Роль педагогической диагностики в работе с учителем

Разделы: Администрирование школы


Управление качеством образования предполагает эффективную систему образовательной деятельности.
Огромное значение в моей работе играет хорошо организованная и тщательно продуманная диагностическая работа с педагогами и обучающимися.
На всех этапах работы диагностика является связующим звеном между содержанием и результативностью деятельности всех участников образовательного процесса.

Сущность диагностирования состоит в том, чтобы:

– обнаружить изменения существенных характеристик, признаков личности, педагогического процесса;
– увидеть нормы или отклонения в их развитии (ориентируясь на эталон);
– определить ступень или уровень развития;
– проанализировать полученные факты;
– установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;
– выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия.

Учителя нашей школы средствами своих предметов формируют у школьников:

– навыки познавательной общеучебной деятельности;
– знания и умения по организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценке;
– умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий;
– умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать нужную информацию;
– навыки общения.

Все это  можно классифицировать по 5 направлениям:

  1. Обучаемость.
  2. Обученность.
  3. Межпредметные навыки.
  4. Учебная деятельность.
  5. Общеучебные умения и навыки.

Ведя диагностику по данным направлениям, мы составляем индивидуальный план развития по любому классу, предмету и даже предусматриваем индивидуальное развитие каждого ученика.

Методики диагностики данных направлений разработаны. Исследование мы проводим  в течение учебного года.

Для диагностики работы  учителей использую:

– диагностическую карту успешности учителя;
– анкету «Изучение организационных умений педагога»;
– анкету «Коммуникативная культура педагога»;
– анкету «Трудности организации школьного урока» и другие.

Для диагностики  учащихся используем:

– анкету об отношении школьников к учебной деятельности;
– тематическое сочинение;
– диагностику учебных мотивов;
– анкету об отношении старшеклассников к учебной деятельности;
–  изучение познавательных интересов школьника;
– диагностику интереса к чтению;
– анкету «Как я работаю с учебником»;
– диагностику развития личности;
– анкету «Изучение самочувствия ученика в ученическом коллективе»;
– диагностику ученического коллектива;
– диагностику нравственной воспитанности учащихся;
– анкету «социальный портрет современного ученика»;
– диагностику знаний, умений и навыков ученика.

Результаты диагностики обсуждаем с коллективом на педагогических советах, производственных совещаниях, семинарах.

 Эти результаты позволяют  мне:

– прогнозировать перспективы профессионального роста учителя;
– видеть сильные и слабые стороны в работе учителя с целью создания системы коррекции;
– формировать педагогическую культуру и мастерство педагога;
– способствовать совершенствованию методической культуры учителя;
– стимулировать качество деятельности методических объединений.