Из опыта проведения "Недели истории". Командная игра по истории Средних веков

Разделы: История и обществознание


Одним из видов внеклассной работы по предмету во многих образовательных учреждениях является проведение предметных недель. Такая “Неделя истории” проводится и в нашей Гимназии. Традиционно она приурочена к 23 февраля – Дню защитника Отечества и включает в себя разнообразные мероприятия, рассчитанные на проведение и в параллели классов, и в разновозрастных детских коллективах. Сценарий одного из таких мероприятий и будет представлен ниже.

Командная игра по истории средних веков рассчитана на учащихся 6–7-х классов, делящихся на команды по 7–10 человек. Обучающая цель игры заключается в повторении и обобщении знаний обучающихся по истории европейского средневековья. Игра предполагает перемещение команд по станциям, выполнение заданий и получение за правильно выполненные задания баллов в маршрутный лист и буквы слова-пароля, которое необходимо собрать. Порядок прохождения станций определяется порядком вопросов в маршрутном листе, ответ на которые является названием станции. Для проведения такой игры привлекаются учащиеся 10-11 класса для работы на станциях и для финальной церемонии награждения, проходящей в спортивном зале, попасть в который команда может, сказав слово-пароль. Игра рассчитана на 40-50 минут.

Необходимо отметить, что проведение данного мероприятия потребовало привлечения не только учителей истории, но и других педагогов Гимназии, так как для работы станций было задействовано несколько классов. Число станций должно быть равно числу команд, чтобы все могли стартовать одновременно.

Привлечение в одном из заданий подсказки с использованием текста Чосера на языке оригинала объясняется особенностями учебного плана Гимназии, где все учащиеся углубленно изучают английский язык и могли воспользоваться этими знаниями.

В финале игры, после объявления результатов, перед учениками выступили представители военно-исторического клуба.

Станции и задания игры:

1. Сословия феодальной Европы

ЗАДАНИЕ.

Перед вами 3 отрывка из произведения Джефри Чосера “Кентерберийские рассказы” (текст взят из сети Internet обучающимися, при подготовке заданий для станции). Определите, к какому занятию средневековых жителей подходят данные отрывки, какое место они занимали в средневековом обществе.

1.Его конюшню вся округа знала,
Его уздечка пряжками бренчала,
Как колокольчики часовни той,
Доход с которой тратил он, как свой.

Зачем корпеть средь книг иль в огороде,
Зачем тощать наперекор природе?
Труды, посты, лишения, молитвы -
На что они, коль есть любовь и битвы?
Пусть Августин печется о спасенье,
А братии оставит прегрешенья.

Подсказка:

A monk ther was, a fair for the maistrie,
An outridere, that lovede venerie,
A manly man, to been an abbot able.

2. С ним в ремесле врачебном ни единый
Врач лондонский соперничать не мог;
К тому ж он был искусный астролог;
Он, лишь когда звезда была в зените,
Лечил больного; и, связав все нити
Его судеб, что гороскоп дает,
Болезней он предсказывал исход, -
Выздоровления иль смерти сроки.

Подсказка:

With us there was a doctor of physic;
In all this world was none like him to pick
For talk of medicine and surgery;
For he was grounded in astronomy.

3. Любил он честь, учтивость и свободу;
Усердный был и ревностный вассал,
И редко кто в стольких краях бывал.
Крещеные и даже басурмане
Признали доблести его во брани.

Он с королем Александрию брал,
На орденских пирах он восседал
Вверху стола, был гостем в замках прусских,
Ходил он на Литву, ходил на русских,

А что сказать мне об его наряде?
Был конь хорош, но сам он не параден;
Потерт кольчугой был его камзол,
Пробит, залатан, в пятнах весь подол.
Он, возвратясь из дальнего похода,
Тотчас к мощам пошел со всем народом.

Подсказка:

A knight there was, and he a worthy man,
Who, from the moment that he first began
To ride about the world, loved chivalry,
Truth, honour, freedom and all courtesy.

