Цель:
- изучение учащимися жанра бардовской песни; приобщение учащихся к бардовской песне.
Задачи:
- раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.
Способствовать развитию умения отличать хорошую музыку (как «лёгкую» так и «серьёзную») от подделки.
Ход урока
Вход учащихся под запись песни «Отшумели песни нашего полка» Б. Окуджавы.
- Как называется песня? Кто её автор? К какому жанру она относится?
На двух предыдущих уроках мы с вами формулировали темы ваших исследований, выбирали название проекта, обсуждали план вашей работы. Сегодня вы покажете всё, что вы сделали по данной теме.
-Итак, внимание на экран: я напомню тему проекта и темы ваших исследований.
На экране слайды < Приложения 1> учитель напоминает цели и задачи работы, тему проекта и темы исследований учащихся и т. д.
-А теперь слово первой группе учащихся. Тема их исследования «Что такое бардовская песня?»
На экране слайды <Приложения 2>
Учащаяся: Что такое бардовская песня? Иногда также говорят: авторская песня, самодеятельная песня, поэтическая песня. Некоторые думают, что это довольно экзотический жанр, в котором не создано ничего значительного. Название "авторская песня" намекает на то, что песни эти можно слушать разве что в исполнении авторов. А название "самодеятельная песня" - что в этом жанре не может быть ничего, достойного называться профессиональным
Учащаяся: Истоки бардовской песни:
- городской романс;
- кант (многоголосная бытовая песня)
- крестьянские песни;
- творчество декабристов; революционные песни 20-х годов;
- песни беспризорников;
- студенческий фольклор
Бардовская песня - древнейший жанр, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности. Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны.
Учащийся: Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х - начале 60-х годов. Основоположники ее - Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Новелла Матвеева. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой. В этих песнях автор ведёт разговор со слушателем о том, что его волнует, делится своими размышлениями о различных явлениях жизни. Предлагаю исполнить известную всем песню В. Егорова «Облака»
Исполнение песни «Облака» В. Егорова
Учащаяся: Ребята, а как вы думаете, есть будущее у авторской песни?
В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Ежегодно приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.
Учитель: А подробней о бардах нам расскажут ребята из следующей группы.
На экране слайды <Приложения 3>
Учащийся рассказывает о барде А.А. Галиче, сопровождая свой рассказ иллюстрациями буклета <Приложения 6> и слайдами презентации <Приложения 3>
Учащийся рассказывает о барде В.С. Высоцком, сопровождая свой рассказ иллюстрациями буклета <Приложения 5> и слайдами презентации <Приложения 3>.
Исполнение «Звёзды» Высоцкого. (соло учащегося)
Учащийся рассказывает о Булате Окуджаве, сопровождая свой рассказ иллюстрациями буклета <Приложения 7> и слайдами презентации <Приложения 3>.
Исполнение песни «До свидания, мальчики»
Учитель: Как вы думаете, что главнее в авторских песнях – поэтический текст или мелодия? (В этих песнях главное – гармоничное сочетание поэтического текста и выразительного слова).
-Нужны этим песням украшения, спецэффекты? (Авторской песне не нужны украшения, спецэффекты. Она должна идти от сердца автора к сердцу слушателя).
-О чём говорит автор со слушателем? (Автор говорит со слушателем о том, что будет волновать людей всегда, о вечных ценностях).
-Как вы думаете, почему появилась авторская песня? (Она возникла из протеста пустой развлекательности).
-В чём же заключается воспитательная сила бардовской песни? Послушаем следующую группу ребят.
На экране слайды <Приложения 4>
Учащаяся: В чём же заключается воспитательная сила бардовской песни?
Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Дружба, выбор друга – эта тема тоже волнует бардов. Вспомните «Песню о друге» В. Высоцкого. Настоящий друг не бросит в беде, всегда выручит. Давайте её послушаем.
Слушание «Песни о друге» В. Высоцкого в записи.
И, конечно же любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слёзы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.
Исполнение песни В. Миляева «Весеннее танго».
Учащаяся: Есть на свете слово – короткое и жестокое. За ним – страх, слёзы, боль, смерть. Это слово – война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой бессмысленна, какая бы она ни была – афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Почти все барды пишут о ней. Некоторые воевали сами – Г. Лепский. Б. Окуджава. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – долг перед собой и другими людьми.
Учащаяся:
Ах, сорок третий, сорок третий.
Проклятый сорок третий год,
Когда убитый каждый третий,
Когда и взвод уже не взвод.
Учащийся:
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Учащаяся:
Я не участвую в войне,
Война участвует во мне,
И пламя вечно огня
Дрожит на скулах у меня.
Учащаяся:
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это, право же вовсе не странно.
Помни всё то, что когда-то касалось всех нас.
Слушание песни В. Высоцкого «А сыновья уходят в бой» в записи.
Учащаяся: Что вы чувствовали, слушая эту песню?
-Как вы думаете, В. Высоцкий воевал? Почему?
Нет, он не был на войне, а ветераны писали ему письма. Спрашивали, где он воевал, благодарили за песни. Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, с ним слиться. Его творчество и сегодня помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы. Свои нравственные принципы он изложил в песне «Я не люблю». Давайте её послушаем
Слушание песни В. Высоцкого «Я не люблю».
Учитель: Как найти себя в жизни. Как стать личностью. Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
-К «лёгкой или «серьёзной» музыке вы отнесёте авторскую песню? Почему?
Итог урока
Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. Но надо уметь отличить хорошую музыку (как лёгкую, так и серьёзную) от подделки. Для этого надо развивать свой музыкальный вкус.
Исполнение пасни «Фестивальная» Олега Митяева