Цели урока:
- усвоить понятие равнина, познакомить учащихся с особенностями равнин,
- научить находить равнины на физической карте,
- рассмотреть вопрос охраны равнины
Оборудование: физическая карта.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний:
– Дети вы любите листопад?
– Вот и сегодня на уроке мы попадем на “Листопад Знаний”. Особенностью каждого листка является то, что каждый лепесток упадет на землю только тогда, когда мы отвечаем на вопрос правильно.
(Запись на доске, а рядом прикреплен листочек дерева)
- Что такое озеро? Чем озеро отличается от реки?
- Что называется бассейном реки?
- Какое озеро называется проточным, какое бессточным?
- В каком климате озерная вода бывает соленой?
- Какая вода пригодна для питья?
- Какая вода нужна фабрикам, заводам? Что такое очистные сооружения?
- Какое озеро самое крупное в Азии?
- Какое озеро самое глубокое?
- Какое озеро самое крупное в Европе?
(Рядом с номером вопроса прикреплен листочек с правильным ответом. Ученик, прочитав все вопросы будет сам выбирать на какой он будет давать ответ. Ученик подходит к доске, открепляет листочек и сам проверяет, правильно ли он ответил, прочитав ответ на обороте. Если ответ не правильный, то лепесточек возвращается в исходное положение и другой ученик дает ответ. Если ответ правильный, то лепесточек переворачивается и прикрепляется на доску напротив вопроса).
(Вопросы вызовут затруднения, какие-то вопросы не выберут для ответа).
– Почему данные вопросы вызвали у вас затруднения?
– Попытаемся к концу урока ответить на заданные вопросы и сделать листопад более красивым.
III. Совместное “открытие” знаний:
– Для дальнейшей работы нам необходимо организовать работу в группах. Каждая группа будет выполнять свою работу по плану и через определенный промежуток времени сделать отчет по выполненной работе.
(Учащиеся разбиваются на группы, выполняют работу по алгоритму, учитель оказывает помощь тем, которые испытывают трудности при выполнении самостоятельной работы).
Задания.
Группа № 1.
1. Прочитай материал учебника стр. 11.
2. Используя получены знания, ответь на вопросы:
- Что такое равнина? Чем отличается от другой формы Земли?
- Каким цветом показана равнина на карте?
- Что такое земледелие?
3. Используя глобус или карты, найдите крупные реки в Европе и Азии.
Группа № 2.
1. Прочитай материал учебника стр. 12.
2. Используя полученные знания, ответь на вопросы:
- Как называется холмистая равнина в Европе, по которой текут реки Волга, Дон и Днепр.
- Как называется низкая равнина в Азии, по которой течет река Обь?
3. Назовите и покажите на карте реки в Африке, Австралии.
Группа № 3.
1. Прочитай учебник стр. 12.
2. Используя полученные знания, ответь на вопросы:
- Что такое болото?
- Как образуются болота?
- Как на карте обозначаются болота?
3. Показать на карте реки в Америке.
Первичное закрепление.
– Время работы истекло. Сейчас вам необходимо предоставить свою работу и мы сможем найти ответы на трудные поставленные вопросы в начале урока.
(Учащиеся представляют свою работу по очереди.)
– Выступление учеников с сообщениями, подготовленными заранее о равнинах (Восточно-Европейская /русская / равнина, Западно-Сибирская равнина).
– Работа по физической карте.
V. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Где могут пригодиться эти знания?
- Как мы получили знания?
- Как работал(а) я?