4. В тканье была большая мастерица -
Ткачихам гентским впору подивиться.
Благотворить ей нравилось, но в храм
Пред ней протиснись кто-нибудь из дам,
Вмиг забывала, в яростной гордыне,
О благодушии и благостыне.
Платков на голову могла навесить,
К обедне снаряжаясь, сразу десять,
И все из шелка иль из полотна;
Чулки носила красные она
И башмачки из мягкого сафьяна.
Лицом бойка, пригожа и румяна,
Жена завидная она была
И пятерых мужей пережила,

Подсказка:

There was a housewife come from Bath, or near,
Who– sad to say– was deaf in either ear.
At making cloth she had so great a bent
She bettered those of Ypres and even of Ghent.

5. Такой он был обтрепанный, убогий,
Худой, измученный плохой дорогой.
Он ни прихода не сумел добыть,
Ни службы канцелярской. Выносить
Нужду и голод приучился стойко.
Полено клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь.
Он негу презирал сокровищ тленных,
Но Аристотель – кладезь мыслей ценных
Не мог прибавить денег ни гроша,

Подсказка:

A clerk from Oxford was with us also,
Who'd turned to getting knowledge, long ago.

6. Носил он шапку фландрского бобра
И сапоги с наборным ремешком
Да бороду. Он толковал о том,
Как получать, как сберегать доходы.
Он требовал, чтоб охранялись воды
В пути из Миддлбурга в Оруэлл.
Он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживался
И богател, а то и разорялся,
Но ото всех долги свои скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал,
Но так искусно вел свои расчеты,
Что пользовался ото всех почетом.

Подсказка:

There was a merchant with forked beard, and girt
In motley gown, and high on horse he sat

ОТВЕТЫ: 1. –монах, 2 – доктор медицины, 3 – рыцарь, 4 – ткачиха из Бата, 5 – студент, 6 – купец.

Оценка – по 2 балла за определение принадлежности к группе, 1 – за сословие, 1 – за картинку.

2. Знаменитые люди

Задание. Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках [1]:

  1. В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку
  2. “О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей”.
  3. Он носил длинную бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону.
  4. Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем.
  5. Это единственный чужеземец, который за последнюю тысячу лет вторгался на территорию Англии и покорил её.
  6. Прославившая её битва произошла под Орлеаном. Её объявили колдуньей и предали церковному суду, а через четыре с половиной века возвели в ранг католической святой
  7. Этот национальный герой чешского народа и идеолог Чешской Реформации, вдохновитель народного движения против засилья немцев и католической церкви, был сожжен по приговору церковного собора в 1415 году
  8. Этого французского короля называли “всемирным пауков” за ту политику, которую он проводил в период централизации государства: он плел интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников.

ОТВЕТ

  1. 1.Авицена (ибн-Сина), 2 – Урбан II (римский папа), 3 – Чингизхан, 4 – Хлодвиг, 5 – Вильгельм Завоеватель, 6 – Жанна д’Арк, 7 – Ян Гус, 8 – Людовик IX Святой

По 2 балла за каждую определенную личность

3. Натуральное хозяйство

ЗАДАНИЕ.

  1. Какая отрасль хозяйства была главной в Средние века?
  2. Какие из перечисленных нижи культур выращивали в средневековой Европе: пшеница, рис, овес, репа, помидоры перец, картофель, огурцы, яблоки, кофе, груши, гвоздика, лук, морковь, капуста, горох, арахис.
  3. Нарисуйте, по какому принципу делили свои поля средневековые крестьяне, выращивая зерновые культуры.

