, административный центр округи, вокруг него мог зародиться город
- Англия, Шотландия, Франция, Германия, Польша, Литва, Испания
По 1 баллу за верный ответ.
Вопросы маршрутного листа:
Приветствуем Вас на Неделе истории!
Сегодня мы устраиваем праздник в честь этой занимательной и полезной науки, но чтобы попасть на него, Вам надо собрать все буквы слова-пароля. Наклеив их на свой маршрутный лист, Вы узнаете от проводника, куда Вам надо идти дальше. Хранятся буквы у судей на станциях. Чтобы получить их, вы должны выполнить задание!
Как узнать – откуда начинается Ваше путешествие и каков Ваш маршрут? Отгадайте загадки и найдите ответ на указателях.
Счастливого пути!
- На какие группы делилось общество в Средневековье?
- Какой тип хозяйства был господствующим в эпоху Средних веков?
- Что писали на средневековых картах там, где находились неизвестные людям земли?
- Политик, поэт, богослов, ученый, воин – если он остается в памяти людской, его назовут….
- Какая организация оказывала наибольшее влияние на духовную жизнь людей в Средневековье?
- В Средние века для многих они были символом свободы.
- Какое сооружение было необходимо иметь каждому крупному феодалу?
Литература:
- Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени. – М.: Владос, 2003.