Управление качеством образования предполагает
эффективную систему образовательной
деятельности.
Огромное значение в моей работе играет хорошо
организованная и тщательно продуманная
диагностическая работа с педагогами и
обучающимися.
На всех этапах работы диагностика является
связующим звеном между содержанием и
результативностью деятельности всех участников
образовательного процесса.
Сущность диагностирования состоит в том, чтобы:
– обнаружить изменения существенных
характеристик, признаков личности,
педагогического процесса;
– увидеть нормы или отклонения в их развитии
(ориентируясь на эталон);
– определить ступень или уровень развития;
– проанализировать полученные факты;
– установить закономерности, причины,
вызывающие эти изменения;
– выработать обоснованный и конкретный план
дальнейшего педагогического взаимодействия.
Учителя нашей школы средствами своих предметов формируют у школьников:
– навыки познавательной общеучебной
деятельности;
– знания и умения по организации целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценке;
– умение выбирать целевые и смысловые установки
для своих действий;
– умение самостоятельно искать, анализировать,
отбирать нужную информацию;
– навыки общения.
Все это можно классифицировать по 5 направлениям:
- Обучаемость.
- Обученность.
- Межпредметные навыки.
- Учебная деятельность.
- Общеучебные умения и навыки.
Ведя диагностику по данным направлениям, мы составляем индивидуальный план развития по любому классу, предмету и даже предусматриваем индивидуальное развитие каждого ученика.
Методики диагностики данных направлений разработаны. Исследование мы проводим в течение учебного года.
Для диагностики работы учителей использую:
– диагностическую карту успешности учителя;
– анкету «Изучение организационных умений
педагога»;
– анкету «Коммуникативная культура педагога»;
– анкету «Трудности организации школьного
урока» и другие.
Для диагностики учащихся используем:
– анкету об отношении школьников к учебной
деятельности;
– тематическое сочинение;
– диагностику учебных мотивов;
– анкету об отношении старшеклассников к
учебной деятельности;
– изучение познавательных интересов
школьника;
– диагностику интереса к чтению;
– анкету «Как я работаю с учебником»;
– диагностику развития личности;
– анкету «Изучение самочувствия ученика в
ученическом коллективе»;
– диагностику ученического коллектива;
– диагностику нравственной воспитанности
учащихся;
– анкету «социальный портрет современного
ученика»;
– диагностику знаний, умений и навыков ученика.
Результаты диагностики обсуждаем с коллективом на педагогических советах, производственных совещаниях, семинарах.
Эти результаты позволяют мне:
– прогнозировать перспективы
профессионального роста учителя;
– видеть сильные и слабые стороны в работе
учителя с целью создания системы коррекции;
– формировать педагогическую культуру и
мастерство педагога;
– способствовать совершенствованию
методической культуры учителя;
– стимулировать качество деятельности
методических объединений.