Цель: Подготовка к Республиканскому экологическому КВНу “Сбережем нашу планету”.
Задачи:
- Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к природе;
- Формировать бережное, заботливое отношение к ней;
- Показывать отрицательное воздействие людей на природу;
- Развивать творческую активность участников студии.
Оборудование:
- Мультимедиа, подготовленные заранее слайды по теме экологии, компьютер, колонки, подготовленные мелодии.
- Газеты экологической направленности для самостоятельной роботы.
- Сценарий домашнего задания “Жить, жить под солнцем” 10 экземпляров.
Ход урокаI
I. Вступление:
(Фоном звучит мелодия)
Подарила сполна тебе Родина-Мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог.
И на тысячи лет дали звездных дорог
Цветы калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный сияющий мир.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о ЭКОЛОГИИ. Одна из самых известных международных экологических акций проходящих в рамках этих дней – ДЕНЬ ЗЕМЛИ (22 апреля). История проведения этого ДНЯ уходит корнями к 1840 году. Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился ДЕНЬ ДЕРЕВА. В 1882 году ДЕНЬ ДЕРЕВА был объявлен официальным праздникам штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона.
С 1970 года сменилась идея праздника. В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившихся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название – ДЕНЬ ЗЕМЛИ. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 года, в празднование подключились и российские организации.
II. Самостоятельная работа:
Сейчас я вам раздам газеты, вы должны посмотреть их, выбрать статью, которая вас больше всего затронула, и зачитать ее нам (время – 15 минут)
III. Обсуждение
IV. Творческо-поисковая работа:
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И земля одна на всех!
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и на всегда!
Ученые разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые создали Красные книги. В них перечислены те виды растений и животных, которые оказались на гране исчезновения.
Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа, и оно погибнет.
Нельзя просто сидеть и ничего не делать, когда в мире творится такое. Нужно убедить хотя бы небольшое количество людей, как важно беречь нашу ПЛАНЕТУ. Сделать это можно с помощью Республиканского конкурса экологического КВН, который проводит Министерство образования и науки Республики Хакасия. КВН проходит под названием “Сбережем нашу планету”. Речь пойдет о домашнем задании (время конкурса 5 минут), я зачитаю вам сценарий:
1. Знакомство со сценарием:
Домашнее задание: “Жить! Жить под солнцем!”
На сцене полное затемнение, из темноты доносятся звуки музыки, навевающий ужас и вызывающей состояние безысходности. Неожиданно ночь пронизывает свет блуждающего луча. На сцене видны очертания сооружения имитирующего развалины.
Луч исчезает, общее освещение становится чуть ярче (красный, синий свет). На сцену выползают с разных сторон существа.
Вдруг из толпы выделяется тень. Она направляется к руинам. Существа бросаются на нее, тянут руки вверх, срывают с нее одежду. Мутанты вдруг отпрянули в удивлении, перед ними сидела девушка. Она есть Земля и Природа. Девушка встает и идет к зрителям, с каждым шагом к ней с рабской готовностью присоединяются дикие существа.
Земля:
Мы здесь живем, желты как воск
Как будто черви высосали мозг
В плену зловонной темноты
Отбросами забиты рты
Все: Мы ждем ответа!
Земля:
Тела – прогнившая труха
Но как планета, ни глуха
Сквозь темноту, сквозь сон,
Сквозь тьму
Вопрос грохочет “Почему?”
Все: Мы ждем ответа!
Земля:
Мы ждем! Вы были семена!
Настали жатвы времена.
Ответ созрел, ответ идет
Он долго медлил, он грядет.
Все: Мы ждем ответа!
Наступает тишина. Затемнение. Все расходятся и встают у экрана по обе стороны. На задник-экран проецируется фон: таинственное свечение звездного неба. Звуковой фон: светлая, добрая музыка.
1-е существо: Может быть, только раз за все время творения и, может быть, только в одном месте вселенной Природа отделила свет от тьмы, твердь от вод.
На экране изображение Земли из космоса.
2-е существо: И из света и тьмы, тверди и вод создала прекрасное чудо – нашу Землю.
Слайдовый ряд: лес, реки, водопады, горы…
3-е существо: И населила ее всем, что растет и движется, продолжает свой род и дышит.
Изображение человеческих лиц.
4-е существо: А потом Природа продолжила опыт и из своих существ выделила одно и наделила его способностью мыслить и умением отвечать за свои поступки.
5-е существо: Может, это была попытка Природы осознать и выразить себя. Человек разумный должен был стать душой Природы, а стал силой, способной уничтожить мир.
Звуковой фон меняется на тяжелый, ужасающий. На экране слайдовый ряд:
- машины и дороги в выхлопных газах;
- дымящие заводские трубы;
- грязные стоки;
- свалки мусора;
- вырубленные леса;
- затонувший танкер;
- использования ядерного оружия, полигоны;
- дети-инвалиды.
Земля: (устремив взгляд вперед) Ты превратил мир, в мастерскую для производства материальных благ. Ты почувствовал себя не столько работником, сколько хозяином,
который для своей пользы может своротить горы, повернуть реки и решать, кто из живых существ ему полезен, а кто обречен. Быть может, среди них окажешься и ты, человек неразумный? Своим зверским отношением ты поставил мир на грань катастрофы.
Весь мир – это один большой живой организм. Он также, как и ты, болеет и борется с болезнями. Он умирает и разрушается. И ему остается только один выход – отторгнуть человечество, как злокачественную опухоль. (устало). Первое предупреждение уже было.
Наступает тишина. Она настолько полная и оглушительная, что кажется – возникла неслышная, пронизывающая все музыка. Все поворачиваются лицом к зрителям, протягивают руки к небу, как будто обращаясь к Богу с молитвой.
1-е существо: Мы хотим жить на родной земле.
2-е существо: Слышать плеск реки.
3-е существо: Вдыхать сырую свежесть тумана.
4-е существо: Подставлять лицо каплям дождя.
Вместе: Жить! Жить под солнцем!
Земля: Мы не хотим идти в безрассудное никуда.
По горящей земле, по останкам живого.
Музыка усиливается, пронизывая все. Актеры стирают грим, подняв лицо вверх. Образовывают полукруг, отходя на задний план, взявшись за руки. На экране слайд с изображением восходящего солнца. Затемнение.
2. Распределение ролей:
Зубкова Елена – Земля
Лукашевский Семен – 1 существо
Колегов Саша – 2 существо
Павленко Антон – 3 существо
Побызакова Лера – 4 существо
Бугаева Яна – 5 существо
Смирнов Андрей – 6 существо
Пайков Сергей – 7 существо
Поломошнова Валя – 8 существо
Лебедева Валя – 9 существо
3. Читка сценария.
V. Итог.
Просмотр слайдов: Приложение 1
(Фонограмма)
Звезды, галактика, Земля, реки, горы, леса, люди, фабрики, заводы, вырубленные леса, ядерные полигоны, дети-инвалиды.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытных тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
нам пировать позорно
в счет будущего дня.
Поймите это люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
А сейчас мы подведем итог нашего занятия, что нового вы узнали?
Какой призыв вы бы сформулировали к людям?
На сегодня наш урок закончен, спасибо всем, до свидания до следующего занятия.