Изучение истории развития математики с использованием Государственного исторического музея. Программа элективного курса

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным.
Блез Паскаль

С любознательности начинается познание мира. Именно она составляет наиболее характерную и значительную особенность юности, когда формируется личность и знания усваиваются особенно быстро и прочно.
Л.Д.Ландау

Курс разработан с целью, заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математики: истории развития математики в России; русских ученных внесших значительный вклад в развитие науки математики.

Развивать начала математического и логического мышления, расширять кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.

Выявление и развитие способностей подрастающего поколения, привлечение их к творческому труду, обучение способности находить и обрабатывать информацию – вот главные задачи данного курса.

В основу курса положено, взаимодействие математики и истории, на основе подлинных памятников истории хранящихся в Государственном историческом музеи.

Не возможно не согласится с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, считавшим, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

На мой взгляд, учение – это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочку обучения целесообразно простроить следующим образом:

При работе по данному курсу программы планируются использовать следующие методы обучения:

  • Переход с позиции носителя информации в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.
  • Мотивация познавательной деятельности. Итог: либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к изучаемому предмету.
  • Организация творческих, исследовательских и проектных работ.
  • Использование активных методов обучения:
    – работа в паре
    – работа в четверке
    – работа в семерке
  • Развитие коммуникативных и управленческих навыков.
  • Создание ситуации успеха.
  • Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
  • Организация положительных эмоций в общении
  • учитель– ученик – родитель.
  • Организация самоанализа собственной деятельности

Концепция курса может быть выражена следующей схемой формирования знания:

Я – вижу
Я – слышу
Я – чувствую
Я – знаю
Я – понимаю

Программа

изучения истории развития математики
с использованием памятников
Государственного исторического музея

  1. Государственный исторический музей – источник знаний о прошлом.
  2. Число в Древней Руси. Обозначение числа и символическое значение.
  3. Древнерусская школа. Берестяная грамота. Число в быту.
    Древне русские загадки и задачи.
  4. Древнерусская метрология. Меры весов, длины и времени.
  5. Геометрия в архитектуре Московского Кремля.
  6. Учебные пособия по математики 17 века. Измерительные приборы.
  7. “Арифметика” Магницкого.
  8. Система обучения в Петровские времена.
  9. Математика в военном искусстве.
  10. МГУ – история создания.
  11. МГУ в XIX веке.
  12. Русские ученые математики и их вклад в развитие математики.
    Банковская система в Российской империи второй половины XIX века

Тематическое планирование:

Тема Эпиграф Часы Цель
1 Государственный исторический музей – источник знаний о прошлом. Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.

Карл Маркс

1 Показать все разнообразие источников познания мироздания и роль в этом науки математики.
2 Число в Древней Руси. Обозначение числа и символическое значение. Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.

Иоганн Вольфган Гете

2 Знакомство с историей развития понятия числа на Руси. Осмысление символики числа
3 Древнерусская школа. Берестяная грамота. Число в быту. Древнерусские загадки и задачи. То чем в прежние эпохи занимались зрелые умы ученых мужей, в более поздние времена стало доступным пониманию мальчишек.
Гегель
1 Найти ответ на вопрос когда и зачем возникли первые школы. Каким наукам отдавалось предпочтение.
4 Древнерусская метрология. Меры весов, длины и времени. Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
1 Сравнение мировоззрения средневекового и современного человека, сопоставление через системы мер.
5 Геометрия в архитектуре московского кремля. В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу.
Давид Гильберт
1 Показать практическую направленность науки геометрии.
Воспитывать чувство патриотизма.
6 Картография в XVI-XIX в. Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия.
Дьердь Пойя.
1 Познакомить с первыми представлениями человека о землеустройстве и первыми попытками изобразить мироздание.
7 Учебные пособия по математики 17 века. Измерительные приборы. Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н.Крылов
1 Знакомство с различными пособиями, сохранившимися до наших дней. С историей развития техники.
8 Арифметика Магницкого. Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики.
Н И Лобачевский
1 Познакомить с одним из первых русских учебников математики.

Рассмотреть некоторые задачи.

9 Система обучения в Петровские времена. Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амес Каменский.
1 Формирование любознательности, памяти, интереса к истории развития образования в России. Патриотизма.
10 Математика в военном искусстве. Сближение теории с практикой дает самые благоприятные результаты. И не одна только практика от этого выигрывает, сама наука развивается под влиянием ее.
П.Л.Чебышев
2 Сформировать представление о практическом применении математических расчетов в военном деле.

Решение задач.

11 МГУ – история создания. Существует еще одна причина, по которой математику надлежит ценить высоко: именно математика придает естественным наукам степень достоверности, непостижимую без нее.
А.Энштейн
1 Познакомить с историей создания первого университета России. Государственными деятелями и учеными, стоящими за этим.

Формировать чувство национальной гордости.

12 МГУ в XIX веке. С любознательности начинается познание мира. Именно она составляет наиболее характерную и значительную особенность юности, когда формируется личность.
Л.Д.Ландау
1 Продолжить знакомство с развитием образования в России. Развитием науки математики.

Биографиями ученых.

13 Русские ученые математики и их вклад в развитие математики. Каждая задача, которую я решал, становилась правилом, сложившим впоследствии для решения других задач.
Рене Декарт
3 Познакомить с биографией выдающихся русских математиков. Формировать чувство гордости за соотечественников.
14 Банковская система в Российской империи второй половины XIX века Поэт должен видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. И это же должен видеть и математик.
С.В.Ковалевская
3 Познакомить с историей создания банковской системы. Сравнить процентные ставки банков xix и xx веков.
Решение задач.
15 Заключительное занятие Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным
Блез Паскаль
1 Подвести итог всему увиденному. Определить ценность сделанного и узнанного во время изучения курса.

Литература:

  1. О. Петрова. Математика. № 38, 2004 г., стр.18. Мотивация обучения.
  2. Энциклопедия для детей. Аванта +. Т. 11. 2001 г.
  3. О.О. Шейнин. Г.М. Соловьева. Занятия школьного кружка. 5–6-е классы.
  4. Материалы фестиваля открытый урок 2007–2008 г.
  5. Энциклопедический словарь юного математика. 1986 г. М. Педагогика.