Цели:
- Презентация проекта.
- Развитие творческих способностей детей, дивергентного и креативного мышления, памяти, воображения.
- Создать условия для восприятия художественного слова и воспитания эстетического вкуса.
- Продолжить накопление материала для создания индивидуальных портфолио учащихся.
В основу занятия были положены технологии личностно-ориентированного обучения, интеграции, ИКТ и развивающего обучения. Почему развивающего? Потому что проект учитывает проблемы преемственности.
ИКТ включают в себя работу с книгой (художественными текстами, словарями, научно-популярными журналами (типа “Юный натуралист”), учебной литературой), интерактивной доской. На занятии были представлены творческие работы: самостоятельно сочиненные потешки, заклички, сочинения разных форм и жанров: сочинение-презентация, музыкальное сочинение, комплексный анализ художественного текста, сообщение на лингвистическую тему.
На занятие были приглашены учащиеся 4-11 классов. Так как проект с продолжением, старшеклассники показали, как заявленная тема (материал исследовательской работы) проекта может быть использован в обучении на уроках природоведения, литературы, краеведения, музыки, изобразительного искусства и, конечно, русского языка и литературы, начиная с 4-5 класса, а также может стать накопительным материалом для создания индивидуального творческого портфолио учащихся.
Вступительное слово учителя.
(На экране слайд 1. Название проекта)
Презентацию спрашивайте у автора статьи.Развить фантазию очень просто. Надо только обратить внимание на окружающий мир, на сказочные по своей красоте явления природы. Иногда помогает видеть все это русское слово – оно все превращает в волшебство. Даже обычный дождь за окном. Но почему обычный? Ведь художники умеют видеть в нем красоту, и писатели, и поэты тоже.
А не взглянуть ли нам на дождь как-то по-другому, внимательно, с любовью что ли? Помогут нам в этом наука, народная мудрость и наблюдательность.
Прислушайтесь.
(Звучит фонограмма. Шум дождя, громовые раскаты).
Что вы сейчас слышали? (Ответы детей)
Какой это дождь? Опишите.
О том, какой бывает дождь, мы узнали из толкового словаря В.И.Даля.
(Сообщение ученицы 5 класса о В.И.Дале. На экране слайд 2 : портрет В.И.Даля).
Затем ученица 4 класса читает статью из “Толкового словаря русского языка” В.И.Даля. Учитель обращает внимание присутствующих на такой же словарь, представленный на выставке.
Ученик 1 (4-й класс): Благодаря проекту мы узнали, что есть дожди моросящие, слепые, обложные...
(Слайд 4.Виды дождей).
Ученица (4-й класс): Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена поэзия, свои признаки.
Ученик (4-й класс): Хорошо читать книжки в ненастье, в непогоду.
Ученица (4-й класс): Сами подумайте: ветер бьет в окно. Грохочет гром. Ходят по небу тяжелые облака. А ты сидишь дома с мамой и слушаешь, как барабанят дождевые капли по стеклу и крыше. А ведь музыка дождя разная, звучит она, как песня.
Ученица (4-й класс): Послушаем эти песни и разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны твои личные впечатления, и как эти впечатления помогают писателям, поэтам, художникам и музыкантам пользоваться для создания своих произведений.
Ученик (4-й класс): Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Ученик (4-й класс): Слово “спорый” означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Ученица (4-й класс): Особенно хорош спорый дождь на реке..
(Слайд 5)
Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу. Капля блестит и похожа на жемчуг.
Ученица (4-й класс):
Стеклянный, редкий и ядреный
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша...
(И.Бунин)
Учитель: Какая краткость и глубина образа... Слепой дождь...Царевна плачет...
(Слайд 6)
Ученица 5-го класса: У нас проходят необычные уроки литературы. Называются они “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”.На этих уроках мы очень часто сочиняем. Однажды мы получили задание сочинить легенду о том, почему идет дождь. Вот мое сочинение. (Ученица читает текст). А потом свою историю я решила рассказать на языке музыки. Вот как плакала Дожделина...
Вот так сердился ее отец... Так мчался на землю Смертоносец...
(Звучит сочиненная мелодия, исполняемая на гитаре).
Я не знала как назвать свое музыкальное сочинение. Тогда помог мне в этом словарь В.И.Даля. Из него я узнала, что дождь с грозой в народе называется “грозный”. Поэтому и назвала свой музыкальный этюд “Грозный дождь”.
Желаю Вам, ребята, в пятом классе много творческих находок.
Учитель: Самый шумный дождь – дождь с грозой. Грозный дождь всегда короткий. А еще можно услышать песню дождя снежного. Он случается даже в конце августа, чаще в сентябре. Тихая, спокойная песня... То ли дождь идет, то ли снег. (Слайд 7)
Ученица (4-й класс): Бывает дождь со снегом. Дождь норовит побыстрее до земли долететь, а снежинки не спешат. Поймает снежинка дождинку, и спускает ее, как на парашютике. Поэтому и песенка негромкая, будто раскачивается песенка на качелях.
Все дождь и дождь... Увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях словно слезы...
Еще неделька — и морозы
К нам грозно с севера придут.
