Внеклассное мероприятие "Обрати свое сердце к книгам". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

  • познакомить учащихся с историей книги;
  • способствовать расширению кругозора, формированию творческого отношения к выполняемой работе;
  • прививать любовь и уважение к книгам.

Оборудование: рисунки учащихся, памятки, проектор, экран, макет устного журнала, высказывания писателей о книгах, костюмы для инсценирования сказок., презентация.

Ход мероприятия. 

Вступительное слово учителя.

Сегодня книги окружают нас повсюду. Они входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Они с нами в часы досуга, они наши помощники в труде и учёбе.

Трудно себе представить время, когда книга была величайшей редкостью: чтобы с ней встречаться, найти её, смельчаки отправлялись в рискованные путешествия.

Мы сегодня отправимся в путешествие по страницам истории книги. Я хочу вас познакомить с одной волшебницей, и она поможет мне вести путешествие. (На двери висит табличка с надписью: «Здесь живёт волшебница Читалия, покровительница книг»).

Здравствуйте, уважаемая Волшебница! Вы покровительница очень редких и мудрых книг. Сегодня наши ребята - читатели будут рады встрече с вами.

Волшебница: Здравствуйте! Да, действительно, в моём доме живут добрые, умные друзья- книги. Я часто с ними разговариваю. Они рассказывают мне столько забавных историй!

Кто на вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник мой и друг.

Первая страница нашего устного журнала «Обрати своё сердце к книгам» называется «По страницам истории книги».

Раскрыть содержание этой истории нам помогут учёные - историки.

Что такое книга? В словарях она определяется как произведение печати в виде сброшюрованных переплетённых лист бумаги с каким- нибудь текстом. Но книга в таком виде возникла не сразу. У неё было немало прообразов в древности.

Ученик-историк: Самый первый из них – «человек - книга».В очень далёкие времена, когда люди не умели писать и читать, свои законы, верования, предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителя именовали аэдом. Его часто приглашали на пир. Когда пир заканчивался, него участники требовали песен, легенд, сказаний. Аэд брал лиру и, перебирая струны, начинал петь о мудром царе Одиссее и храбром воине Ахилле. Сказание о войне греков с троянцами вначале жили в памяти народа. И лишь спустя века они были записаны.

Ученица-историк: До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них - узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. К толстой верёвке шнурки привязывались особым способом в зависимости от содержания информации. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее было событие, о котором шла речь. Чтобы прочитать письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, способ завязки узла.

Ученик-историк: На смену узелковому письму, которое было трудно читать (ему обучались годами), пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, копья, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите, рассказывал историю человека, погребенного под ней. Зачастую таким рисунком человек украшал своё тело. Татуировка имела своё значение - узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека.

Ученик - историк: Позже на каменных плитах стали появляться надписи- иероглифы, наиболее древние изобразительно- образные знаки египетского письма, применявшиеся в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Длинными строчками, как буква в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветок лотоса, люди. Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки: дужки, чёрточки, крючочки, петли.

Ученица - историк: Изобретение славянской азбуки связано с буквенной системой, которую мы называем кириллицей, возникшей на базе византийского (греческого алфавита). Создателями кириллицы являются братья - просветители Кирилл и Мефодий. С течением времени к ней добавлялись те знаки славянского языка, которым не было соответствия в звуках греческого языка. Прошло около тысячи лет, прежде чем кириллица превратилась в тот алфавит, которым мы пользуемся сегодня.

Ученик: первые библиотеки были хранилищами книг - плиток. Одна такая книга…

Ученица: «Книги - ленты». Придумали такие книги египтяне. Они выглядели в виде длинной - предлинной ленты. Строчки писались не во всю длину ленты, а несколько десятков или даже сотен столбцов. Делалась эта диковинная книга из бумаги. Похожей на плетеную циновку. Почему же эта книга у египтян выглядела в виде ленты? Потому что папирус – бумага при сгибании лопалась. А ленту можно было скатать в трубку. Книгу тех времен нельзя было сунуть в карман. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и несли его за спиной.

Ученик: «Книга из воска». Восковые книжечки изобретены были ещё во времена древних римлян. Выглядела восковая книга так: несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в середине. Скреплялись шкурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском -желтым или окрашенным в черный цвет.

Первая и последняя дощечка не покрывались воском. Писали на такой книге стальной палочкой, имевшей название стило. С одного конца она бала острой, а с другого – закругленной. Острием писали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно.

Таблички могли служить очень долго. Можно было бесконечно стирать написанное, затем писать снова. У каждого школьника в то далекое время была подвешена к поясу такая табличка.

Ученик: «Книга из кожи». Но вот у папируса и воска появился соперник- пергамент, и свитки из папирусной бумаги и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Материал для письма стали изготавливать из овечьей и козьей шкуры. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными треугольниками, драгоценными камнями; книга закрывалась на застежки и замки, которые запирались.

В библиотеках такие книги приковывали железными цепами к столбам, чтобы никто не мог их украсть.

