Тема: «Шляпочные грибы»
Цель:
- Изучить характерные особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы.
- Выявить приспособления к среде обитания, многообразие, значение в природе и жизни человека.
- Обучить учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами.
- Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.
Оборудование: коллекция муляжей, влажные препараты шляпочных грибов, карточка – инструкция к лабораторной работе, рисунки, иллюстрирующие различные этапы урока, мультимедийное оборудование для презентации урока, звуковое сопровождение пение лесных птиц.
Ход урока
Учитель: Я приглашаю вас на прогулку.
Полон сказок и чудес,
Наш дальневосточный лес,
Нас к себе он приглашает,
Раскрыть тайны обещает.
Чтоб узнали точно мы –
Как в лесу растут ...
Мы знаем, что в лесу есть не только грибы. Но растения и животные,
Учитель: Как вы думаете: грибы это растения или животные? Наверное, нам не хватает знаний, чтобы ответить на этот вопрос уверенно. Давайте проведем исследование и выясним, куда относятся грибы?
Прием: А знаете ли вы, что?
- Грибы обитают повсюду, где есть органические вещества: в почве, воде, в жилище, продуктах питания, теле человека?
- Мир грибов очень разнообразен, их насчитывается 100 тысяч видов?
- Плодовое тело гриба во время роста, впитывая воду в 10-12 раз больше массы собственного тела.
- Сила давления гриба на все окружающее во время роста - в десять раз больше, чем давление в цилиндре паровоза.
- Если белый гриб, которому «отроду» всего один день, весит 2 грамма, то на шестой день его жизни вес увеличивается в 95 раз.
- Подосиновик может вырасти в высоту на 20 см., а диаметр шляпки до 30 см.
- За одни сутки подберезовик может вырасти на 3 - 5 см.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о шляпочных грибах. А работать мы будем на картах - исследованиях.
I этап урока.
На доске тема ГРИБЫ, буквы переворачиваются и падают.
Учитель: Чтобы вернуть буквы на место, нам нужно рассмотреть особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. Познакомиться с многообразием грибов, их значением в природе и жизни человека. Постепенно отвечая на вопросы, мы будем восстанавливать тему.
Учитель: С какой буквы мы начнем?
Г Какое строение имеют грибы?
Учитель: Если в месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.
- Как вы думаете, что это такое? Грибница.
Ученые установили, что эти ветвящиеся нити и есть настоящее тело гриба, а то, что мы привыкли называть грибами, всего лишь плодовое тело.
- Сравните плодовые тела предложенных вам грибов. Какое отличие вы заметили?
У одних грибов, например у белого гриба, подберезовика, масленка, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.
- Давайте распределим грибы по группам. Пластинчатые и трубчатые.
Буква Г встает на место.
II этап урока.
Учитель: Каким будет наш следующий ход? Правильно Р.
Р Как размножаются грибы?
В лес отправились ребята,
По маслята и опята.
По грибочку собирали,
И в свое лукошко клали.
До полянки как добрались,
Очень сильно испугались.
Грибы в лукошках побросали,
И из леса убежали.
Что ж друзей так напугало?
Из лесу, что их прогнало?- Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. Ясно, тут дело не чисто! В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше. Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине.
- Почему в центре круга не растут растения?
Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. Подобные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром от 70 до 200 м. в течение года грибница нарастает на 10 -12 см. следовательно, возраст грибниц может достигать 500 - 600 лет
- Давайте попробуем выяснить, как размножаются грибы? Смоделируем шляпку пластинчатого гриба (гармошка) как вы думаете, какое значение имеет такое строение шляпки?
- Увеличение поверхности, а если большая поверхность, то и образуется много спор.
- А что такое споры?
Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем почве, споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. На которых затем происходит образование новых плодовых тел.
- Так что же такое спора?
Спора - клетка, дающая начало новому организму.
Буква Р встает на место.
III этап урока.
Учитель: Какой будет следующая буква?
И Питание грибов.
Учитель: Эта буква очень важна, для поиска ответа на наши проблемы. Обратите на нее внимание. Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, а грибы паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет.
В лес осиновый пойду - подосиновик найду,
Собирать маслята мне, в ельнике иль сосняке.
Под березой встречу я - груздь, волнушку, валуя,
Ну а белый гриб хорош, и вблизи дубов найдешь.
Учитель: Грибники давно заметили, что подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята и рыжики в сосновых и еловых лесах. Оказалось, что грибница растет не сама по себе. Она срастается с тонкими корневыми волосками дерева и образует грибокорень, или, как ее назвали ученые микоризу. Обнаружив это люди, сначала решили, что гриб «присосался» к дереву и «грабит» его. Но позже поняли: не только грибам не жить без деревьев, но и деревьям не существовать без грибов. Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества. И сами не остаются в долгу: они гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.
- Так что же такое симбиоз?
Симбиоз - совместное взаимовыгодное существование организмов.
И встает на место.
IV этап урока.
Следующая буква Б съедобные и ядовитые грибы.
Учитель: Какие грибы съедобные, какие ядовитые?
Что случилось с нашим Петей?
Скушал он грибочки эти?
Разве Петя ты не знал,
В кузовок к тебе случайно,
Ядовитый гриб попал!
- А вы ребята знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Игра: Собери грибочки в кузовочек
Кто же Петеньке поможет?
Кто спасти ребенка сможет?
Самостоятельная работа. Учащиеся делятся на группы при помощи маркировки под столами красные и желтые. Кому достались красные флажки, работают с карточками по оказанию первой помощи при отравлении грибами, у кого желтые флажки работают с правилами сбора грибов.
На столах лежат инструкции:
- правила сбора грибов
- первая помощь при отравлении грибами
Учитель: Помните, дети, правила эти - tе нужно грибы собирать как наш Петя!
Буква Б встает на место.
V этап урока.
Ы значение грибов в природе и жизни человека.
Учитель: Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?
Прием: Это интересно!
- 258 видов шляпочных грибов содержат антибиотики, замедляющие рост болезнетворных организмов.
- Экстракт, полученный из белого гриба, использовали для лечения обморожения, рака.
- Желчный гриб используют для лечения болезней печени, желчного пузыря.
- Опенок обладает слабительным действием, его используют для лечения щитовидной железы.
- Отваром мухоморов, лечат ревматизм, заболевания кожи, эпилепсию, тонзиллит.
Учитель: Мы закончили наше исследование, а теперь мы можем ответить на вопрос? К каким организмам нам нужно отнести грибы?
- По особенностям строения, питания, размножения, грибы относят к отдельному царству, которое называется царство грибов!
Учитель: Заканчивается прогулка по лесу….
В лесу не просто так гуляли,
О грибах мы узнавали.
Что им нужно, чтоб питаться,
Где расти, как размножаться,
И стоит ли колец бояться?
В группы их распределяли,
И в свое лукошко клали.
Узнавать учились мы,
Ядовитые грибы.
Петеньку спасали, дружно.
В общем было нам не скучно...
Очень многое узнали –
И с собой для жизни взяли!
Учитель: Давайте узнаем, что полезного вы узнали сегодня на уроке? Я предлагаю вам ответить на вопросы теста (тест пятерочка). Поставьте знак + в клеточках, соответствующих правильным ответам.
Учитель: Запишем домашнее задание.
Прочитайте параграф учебника и ответьте на вопросы.
А для тех, кто заинтересовался темой урока, предлагаю интересные вопросы повышенной сложности, которые вы найдете в своих картах-исследованиях.