"Взаимодействие педагога-психолога с родителями в вопросах коррекции эмоциональной сферы дошкольника"

Разделы: Работа с родителями


Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми

Родителям известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми, и даже друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Работа с родителями по коррекции эмоциональной сферы реализуется по всем направлениям.

Схема № 1. Направления работы

Наиболее эффективной формой работы с родителями является выполнение домашних заданий. Данная форма работы решает следующие задачи:

  1. Индивидуализация коррекционного процесса.
  2. Устранение психологической безграмотности родителей и повышение их психологической культуры.
  3. Осознанное вовлечение родителей в единый совместный процесс коррекционной деятельности педагога – психолога.

Целью психологического сопровождения является активизация родителей в работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника посредством выполнения домашних заданий.

Основные компоненты работы с родителями по данному направлению таковы:

  • Совместное выполнение (ребёнок – родитель) домашних заданий в индивидуальных альбомах.
  • Предварительная подготовка:
    • индивидуальное проговаривание заданий с родителями;

    • практический показ, предлагаемых для домашнего задания игр – упражнений.

  • Контроль за выполнением заданий.
  • Отслеживание результатов и динамики развития ребёнка.

Домашние задания составляются в соответствии с тематическим планом пособия «Давай познакомимся», автор-составитель И.А.Пазухина.

Тематический план заданий (средний дошкольный возраст)

Раздел

Темы заданий

«Я и Я»

Цель: способствовать осознанию ребёнком своего имени; дать представление о том, для чего нужны глаза, уши, нос, рот, руки; учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

«Моё имя»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

«Я и другие»

Цель: дать ребёнку начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы; дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов

«Мы такие разные»

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

«Я и мои эмоции»

Цель: дать ребёнку первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе; учить различать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию); развивать эмпатию (способность к сопереживанию)

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции»

«Я и животные»

Дать знания о том, чем человек отличается от животных; учить наблюдать за животным, играть с ним, заботиться о них; учить изображать животных, используя различные выразительные средства; помогать преодолевать возможный страх перед животными

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животным»

«Я и моя семья»

Цель: учить ребёнка выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду; учить понимать свою роль в семье, ценить хорошие отношение, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь

«С кем я живу»

«Правила домашнего этикета»

«Путешествие в сказку»

«Я знаю, я умею, я могу»

Домашнее задание для родителей.

Тема: «Радость»

Цели: познакомить ребёнка с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.

Материалы:

  • фотографии и картинки с изображением радостных людей;

  • зеркало;

  • карандаши или краски, альбом;

  • диск с мультфильмом «Ох и Ах»

  • вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; клей

Задание № 1. Предложите ребёнку картинки, семейные фотографии с изображением радостных чувств людей. Спросите его, какое чувство они испытывают. Предложите ребёнку подумать хорошенько и закончить предложение «Я радуюсь, когда…..».

Задание № 2. Игра-упражнение «Зеркало»

Попросите ребёнка посмотреться в зеркало и представить, что ему радостно: уголки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превратятся в маленькие щёлочки. Расскажите, что от зеркала бывают солнечные зайчики, поиграйте с ребёнком (Цель – снятие мышечного напряжения)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Задание № 3. Вырежьте вместе с ребёнком из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки. Задача – нарисуйте овал лица и приклейте на него выбранные части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, можно было сказать: «Все эти лица радостные». Приступайте к работе. (Цель данного упражнения – научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств)

Задание № 4. Прочитайте ребёнку сказку «Гномики»

-Бабушка! Кто-то звонит в дверь.

-Сейчас, сейчас открою. Кирюша, к тебе гости!

Кирюша удивлённо приподнялся на подушке. В комнату вошли два забавных гномика. Одеты они были в совершенно одинаковые костюмчики, башмаки, и колпачки тоже были одинаковые. Только настроение у них было разное. Один был весёлый, и его звали Ах. Другой был грустный, и звали его Ох. Они дружно поздоровались с Кирюшей и скромно сели на стульчики.

-Ох, почему ты такой грустный? – спросил Кирюша (Спросите ребёнка, почему такой грустный гномик?)

-Ах, а ты чего это развеселился? – спросил Кирюша (Спросите ребёнка, почему такой весёлый второй гномик?)

Гномики совершенно одинаковые, но чем-то они отличаются. Чем?

Нарисуем гномиков. (Вместе с ребёнком нарисуйте гномиков)

-Как же нам исправить настроение Аху? (Предложения ребёнка)

Мы раскрасим его одежду в яркие весёлые тона, а ротик нарисуем уголками вверх. А теперь споём весёлую песенку.

Жил на свете добрый гном,
Славный гном, весёлый гном.
Никогда не унывал,
Всем советы он давал:
«Никогда ты не грусти,
Радость в жизни ты ищи.
Все смешинки собирай,
И друзьям их раздавай!»

-Ой, бабушка, как здорово! Какие замечательные гости у нас были!

-Я очень рада, что тебе понравилось!

-Это фея прислала нам свою сестру, которая и постучалась к нам в дверь.

-Как её зовут ты уже, наверно, догадался.

-Конечно, это Радость!

Задание № 5. Предложите ребёнку посмотреть мультфильм «Ох и Ах»

Вопросы по содержанию мультфильма:

  • Какая погода была во дворе у Аха и Оха?
  • Чем она отличалась?
  • С каким настроением легче жить?
  • Как настроение влияет на самочувствие? Почему?