Цель урока: составить общее представление об эпохе готического средневековья; увидеть характерные особенности эпохи в искусстве, культуре, религии и духовном мире человека; сравнить с античной культурой.
Задачи урока:
-
Образовательные – познакомить учащихся с готическим стилем и культурой европейского Средневековья, научить выделять готический стиль из других стилей, выявлять его особенности в различных проявлениях жизни, учить составлять из полученных раннее знаний по другим предметам целостную историческую картину, использовать приобретенные знания для расширения кругозора;
-
Развивающие - способствовать формированию познавательного интереса, эстетической активности обучаемых, побуждать к развитию связной, логичной, красивой речи на примерах художественной критики, высказыванию собственных суждений, обогащать словарный запас;
-
Воспитательные - воспитывать эстетический вкус, способность и желание к самообразованию.
Оборудование:
-
для обучаемых – учебник, тетрадь для записей, карандаш для кратких зарисовок;
-
для педагога – проекционное оборудование, подборка репродукций, фотоматериалов и слайдов: ратуша в Сен-Кантене, центральный неф, вид на запад в соборе в Меце; церковь Сент-Юрбен в Труа, интерьер; Святая капелла, интерьер верхней капеллы, Западная сторона с розой XV века; собор Парижской богоматери; собор в Руане, фрагмент фасада, общий вид; собор в Меце, центральный неф, вид на восток; собор в Руане центральный неф; собор Парижской богоматери; интерьер Сен-Дени, центральный неф, интерьер; собор в Кельне, фрагмент фасада; собор в Кельне, общий вид; готика, схема конструкции готического храма; крабы, крестоцветы, гаргулии, фотографии соборов Праги, готическая скульптура, скульптурные фрагменты соборов, костюмы бургундских щеголей, куртка котарди, образцы текстильных узоров, костюмы моды «мипарти», виды манто, женские головные уборы, монохромные одежды Филиппа Доброго, наряды жениха и невесты, обувь, связь готического костюма с архитектурой. Музыкальный фрагмент средневековой литургии, песня трубодуров «Гимн вину».
Предварительная подготовка: подбор репродукции и слайдов, музыкальных фрагментов, эпиграфа; отбор материала для урока; задания опережающих сообщений к данному уроку – «рыцарство», «культ Прекрасной Дамы», «костюм мужской», «костюм женский», «силуэт», «связь костюма с архитектурой и скульптурой»; карточки-задания по теме « Романское искусство», кроссворд по теме «Европейское Средневековье. Романское искусство».
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Готическое искусство» - один из уроков темы № 8 «Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности» в курсе МХК 10 класса по программе Л. А.Рапацкой: МХК. 10-11 классы. М. Владос.2001.
План урока:
- Повторение изученного материала 5 мин.
- Знакомство с новым материалом 10 мин.
- Постановка проблемы 3 мин.
- Углубление и расширение темы урока 15 мин.
- Выводы 3 мин.
- Подведение итогов, выставление оценок 2 мин.
- Домашнее задание 2 мин.
Возможная личностно-значимая проблема: научиться погружаться в другое время, вживаться в образ человека изучаемой эпохи, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иного времени уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир и произведения искусства.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся выявляют уровень знаний по предыдущему материалу, продолжают работу по формированию адекватных культурно-исторических понятий, создают личностный образ европейского Средневековья.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый, проблемный. Форма урока: комбинированный урок.
Развитие умений учащихся: ознакомление и анализ произведений искусства помогают реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: дают возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание. Погружение в мир искусства способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, слушателю, зрителю. Историко-культурный материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения культурному наследию европейского Средневековья. Учащиеся воспроизводят известный историко-культурный материал, анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развивается воображение, способности эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать собственные знания.
Основные понятия и термины: арка, аркбутан, витраж, контрфорсы, нервюры, неф, «роза», шпиль, баллада, литургия.
