Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми
Родителям известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми, и даже друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Работа с родителями по коррекции эмоциональной сферы реализуется по всем направлениям.
Схема № 1. Направления работы
Наиболее эффективной формой работы с родителями является выполнение домашних заданий. Данная форма работы решает следующие задачи:
- Индивидуализация коррекционного процесса.
- Устранение психологической безграмотности родителей и повышение их психологической культуры.
- Осознанное вовлечение родителей в единый совместный процесс коррекционной деятельности педагога – психолога.
Целью психологического сопровождения является активизация родителей в работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника посредством выполнения домашних заданий.
Основные компоненты работы с родителями по данному направлению таковы:
- Совместное выполнение (ребёнок – родитель) домашних заданий в индивидуальных альбомах.
- Предварительная подготовка:
-
индивидуальное проговаривание заданий с родителями;
-
практический показ, предлагаемых для домашнего задания игр – упражнений.
-
- Контроль за выполнением заданий.
- Отслеживание результатов и динамики развития ребёнка.
Домашние задания составляются в соответствии с тематическим планом пособия «Давай познакомимся», автор-составитель И.А.Пазухина.
Тематический план заданий (средний дошкольный возраст)
Раздел |
Темы заданий |
«Я и Я» Цель: способствовать осознанию ребёнком своего имени; дать представление о том, для чего нужны глаза, уши, нос, рот, руки; учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол). |
«Моё имя» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой» |
«Я и другие» Цель: дать ребёнку начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы; дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов |
«Мы такие разные» «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки» |
«Я и мои эмоции» Цель: дать ребёнку первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе; учить различать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию); развивать эмпатию (способность к сопереживанию) |
«Радость» «Удивление» «Страх» «Гнев» «Горе» «Интерес» «Наши эмоции» |
«Я и животные» Дать знания о том, чем человек отличается от животных; учить наблюдать за животным, играть с ним, заботиться о них; учить изображать животных, используя различные выразительные средства; помогать преодолевать возможный страх перед животными |
«Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животным» |
«Я и моя семья» Цель: учить ребёнка выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду; учить понимать свою роль в семье, ценить хорошие отношение, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь |
«С кем я живу» «Правила домашнего этикета» «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу» |
Домашнее задание для родителей.
Тема: «Радость»
Цели: познакомить ребёнка с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.
Материалы:
-
фотографии и картинки с изображением радостных людей;
-
зеркало;
-
карандаши или краски, альбом;
-
диск с мультфильмом «Ох и Ах»
-
вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; клей
Задание № 1. Предложите ребёнку картинки, семейные фотографии с изображением радостных чувств людей. Спросите его, какое чувство они испытывают. Предложите ребёнку подумать хорошенько и закончить предложение «Я радуюсь, когда…..».
Задание № 2. Игра-упражнение «Зеркало»
Попросите ребёнка посмотреться в зеркало и представить, что ему радостно: уголки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превратятся в маленькие щёлочки. Расскажите, что от зеркала бывают солнечные зайчики, поиграйте с ребёнком (Цель – снятие мышечного напряжения)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Задание № 3. Вырежьте вместе с ребёнком из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки. Задача – нарисуйте овал лица и приклейте на него выбранные части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, можно было сказать: «Все эти лица радостные». Приступайте к работе. (Цель данного упражнения – научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств)
Задание № 4. Прочитайте ребёнку сказку «Гномики»
-Бабушка! Кто-то звонит в дверь.
-Сейчас, сейчас открою. Кирюша, к тебе гости!
Кирюша удивлённо приподнялся на подушке. В комнату вошли два забавных гномика. Одеты они были в совершенно одинаковые костюмчики, башмаки, и колпачки тоже были одинаковые. Только настроение у них было разное. Один был весёлый, и его звали Ах. Другой был грустный, и звали его Ох. Они дружно поздоровались с Кирюшей и скромно сели на стульчики.
-Ох, почему ты такой грустный? – спросил Кирюша (Спросите ребёнка, почему такой грустный гномик?)
-Ах, а ты чего это развеселился? – спросил Кирюша (Спросите ребёнка, почему такой весёлый второй гномик?)
Гномики совершенно одинаковые, но чем-то они отличаются. Чем?
Нарисуем гномиков. (Вместе с ребёнком нарисуйте гномиков)
-Как же нам исправить настроение Аху? (Предложения ребёнка)
Мы раскрасим его одежду в яркие весёлые тона, а ротик нарисуем уголками вверх. А теперь споём весёлую песенку.
Жил на свете добрый гном,
Славный гном, весёлый гном.
Никогда не унывал,
Всем советы он давал:
«Никогда ты не грусти,
Радость в жизни ты ищи.
Все смешинки собирай,
И друзьям их раздавай!»
-Ой, бабушка, как здорово! Какие замечательные гости у нас были!
-Я очень рада, что тебе понравилось!
-Это фея прислала нам свою сестру, которая и постучалась к нам в дверь.
-Как её зовут ты уже, наверно, догадался.
-Конечно, это Радость!
Задание № 5. Предложите ребёнку посмотреть мультфильм «Ох и Ах»
Вопросы по содержанию мультфильма:
- Какая погода была во дворе у Аха и Оха?
- Чем она отличалась?
- С каким настроением легче жить?
- Как настроение влияет на самочувствие? Почему?