Эпиграф урока: “Твой ум без числа ничего не постигает”Н. Кузанский
Цель: воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других.
Задачи: создание учебно-методических условий способствующих:
- повторению решений задач на прямую пропорциональность и нахождение части от числа; работе с графиками;
- закреплению навыков работы с положительными и отрицательными числами.
Ход урока.
I. Содержание и проведение игры.
Класс разбивается на группы-экипажи, состоящие из 5-6 человек. Каждый экипаж, выбрав название (например “Лада”), работает коллективно, распределив между собой роли командира экипажа, штурмана, механика, пассажиров.
Командир экипажа (наиболее подготовленный ученик) – координирует работу экипажа (выполнение всеми членами экипажа заданий, очередность решения и объяснения у доски, оценивает работу всех членов экипажа).
Штурман экипажа – отвечает за соблюдение правильности прохождения всех этапов гонок (график движения, лабиринт).
Механик экипажа – (один из хорошо знающих эту тему ученик) – отвечает за правильность решения заданий, находит ошибки и устраняет их.
Пассажиры – участвуют в решении всех заданий, поочередно объясняя решения у доски.
II. Этапы математических гонок.
- Подготовка к гонкам.
- Гонки – лабиринт.
- Финиш – подведение итогов.
Каждая группа-экипаж получает индивидуальное задание, выполняя каждое задание, один из участников (соблюдая очередность) объясняет решение и ответ заносит в таблицу.
Первые три задания в карточке готовят экипаж к самим гонкам, результат последней задачи является стартом гонок по типу лабиринта (результат предыдущего задания является началом следующего). Приложение 2.
III. Финиш – подведение итогов.
При заполнении таблицы и объяснении решений заданий учитель снимает баллы за ошибки и за консультации (которые может каждая команда взять, если попали в затруднительное положение при выполнении заданий). Команда, первая выполнившая все задания, получает 15 дополнительных баллов, вторая – 10 баллов, третья – 5 баллов. До финиша других команд, экипажи, выполнившие задания, получают дополнительные задания: ребусы, кроссворды и т.д.
Командам вручаются награды, командиры оценивают и рецензируют работу всех своих членов экипажа.
В конце урока таблица имеет вид.
Название экипажа команды |
Подготовка к гонкам |
Гонки- лабиринт |
Итого (баллов) |
Место |
|||||||||||
№ 1 |
№2 |
№3 (5б) |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 (5б) |
|||
(5б) |
(10б) |
старт |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
(5б) |
финиш |
|||
I. “Лада” |
480,80,40 |
120,80,40,100 |
48 |
-2,1 |
3,5 |
- |
-4 |
1 |
-41 |
-54,4 |
-8,15 |
-0,4 |
65+10 |
I |
|
II. “…” |
200,100,200 |
100,50,100,100,≈83 |
35 |
-3,4 |
4,4 |
-3,2 |
-4 |
-6 |
-1 |
3 |
-4 |
-8,5 |
62+15 |
II |
|
III. “…” |
100,50,250 |
25,100,125,≈ 62 |
24 |
-17,3 |
4,5 |
- |
1,14 |
-2,82 |
8,72 |
-2,5 |
-2 |
1 |
-11 |
65+5 |
III |
IV. “…” |
400,160,240 |
100,80,120,100 |
56 |
-0,17 |
6 |
-5 |
-5,5 |
-2,2 |
-0,7 |
7,5 |
-3 |
1 |
-1 |
60 |
IV |
V. “…” |
350,250100 |
175,50,100;87,5 |
42 |
-5,7 |
0,6 |
-3,4 |
5,7 |
-1,5 |
49 |
- |
2 |
-5 |
- |
64 |
V |
Последовательность выполнения заданий командами и ответы к заданиям.
I команда. |
II команда. |
финиш |
финиш |
III команда. |
IV команда. |
|
|
V команда.
- 42 – 13,9 – 50,7 + 16,9 = - 5,7;
- - 5,7 · 0,1 – 1,3 · (- 0,9) = 0,6;
- 0,6 х = - 2,04; х = - 3,4;
- -03,4 – (-9,1) = 5,7;
- 5,7 + х = 4,2; х = - 1,5;
- - 1,5 : (- 0,03) - 3 · = 49 ;
- 49 - b = 50; b = - ;
- - : (- 1 ) – 1 : (- 0,5) = 2;
- 2 + b = - 3; b = - 5;
- - 5 - 3 : (- ) = -
финиш