Современные педагогические технологии дают возможность не только для проведения эффективных уроков и повышения качества знаний, но и для организации успешной исследовательской деятельности учащихся в ее различных формах в рамках педагогики сотрудничества.
Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. Работа учащихся с музейными материалами позволяет использовать метод проектов, который предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Интегрируя две методики – музейную педагогику и метод проектов, опираясь на современные информационные технологии, мы совместно с учащимися школы приступили к созданию виртуального музея.
Школа № 6 города Бор Нижегородской области – одна из старейших школ города, с богатой историей и традициями. К сожалению, с течением времени, архивные текстовые документы, фотоматериалы приходят в негодность. Нестабильные 90-е годы привели к тому, что созданные в школе музей в традиционной форме, был разрушен.
Подготовка к последнему юбилею школы (в том числе социологический опрос учителей, учащихся и их родителей) показала имеющийся интерес к истории школы. Исходя из этого, мы решили восстановить музей. Используя современные информационные технологии, мы создаем виртуальный музей.
В своей работе мы поставили следующие цели:
- Сохранение архивных материалов школы (перевод их в цифровой вид)
- Привлечение учащихся к исследовательской работе с материалами музея.
- Содействие гражданско-патриотическому воспитанию школьников через пропаганду материалов музея.
В связи с этим сложились два направления в исследовательской деятельности учащихся:
- Поисковое (сбор, обработка, сохранение архивных материалов, встречи с ветеранами, бывшими работниками школы…)
- Пропагандистское (представление полученных материалов на школьных и районных конференциях).
Виртуальный музей школы № 6 включает в себя следующие разделы:
- История школы
- Школа в годы Великой Отечественной войны
- Директора школы
- Наши ветераны
Этапы работы над музеем:
2006–2007 год – подготовительный этап: проведение социологического опроса, составления плана работы, выбор представления материалов музея, отбор материала.
2007–2008 год – организационный этап: привлечение учащихся к работе с материалами музея, создание проектов по разделам музея.
2008–2010 год – основной этап: презентация проектов, оформление виртуального музея, разработка перспективного плана.
Участниками исследовательской работы стали:
2007–2008 год – ученики 10-го класса, создавшие разделы: “История школы” и “Школа в годы Великой Отечественной войны”. Результаты своей исследовательской деятельности ими были представлены на районной конференции учащихся, а также в материалах Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
2008–2009 год – ученики 10-го класса создали раздел “Директора школы”. Они работали не только с архивами, но и брали интервью, беседовали с бывшими директорами и людьми, знавшими их.
2009 – 2010 год – ученики 7-го класса дополняют материалы раздела “Школа в годы Великой Отечественной войны”.
В наших дальнейших планах разработка раздела “Наши ветераны”, привлечение новых учащихся к работе над музеем.
Работа над музеем показала, что у современных школьников есть интерес к своей истории, своей малой Родине. Они готовы заниматься исследовательской работой для сохранения, приумножения материалов по истории школы, тем более что эта деятельность позволяет им улучшить свою компьютерную грамотность: умение создавать web-страницы, переводить в цифровой формат текстовые и фотодокументы, обрабатывать их, создавать презентации и представлять их.
Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую работу над виртуальным музеем школы № 6.
Список литературы:
- Кудрина Т.А.