Пояснительная записка.
Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать возможности
сделать его более занимательным.
Блез Паскаль
С любознательности начинается познание мира. Именно она составляет наиболее
характерную и значительную особенность юности, когда формируется личность и
знания усваиваются особенно быстро и прочно.
Л.Д.Ландау
Курс разработан с целью, заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математики: истории развития математики в России; русских ученных внесших значительный вклад в развитие науки математики.
Развивать начала математического и логического мышления, расширять кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.
Выявление и развитие способностей подрастающего поколения, привлечение их к творческому труду, обучение способности находить и обрабатывать информацию – вот главные задачи данного курса.
В основу курса положено, взаимодействие математики и истории, на основе подлинных памятников истории хранящихся в Государственном историческом музеи.
Не возможно не согласится с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, считавшим, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
На мой взгляд, учение – это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочку обучения целесообразно простроить следующим образом:
При работе по данному курсу программы планируются использовать следующие методы обучения:
- Переход с позиции носителя информации в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.
- Мотивация познавательной деятельности. Итог: либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к изучаемому предмету.
- Организация творческих, исследовательских и проектных работ.
- Использование активных методов обучения:
– работа в паре
– работа в четверке
– работа в семерке - Развитие коммуникативных и управленческих навыков.
- Создание ситуации успеха.
- Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
- Организация положительных эмоций в общении
- учитель– ученик – родитель.
- Организация самоанализа собственной деятельности
Концепция курса может быть выражена следующей схемой формирования знания:
Я – вижу
Я – слышу
Я – чувствую
Я – знаю
Я – понимаю
Программа
изучения истории развития математики
с использованием памятников
Государственного исторического музея
- Государственный исторический музей – источник знаний о прошлом.
- Число в Древней Руси. Обозначение числа и символическое значение.
- Древнерусская школа. Берестяная грамота. Число в быту.
Древне русские загадки и задачи. - Древнерусская метрология. Меры весов, длины и времени.
- Геометрия в архитектуре Московского Кремля.
- Учебные пособия по математики 17 века. Измерительные приборы.
- “Арифметика” Магницкого.
- Система обучения в Петровские времена.
- Математика в военном искусстве.
- МГУ – история создания.
- МГУ в XIX веке.
- Русские ученые математики и их вклад в развитие математики.
Банковская система в Российской империи второй половины XIX века
Тематическое планирование:
№ | Тема | Эпиграф | Часы | Цель |
1 | Государственный исторический музей – источник знаний о прошлом. | Наука только тогда достигает совершенства,
когда ей удается пользоваться математикой. Карл Маркс |
1 | Показать все разнообразие источников познания мироздания и роль в этом науки математики. |
2 | Число в Древней Руси. Обозначение числа и символическое значение. | Числа не управляют миром, но показывают,
как управляется мир. Иоганн Вольфган Гете |
2 | Знакомство с историей развития понятия числа на Руси. Осмысление символики числа |
3 | Древнерусская школа. Берестяная грамота. Число в быту. Древнерусские загадки и задачи. | То чем в прежние эпохи занимались зрелые
умы ученых мужей, в более поздние времена стало доступным пониманию
мальчишек. Гегель |
1 | Найти ответ на вопрос когда и зачем возникли первые школы. Каким наукам отдавалось предпочтение. |
4 | Древнерусская метрология. Меры весов, длины и времени. | Кто хочет ограничиться настоящим без знания
прошлого, тот никогда его не поймет. Готфрид Вильгельм Лейбниц |
1 | Сравнение мировоззрения средневекового и современного человека, сопоставление через системы мер. |
5 | Геометрия в архитектуре московского кремля. | В огромном саду геометрии каждый найдет
букет себе по вкусу. Давид Гильберт |
1 | Показать практическую направленность науки
геометрии. Воспитывать чувство патриотизма. |
6 | Картография в XVI-XIX в. | Крупное научное открытие дает решение
крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица
открытия. Дьердь Пойя. |
1 | Познакомить с первыми представлениями человека о землеустройстве и первыми попытками изобразить мироздание. |
7 | Учебные пособия по математики 17 века. Измерительные приборы. | Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит применение в том или ином деле. А.Н.Крылов |
1 | Знакомство с различными пособиями, сохранившимися до наших дней. С историей развития техники. |
8 | Арифметика Магницкого. | Из всех языков мира самый лучший – это
искусственный, весьма сжатый язык математики. Н И Лобачевский |
1 | Познакомить с одним из первых русских
учебников математики. Рассмотреть некоторые задачи. |
9 | Система обучения в Петровские времена. | Считай несчастным тот день или час, в
который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему
образованию. Ян Амес Каменский. |
1 | Формирование любознательности, памяти, интереса к истории развития образования в России. Патриотизма. |
10 | Математика в военном искусстве. | Сближение теории с практикой дает самые
благоприятные результаты. И не одна только практика от этого выигрывает,
сама наука развивается под влиянием ее. П.Л.Чебышев |
2 | Сформировать представление о практическом
применении математических расчетов в военном деле. Решение задач. |
11 | МГУ – история создания. | Существует еще одна причина, по которой
математику надлежит ценить высоко: именно математика придает
естественным наукам степень достоверности, непостижимую без нее. А.Энштейн |
1 | Познакомить с историей создания первого
университета России. Государственными деятелями и учеными, стоящими за
этим. Формировать чувство национальной гордости. |
12 | МГУ в XIX веке. | С любознательности начинается познание
мира. Именно она составляет наиболее характерную и значительную
особенность юности, когда формируется личность. Л.Д.Ландау |
1 | Продолжить знакомство с развитием
образования в России. Развитием науки математики. Биографиями ученых. |
13 | Русские ученые математики и их вклад в развитие математики. | Каждая задача, которую я решал, становилась
правилом, сложившим впоследствии для решения других задач. Рене Декарт |
3 | Познакомить с биографией выдающихся русских математиков. Формировать чувство гордости за соотечественников. |
14 | Банковская система в Российской империи второй половины XIX века | Поэт должен видеть то, что не видят другие,
видеть глубже других. И это же должен видеть и математик. С.В.Ковалевская |
3 | Познакомить с историей создания банковской
системы. Сравнить процентные ставки банков xix и xx веков. Решение задач. |
15 | Заключительное занятие | Предмет математика настолько серьезен, что
полезно не упускать возможности сделать его более занимательным Блез Паскаль |
1 | Подвести итог всему увиденному. Определить ценность сделанного и узнанного во время изучения курса. |
Литература:
- О. Петрова. Математика. № 38, 2004 г., стр.18. Мотивация обучения.
- Энциклопедия для детей. Аванта +. Т. 11. 2001 г.
- О.О. Шейнин. Г.М. Соловьева. Занятия школьного кружка. 5–6-е классы.
- Материалы фестиваля открытый урок 2007–2008 г.
- Энциклопедический словарь юного математика. 1986 г. М. Педагогика.