Цели:
- Активизировать влияние родителей на процесс воспитания учащихся .
- Показать, что от воспитания зависит успеваемость и дальнейшая судьба подрастающего поколения
- Раскрыть взаимоотношения “отцов” и “детей”
Оборудование: анкеты, средства мультимедиа.
Ход подготовки к собранию:
- за 2 недели до собрания учащиеся получили анкеты для заполнения родителями;
- учащиеся сами заполнили две анкеты;
- результаты анкетирования использовались на собрании.
Ход собрания
План работы родительского собрания
- Результаты анкет.
- Советы родителям.
- Результаты успеваемости.
- Фрагменты воспитательной работы.
I. Анкетирование
Анкета “Хорошие ли вы родители?” Приложение (Слайды 11, 12, 13)
- На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете “взрывом”, а потом жалеете об этом.
- Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
- Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
- Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
- Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
- Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
- Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
- Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
- Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
- Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание
- Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
- Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
- Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
- У вас конфликты с собственным ребенком
2. Результаты тестирования. (Слайд 5)
Анкета № 1 для учащихся.
- Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
- Кому ты рассказываешь дома о своей школьной жизни, о прожитом дне?
- Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
- Мама для тебя просто мама или еще подруга?
- Наказывают ли тебя дома? Как?
- Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?
- Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
- Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители или иначе?
- Будешь ли ты строгим родителем?
- В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?
- Будешь ли баловать своих детей?
- Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?
- Будешь ли ты наказывать своих детей?
- Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?
3. Результаты анкетирования. № 1. (Слайды 8, 9, 10)
Анкета № 2 для учащихся.
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
- Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?
- Интересуются ли они вашей учебой?
- Знаете ли вы друзей ваших родителей?
- Бывают ли они у вас дома?
- Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
- Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
- А в “детские праздники” предпочитаете ли вы оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
- Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
- А телевизионные передачи и фильмы?
- Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
- Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?
4. Результаты анкетирования. № 2. (Слайды 11, 12, 13)
II. Жить в согласии со своими детьми.
Осудив результаты анкет, учитель переходит к решению следующего вопроса, связанного с воспитанием ребенка в семье.
Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель опирается на достоинства ребенка, помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, который поддерживает ребенка во время неудач.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь к нему.
- Избегать подчеркивания его промахов.
- Внести юмор во взаимоотношения с ним.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Верить в ребенка.
- Принимать его индивидуальность.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
III .От воспитания в семье к результатам успеваемости.
1. Анализ успеваемости
(Слайды 21–29)
IV. Воспитательный процесс в школе.
В течение учебного года велась работа по отслеживанию и анализу уровня воспитанности учащихся. Сопоставительный анализ результативности по определенным показателям во 2 полугодии стал выше, чем в 1-ом полугодии, о чем свидетельствуют данные, приведенные на таблицах. Такая динамика свидетельствует о том, что работа, направленная на воспитание личности, дает положительные результаты. В течение учебного года проведен диагностический мониторинг по выявлению уровня воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся. Динамика результативности представлена на следующих графиках:
1. Уровень воспитанности. (Слайды 31–35)
Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят, их ответственность.
Произошли изменения в социокультурном развитии учащихся:
- улучшилась культура общения,
- произошли изменения в правовой, интеллектуальной и информационной культуре,
- повысилась художественная, экологическая, физическая культура,
- изменилась адаптированность к современной жизни: продолжается развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге развитие культуры жизненного самоопределения.
V. Изучаем доминирование работы полушарий головного мозга.
Стиль обучения определенным образом соотносится с различными способами получения информации из окружающего мира и передачи соответствующих сообщений от органов чувств в мозг. А наши предпочтения в использовании полушарий мозга тесно связаны с тем, что мы делаем с этими данными – как мы их обрабатываем, обдумываем и храним, после того как они попадают в мозг. Сенсорные данные, полученные с помощью глаз, ушей, осязания или мускулов, можно направить по каналам, которые ведут в правое или левое полушария мозга. Между тем полушария мозга обрабатывают и хранят информацию различными способами. Важно знать эти различия, чтобы иметь возможность быстро освоить любой материал. Некоторые педагоги озабочены лишь тем, как с наибольшей пользой применить в своей работе различные стили обучения. В то же время другие педагоги озабочены лишь тем, чтобы извлечь максимальную пользу из своих познаний о доминировании различных полушарий мозга.
Чтобы получить целостное представление о том, какие методы обучения нам необходимы, нужно объединить оба эти принципа, то есть разработать концепцию суперканала, объединяющего в себе стиль обучения и предпочтения в использовании полушарий мозга.
Чтобы ускорить обучение, необходимо знать, каков наш оптимальный стиль
обучения и каковы наши предпочтения в использовании полушарий мозга.
(Слайды 37–39)
Характеристики доминирования левого полушария.
Одно из различий в способах функционирования полушарий мозга заключается в
том, что левое полушарие обрабатывает данные, закодированные в виде символов –
букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое полушарие обрабатывает данные
сенсорным способом, воспринимая мир посредством органов чувств, не прибегая к
словам. Благодаря левому полушарию, люди наделены даром речи. Не будь его, мы
воспринимали бы только то, что можно видеть, слышать, пробовать на вкус, обонять
и осязать, и ощущали бы движения нашего собственного тела – ведь для этого нам
не нужно использовать слова. Мы не были бы способны рассказывать о своих
переживаниях или передавать свой опыт другим. У большинства людей левая половина
мозга отвечает за речь, хотя имеются и исключения: в одном научном докладе
утверждается, что у пяти процентов "правшей" и тридцати процентов "левшей"
речевые центры размещаются в правом полушарии мозга. Попробуйте только
вообразить, как работает полушарие, в котором располагаются речевые и языковые
центры нашего мозга, – совсем как встроенный преобразователь, который чутко
улавливает все, что происходит с нами и вокруг нас, и перекодирует это в слова
или цифры.
(Слайды 40, 41)
Характеристики доминирования правого полушария.
Правое полушарие мозга перерабатывает информацию, не прибегая к возможностям
речи. Оно воспринимает зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые
ощущения, движения нашего тела, а также музыку, звуки человеческого голоса и
природы, не пытаясь переводить эти ощущения в слова или прилеплять к ним ярлыки.
Оно воспринимает жизнь как немое кино. Несмотря на то что все мы пользуемся
речью, разница состоит в том, что некоторые люди с самого начала переводят все
свои ощущения в слова, тогда как другие изначально воспринимают любое событие
как сенсорный опыт в чистом виде, без всякого участия слов. Перерабатывая этот
исходный материал в своем мозгу, человек может "думать" о нем либо при помощи
слов – так, как будто в его голове развертывается некий диалог, – либо
посредством сенсорных образов, вбирающих в себя всю полноту зрелища, звука,
запаха, вкуса, прикосновения, моторных ощущений, без всякого участия слов. Если
вы задаетесь вопросом, каким образом это возможно, вспомните, как однажды вы
повстречали кого-то из знакомых, но были не в состоянии назвать его (ее) имя. Вы
изо всех сил старались вспомнить, но потерпели фиаско, и однако же вы были
уверены, что знакомы с этим человеком. Это пример того, как функционирует правое
полушарие мозга – без слов.
(Слайды 42, 43)
VI. Модель личности выпускника школы.