Ход урока
№ п\п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечания |
1 |
Повторение изученного |
Средневековье-время междоусобных войн, жизнь человека была коротка, в соответствии с этим менялась психология людей, на которую оказывала влияние религия. Вопросы классу для повторение. Каким было место человека в жизни общества и государства (идея: человек песчинка в огромном мире)? Грамотность населения? Что являлось центром культуры? Какое место в жизни человека играли суеверия и приметы? Внешний облик человека Средневековья. Почему романская архитектура носила оборонительный характер? |
В то же время идет опрос – на открытой части доски записан кроссворд, с ним работают 2 человека, по желанию учащиеся работают по карточкам на местах. Карточки сдаются, кроссворд проверяет весь класс. |
2 |
Знакомство с новым материалом |
Сущность понятия «готика». Противовес античной классики. Предпочтение заостренным к верху аркам, окнам, дверным проемам. Готические архитектурные сооружения устремлялись всей своей стройной громадой ввысь. В. Гюго: « Готика – застывшая музыка». Готический стиль развивался в Европе свыше трех столетий. Ранняя готика –XII-нач.XIII в., высокая готика – XIII в., и поздняя готика ( пламенеющая)- XIV-XV в. Бурное развитие городов ( экскурсия – погружение). Особенности стиля, этапы развития. |
На доске написан эпиграф к уроку. Под звуки литургии на доску проецируются слайды с порталами и интерьерами готических соборов. |
3 |
Постановка проблемы |
Городская культура. Утверждение новых идеалов красоты. Понятие прекрасного и безобразного. |
|
4 |
Углубление и расширение темы урока включение новых сторон в обозрение проблемы |
Архитектура и ее особенности. Витраж и его появление. Где можем видеть готический стиль (в быту, шрифты). Герой эпохи, рыцарства, культ Прекрасной Дамы. Костюм мужской и женский, силуэт, связь костюма с архитектурой и скульптурой (подготовленное сообщение). Акцент на народность средневековой литературы и музыки поэзию трубадуров с ее иронией и протестом против религии, с ее шутливостью и жизненным оптимизмом. (Гимн вину). Рыцарские куртуазные романы и поэзия, появление книг. |
|
5 |
Выводы |
Образ человека анализируем через путь духовного развития в период от античности до средневековья. В античной Греции человек выступает как творец. В эпоху средневековья – как исполнитель воли божьей. Поведение, быт, праздники, изменения системы материальных и духовных ценностей, разность восприятия бога в античном мире и в средневековом обществе (бог, живущий на Олимпе и бог как абсолют). Противоречие идеалов красоты: гармоническая, физически и духовно прекрасная и совершенная личность и аскетизм, умерщвление плоти, ибо тело человека главный источник его греховности. Анализ места художника в античной Греции и в эпоху средневековья. |
|
6 |
Подведение итогов, выставление оценок |
Педагог резюмирует. Архитектура становится вертикально устремленной, легкой, воздушной, кружевной – как сказал В.Гюго «застывшей музыкой» что говорит о величии Бога. Храм « симфония света и тени» (О. Роден) - вместилище святого духа, отсюда его грандиозные масштабы. Портал, как правило, украшен скульптурами. Огромное количество скульптурных образов на внешних и внутренних стенах должны служить для людей своеобразным толкованием и постижением духовного мира Бога. Огромное пространство храма это идея абсолютной покорности Богу и обретение «рая на земле»- в ярком красивом светлом храме. Интерьер храма украшен нервюрами, витражами, фресками, мозаиками, скульптурами – что говорит о синтезе искусств, подчиненной божественной идее. Церковь становится главным заказчиком и цензором произведения искусства. Герой эпохи – бедный рыцарь, который страдает от лишений и неразделенной любви к прекрасной даме. Готика, как стиль искусства, смог реализоваться как в храмовом так и в светском направлении. Обращается внимание на внешний облик людей. Костюм определяет социальный статус и полностью закрывает тело хозяина. Церковные каноны частично распространяются на облик живых людей. «S-образный» силуэт. Названия литературных произведений : рондо, романс, баллада, песня. |
|
7 |
Домашнее задание |
Ответить на вопросы. Почему средние века часто ассоциируются с темными и мрачными временами? Справедливо ли это? Как мы сегодня воспринимаем понятие «Возрождение»? С чем ассоциируется этот период? Чем отличались люди эпохи Возрождения от людей средневековья? |
Источники информации (школьные и внешкольные).
Учебники.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.10 кл. М. Владос. 2002.
Журналы.
Читаем, учимся, играем.№8/2006.
Используемая литература:
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М.1999
- История архитектуры. Х. Френч. Москва.2003
- Мировая скульптура. сост. И.Г.Мосин. Кристалл. М. 2003
- Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура» М. «Фирма МХК».2001
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. Владос.М.2008
- Энциклопедия для детей. т7. Искусство ч.1. М. Аванта.2003