«Берестяная книга». По свидетельству ученых, берестяные книги на Руси возникли в 11 веке и использовались для письма вплоть до 15 века. Они являются уникальными памятниками древнерусского письма и свидетельствуют об определенном уровне грамотности и культуры. Берестяные книги берут свое начало от берестяных грамот. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стрежнем. Для изготовления берестяных книг брали бересту, кипятили её, соскабливали с внутренней стороны смолу, а затем обрезали по краям, придавая нужную, как правило, прямоугольную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

«Книга из бумаги». Бумажные фабрики или , как их тогда называли, «бумажные мельницы» появились во Франции, в Германии , в Италии в 13 веке. На Русь завезли бумагу итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. Со временем бумажные мельницы появились в селе Канино, в 30 верстах от Москвы. В крупных европейских городах стали возникать школы и университеты. Потребность в книгах увеличилась. В Европе книгопечатание стало распространяться в середине 15 века, когда Иоганн Гутенберг в середине 15 века в г.Майнус в Германии напечатал так называемую 42-строчную Библию - первое полнообъёмное печатное издание в Европе. Первопечатником а нашей стране стал Иван Фёдоров, который в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол».

Волшебница: Спасибо вам, историки!                                                                                                       

Учитель: Пройдет время, и стальные великаны, а не типографические станки будут умножать число книг с невиданной силой, книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец настанет такой , какой мы её знаем её сегодня. Книга- великолепное чудо, способное передавать опыт и знании человечества через века. Книги- наши спутники в жизни , наставники , друзья, мудрые советчики! Они подобны светочу, который никогда не должен погаснуть!

Вторая страница нашего устного журнала называется «Книга в твоих руках».

Раскрыть ее содержание нам поможет добрая фея.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я хочу узнать, какие книги вы любите читать, чем интересуетесь. Я прислала вам вопросы, давайте проверим, как вы на них ответили.

-Где ты берешь книги для чтения?

-Какие книги ты любишь читать?

-Какие книги, прочитанные за последние полгода, тебе запомнились?

-Делишься ли ты с друзьями информацией о прочитанных книгах?

-Читаешь ли ты журналы? Если да, то какие?

-Читаешь ли ты газеты? Какие?

Спасибо вам за ответы!

А теперь откроем этот волшебный ларец, здесь лежат письма ребят. Вот послушайте, что нам пишет Салават Галиуллин (Хакимов Искандер, Ризванова Фарида).

Оказывается, ребята, вы любите читать книги, с большим интересом относитесь к ним.

Волшебница: Добрая фея! Наши ребята не только любят читать произведения, а составлять по ним сценарии. Они с удовольствием читали басни Крылова, даже инсценировали их. Итак, И.А.Крылов « Стрекоза и муравей».

Третья страница нашего устного журнала называется «Книжкино царство - мудрое государство».

Это, конечно же, библиотека. А библиотекарь - ближайший друг и мудрый советчик наших учеников.

Библиотекарь: Книги, как мудрые друзья, вводят вас в удивительный мир. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. А теперь давайте вспомним книги, которые вы уже читали, отгадаем имена героев, о которых идет речь.

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик - луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чипполино)

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла То голову принц от любви потерял. А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая? Кто мне подскажет? (Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка, А была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку - малышку … (Дюймовочка)

Библиотекарь:

Пусть всегда на помощь
К нам приходит Книга!
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг.

Медаль «Самая читающая ученица» вручается…

Четвертая страница называется «Как обращаться с книгой».

1. С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти книги будут читать дети. Книга не должна мокнуть – от этого она портится. У вымокшей под дождём или снегом книги коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт. Её неприятно брать в руки.

Чего боится книга? Дождя и снега.

2. Грязные руки оставляют на страницах книги пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно отметить жировые пятна. А они появляются, если ты кладешь книгу рядом с тарелкой. Не читай во время еды.

Чего боится книга?

Грязных рук.

3. Прежде чем начать читать книгу, оберни её бумагой, плёнкой или надень специальную обложку. Не бросай раскрытую книгу вверх переплётом, не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой.

Чего боится книга? Рассыпаться на отдельные листочки.

4. Если ты хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетрадке.

Не разбрасывай книги - они могут попасть в беду.

5. Чтение памятки (по экрану). А чтобы книжки не были на нас в обиде,
нужно запомнить несколько правил: (читаем правила - памятки).

Пятая страница называется «Скорая помощь книгам».

Доктор Айболит: Я доктор, книжкин друг. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут они ждут от нас помощи. Мы с вами, ребята, подклеиваем книжку, расправляем её странички, делаем новый корешок. А теперь для вас задание по группам.

  • Первая группа (вам задание с памяткой сделать закладку).
  • Вторая группа (у страницы оторван угол).
  • Третья группа (выпал из книжки лист).
  • Четвёртая группа (если у книжки оторвалась обложка или переплёт). Теперь, ребята, расскажите, как вы вылечили книги.

Шестая страница называется «Волшебное дерево сказок».

Книг в библиотеке очень много. Как познакомиться со всеми?

Какие ваши самые любимые книги? Это, конечно же, сказки.

Сейчас прозвучит песня из любимой сказки «Золушка» Шарля Перро.

А на следующих встречах мы будем говорить о том, «Как рождается книга», « Кто помогает книге появиться на свет?», «Как сделать книгу?», «Как построена книга».