Уроки литературного чтения с использованием литературных средств, методов и приемов по развитию критического мышления учащихся

Разделы: Начальная школа


Тема: Л.Н. Толстой. Акула. 4-й класс («Начальная школа 21 века»)

Цели: развитие читательских умений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого "Акула"; пробудить познавательную активность.
  • работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора (Приложение 1), презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

Задача нашего урока - продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать.

Методический прием "Корзина понятий".

-Вы узнали кто это?

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

Составление "Кластера":

Вывод:

Л.Н. Толстой - писатель - рассказы - басни - сказки - были - былины - разножанровый -- о детях - о природе - о Родине - художественный - вызывает чувства, научно-познавательный - сообщает факты

Вывод:

-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания:

- С каким произведением Вы работали дома?

-Для всех учащихся - самостоятельная работа в парах.

Задание: выполнить тест по произведению "Черепаха" в машинном варианте. Слайд 3.

1. Автор произведения "Черепаха":

а) Лев Кассиль;

б) Алексей Толстой;

в) Лев Толстой.

2. Определить жанр произведения "Черепаха":

а) рассказ;

б) басня;

в) очерк.

3. Рассказ "Черепаха":

а) художественный;

б) научно-познавательный;

в) документальный.

4. Подле леса Мильтон :

а) начал лаять;

б) стал торопиться лапами рыть яму;

в) начал искать, поднял уши и стал принюхиваться.

5. Впереди его :

а) ползла черепаха, величиною с блюдечко;

б) бежала небольшая черепаха, величиною с шапку;

в) двигалась большая черепаха.

6. Когда черепаха увидала собаку, она :

а) спрятала ноги и голову и опустилась на траву;

б) побежала и спряталась в траве;

в) спрятала голову и замерла от страха.

7. Мильтон не мог прокусить её, потому что :

а) стало жаль черепаху;

б) я отнял черепаху;

в) у черепахи на брюхе скорлупа, как и на спине.

8. Черепахи живут :

а) в море;

б) на земле и в воде, как ужи и лягушки;

в) на земле.

9. Детей они выводят :

а) личинками;

б) икринками;

в) яйцами.

10. Черепахи кладут яйца :

а) на земле, и не высиживают их;

б) в гнезде, и высиживают их;

в) в воде.

Гимнастика для глаз.

Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

- У кого такой же ответ?

Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а.

-На ваших мониторах запечатлены отметки. Я их перенесу в журнал и в дневник. Спасибо за работу.

Рассказать подробно сведения о черепахе из произведения по плану.

План.

1.Внешний вид черепахи.

2. Виды черепах.

3. Среда обитания.

4. Размножение черепах.

Вывод Рассказ "Черепаха" научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о черепахе, её жизни, о видах черепах.

-Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Л.Н.Толстой?

3. Метод "Чтение с пометами".

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V - уже знал

+ - узнал новое

? - хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Музей - усадьба Ясная Поляна - в Щёкинском районе Тульской области. Слайд 6.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Методический прием "Предположение".

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране - рисунок акулы). Слайд 7.

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных? После высказываний ребят - сюжет об акулах. Слайд 8.

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

Чтение учителем. Методический прием "Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения: (Слайд 9)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

Чтение 1 части с.4 - 5 по 7 абзац. (Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.)

Методический приём "Дерево предсказаний" - слайд 10

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится текст?

3. Как могут развиваться события?

Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по "Дереву предсказаний".

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части с.6 абзац 6 (Раздался выстрел:) - 1, 2 ученика

-Какие у Вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Чтение текста про себя до конца.

5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 11.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

-Расскажите, что переживали во время чтения?

-Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь - что-то случится.

Лексическая работа:

- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

Музыкальная физминутка.

6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

-Разделите текст на части. Одинаковое ли настроение в них?

-На какие части можно разделить текст? Слайд 13.

-Выбрать на слайде (14), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает погоду, настроение людей.

-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение "...и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары".)

-Что же вызвало тревогу? Зачитать эпизод.

-Какой знакомый литературный приём вы увидели? Противопоставление.

Название части Настроение
1.Купальня в парусе. Спокойное
2.Мальчики в открытом море. Волнение
3.Акула. Тревога, страх
4.Выстрел. Ужас
5.Дети спасены. Радость и облегчение

Кульминация ()

Чтение, сопровождается построением схемы. Слайды 15-16.

 

-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа - радость и облегчение.

-Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?

-А кто является главным героем рассказа? Почему?

Рассказать обо всех переживаниях отца.

-Проследим по тексту действия и состояние.

-Мужественный ли он человек?

-Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков?

(Оцепенел от ужаса, потом действовал решительно, смело и находчиво. Он не мог справиться со своим волнением, горем, если бы попал в ребят.

Он упал у пушки, поднялся, когда понял, что опасность миновала.)

-Как вы оцениваете поступок капитана?

-Какие качества характера проявились у капитана?

-А как бы вы поступили на месте отца?

-Что двигало им? (любовь к ближнему)

-О ком нам стоило еще поговорить?

-А как ведут себя матросы на палубе?

-Какие приемы использовал автор, чтобы показать картины жизни?

(Слова передают: действия, звуки, цвет, запах)

-Что хотелось бы сказать о произведении?

(Короткий рассказ, но картин и чувств много. Звуковое кино. Переживают не только герои, но и читатели. А главное и важное в его рассказах - это не только изображение событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.)

-Сравните его с произведением "Прыжок".

(В "Акуле" лучше показано состояние отца, в другом - мальчика.

В характере отца - смелость, умение действовать и не теряться.

Сходство - место действия, переживания, настроение, отец спасает сына.)

Вывод:

-Почему так озаглавлен текст?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Доказать текстом.

Итог: составление "синквейна". Слайды 17-18.

  1. Написать имя существительное по теме.
  2. 2 имени прилагательных
  3. 3 слова-действия
  4. Предложение
  5. Слово-смысл темы. (Любовь.)

Домашнее задание: чтение с.4 - 6 подготовить рассказ об отце мальчика по плану или подробный пересказ текста - слайд 19.