М.П.Чехов)
А еще есть барабанная дробь града.
Сообщения учеников об атмосферных осадках (дожде, граде, сопутствующих им явлениях природы), подготовленные совместно с учителем химии и биологии(природоведения).
Учитель: Град — это атмосферные осадки, выпадающие в виде округлых льдинок (величиной с горошину и больше). Опасная музыка! Урожай похоронить может: сады покалечить, хлеба положить.
(Слайд 8)
Ученик (4-й класс): Мала дождевая капля, а сколько бывает радости и печали, когда этих капель много, когда песни свои заводят.
Ученица (4-й класс): Поэтические определения… Какие они красивые, такие разные:
Мелкий (мельчайший ) и крупный, теплый и холодный, небольшой и сильный, короткий, легкий, тонкий, нудный, противный (противнейший), проливной, долгожданный.
Ученица (9-й класс)
Дождик. Дождик посильней
Рассыпайся жемчугами,
Чтобы в комнате моей
Сладко пахло тополями!
Дождик, дождик, шибче лей,
Лей потоки золотые –
На траву, на голубей,
На березки молодые!
Г.Галина, 1909 г.
Эти строчки были написаны в 19 веке. Его называют золотым веком русской литературы. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Стихотворение, которое вы сейчас слышали, очень похоже на народную песенку. Ведь часто поэты, писатели, композиторы черпали вдохновение из фольклора. Ребята, вспомните, что это такое. (Ответы детей)
Затем дети по очереди читают народные потешки, заклички.
(Слайд 10)
Ученица (5-й класс) : Олеся Олеговна, а помните, в начале учебного года мы изучали фольклорные произведения. Ребята сейчас показали знание закличек, потешек. (Чтение отрывка статьи учебника литературы )
(Слайд 11)
Учитель: В рассказе К.Паустовского “Дождливый рассвет” читаем...
(Чтение отрывка из рассказа)
Перед нами не просто дождь как вид осадков, атмосферного явления.
Ученик (11-й класс): Дождь – это образ, живой образ природы, не отделимый от человека, от его переживаний. На факультативных занятиях по русскому языку мы рассматривали тему “Как создается образ в художественных произведениях”.
Ученица (9-й класс) выразительно читает отрывок из книги К.Паустовского “Золотая роза”.
(Слайд 12)
Учитель: Ребята, на кого или что похож дождь из этого отрывка? (Ответы ребят)
Ученица (9-й класс) выразительно читает отрывок из книги В. Астафьева “Последний поклон”.
(Слайд 13)
Учитель: А в этом отрывке каким вам представляется дождь? Какое время суток описывает автор? (Ответы ребят)
Подводит итог ученик 11-го класса. Сообщение “Смысловая и эмоциональная нагрузка литературных пейзажных миниатюр”
Ученица (9-й класс) : Картины, рисующие дождь, – это поэтические картины, поэтические образы. В этом мы убеждаемся, читая произведения поэтов и писателей.
Вуаль дождя скрывает чьи-то лица,
И ветер нервный вату облаков
На небо натянул, вспорхнул, как птица,
Деревья обнажил и был таков.
С.Кобозева
Учитель: Дождь Паустовского, Астафьева, Бунина. А теперь самое время познакомиться с вашими работами, ребята.
(Дети читают отрывки из своих сочинений о дожде. Начинают чтение учащиеся 4 , затем 9, а потом 11 класса)
Представление сочинения-презентации ученицы 9 класса.
Учитель: Сейчас, ребята, вы читали свои сочинения, которые написали по личным впечатлениям. А вы знаете, что с конца 19-го и до середины 20-х годов 20 века в искусстве существовал такой метод, способ изображения окружающей действительности, при котором художники, музыканты, писатели и поэты старались передать свои впечатления, возникшие сию минуту. Такое направление в искусстве называется импрессионизм.
(Слайд 14)
Работы импрессионистов очень похожи на работы детей : яркие краски, необычные ракурсы. Интерес импрессионистов к мгновенному движению восприняли и поэты, и писатели. Об этом мы будем говорить на уроках литературы в 11 классе.
Интерес импрессионистов к мгновенному движению восприняли и композиторы. В своих произведениях они передавали... А что они передавали, вы сами сможете объяснить. Послушайте фрагмент музыкальной пьесы Клода Дебюсси “Сады под дождем” в исполнении пианиста Святослава Рихтера.
Запись 1962 года.
(Звучит фонограмма)
Учитель: Какую картину вы представляли себе, когда слушали музыку?
Можно ли назвать это произведение музыкальным пейзажем?
Голоса каких инструментов вы слышали в мелодии этого пейзажа?
Чтобы написать музыку, у композитора есть ноты. Их семь. Чтобы нарисовать картину, художнику требуются основные цвета радуги. Их тоже семь. А вот у художника слова этих самых слов столько, что и не сосчитаешь. В этом мы сегодня убедились, работая вместе. Я уверена, что у каждого из вас сложилось свое впечатление от работы. Постарайтесь вспомнить и скажите, что на сегодняшнем занятии вам запомнилось больше всего?
(Ответы участников занятия).
Мы благодарим всех за плодотворную работу на сегодняшнем занятии.