ОТВЕТ

  1. Сельское хозяйство (земледелие)
  2. Выращивали: пшеница, овес, репа, огурцы, яблоки, груши, лук, морковь, капуста, горох.
  3. Трехпольный севооборот

Яровые

Озимые

Пар

Либо для раннего средневековья

Засеянное поле

Пар

Оценка:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

4. Города

ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопросы:

  1. В каких местах возникали средневековые города?
  2. Жители средневековой Европы часто привязывали к подошвам своих башмаков высокие деревянные чурки. Зачем?
  3. Эта категория жителей города во многих случаях не имела права носить оружие в городской черте и появляться на улицах после 21 часа. Кто это?

(на этой станции использовалась учебная картина “Средневековый город”)

Ответы:

  1. Рядом с замками и монастырями, на переправах через реки, в удобных для судоходства местах.
  2. Чтобы не запачкаться в грязи
  3. Студенты

По 1 баллу за правильный ответ.

5. Здесь обитают драконы

ЗАДАНИЕ.

Перед Вами карта Европы. Средневековые жители верили, что рядом с ними или у соседей живут фантастические существа, поместите магниты там, где они поселяли:

Драконов, эльфов, лепреконов, оборотней, ведьм, гномов, троллей, русалок, вампиров

ОТВЕТ

Драконов – в Англии, Франции, Германии, России
Эльфов – в Англии
Лепреконов – в Ирландии
Оборотней – во Франции, России, Венгрии
Ведьм – в Англии, Франции, Германии, Украине
Гномов – в Германии, Скандинавии
Троллей – в Скандинавии
Русалок – в Восточной Европе
Вампиров – в Румынии

По 1 баллу за правильное размещение магнита с наклеенной буквой или изображением мифического существа

6. Католическая церковь

ЗАДАНИЕ

Перед Вами модель средневекового храма (использована модель собора Парижской богоматери, собранная из 3D-паззла). Определите:

  1. Какой храм относится к католической церкви
  2. К какому художественному стилю относится это сооружение
  3. Перечислите основные характерные признаки этого стиля и покажите их на модели

ОТВЕТЫ

  1. Нотр-Дам де Пари
  2. готика
  3. роза над главным входом, стрельчатые окна, две башни, общая вытянутость сооружения вверх, аркбутаны (внешние колонны), большое число окон, витражи.

По 1 баллу за правильный ответ

7. Феодальный замок

ЗАДАНИЕ

Перед вами модель средневекового замка (используется модель замка феодала, склеенная из картона). Покажите

  1. Основные части замка
  2. Какие функции мог выполнять замок
  3. В каких странах Европы сохранились до сих пор замки, построенные в Средние века

ОТВЕТЫ

  1. – могут показать крепостные стены, подъемный мост, ров, донжон
  2. Крепость, сокровищница, тюрьма, дворец, арсенал, монетный двор, резиденция правителя, административный центр округи, вокруг него мог зародиться город
  3. Англия, Шотландия, Франция, Германия, Польша, Литва, Испания

По 1 баллу за верный ответ.

Вопросы маршрутного листа:

Приветствуем Вас на Неделе истории!

Сегодня мы устраиваем праздник в честь этой занимательной и полезной науки, но чтобы попасть на него, Вам надо собрать все буквы слова-пароля. Наклеив их на свой маршрутный лист, Вы узнаете от проводника, куда Вам надо идти дальше. Хранятся буквы у судей на станциях. Чтобы получить их, вы должны выполнить задание!

Как узнать – откуда начинается Ваше путешествие и каков Ваш маршрут? Отгадайте загадки и найдите ответ на указателях.

Счастливого пути!

  1. На какие группы делилось общество в Средневековье?
  2. Какой тип хозяйства был господствующим в эпоху Средних веков?
  3. Что писали на средневековых картах там, где находились неизвестные людям земли?
  4. Политик, поэт, богослов, ученый, воин – если он остается в памяти людской, его назовут….
  5. Какая организация оказывала наибольшее влияние на духовную жизнь людей в Средневековье?
  6. В Средние века для многих они были символом свободы.
  7. Какое сооружение было необходимо иметь каждому крупному феодалу?

Литература:

  1. Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени. – М.: Владос, 2003.