Цели: знакомство учащихся с произведениями Л.Воронковой и Ю.Коринца; формирование правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения; развивать умение находить главную мысль произведения, наблюдательность, красивую выразительную речь, творческий и эмоциональный потенциал; воспитывать интерес к творчеству авторов, доброе отношение к семье, прежде всего, к матери, создать нравственное переживание.
Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л. А. Ефросинина; М., «Вентана-Граф» , 2008г.; хрестоматия, рабочая тетрадь, отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама», листочки для моделирования обложки, мультимедийная презентация (приложение 1), выставка книг на тему «Рассказы и стихи о маме»
Ход урока
I. Оргмомент
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи. - Упражнение в тренировке дыхания.
- Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)
- У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание)
Тренировка дыхания (стоя)
- Стань прямо, спокойно
- Положи одну руку на верхнюю часть живота, вторую – выше талии сбоку
- Выдох. Вдох на счет (1-5)
- Задержать воздух (1-3)
- Выдох (плавно), как бы на звук [а] (3 раза)
- Представьте торт с зажженными свечами. Погасим все свечи: фуфуфу…; каждую свечу фу, фу, фу, фу.
- Держи дыхание до конца фразы: жжжж…, ж,ж,ж,ж,ж.
- Выпустим воздух из мяча: ссссс, с,с,с,с,с.
- Произносим: с-з, з-с, ш-ч-щ-ц; ж-ш-ц.
II. Проверка домашнего задания
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (с легендой И.Панькина «Легенда о матерях»)
- Что такое легенда? (Ответы детей.)
Слайд I.
- Проверим?
- Назовите героев произведения (матери, сыновья, Нептун, его дочери - чайки).
Слайд II.
- Почему так названо произведение?
- Почему моряки сильны и непобедимы? (матери отдали им самое лучшее, что имели)
- Что лучшее отдали женщины далекой страны? (красоту, силу, зрение)
- Почему моряки так любят смотреть на чаек? (они носят красоту их матерей)
- В чем заключается главная мысль легенды?
Закончить предложение словами легенды.
Слайд III.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?
Если, дорогой мальчик, ты увидишь когда-нибудь …
- Почему матери так поступили? (т.к. очень любят своих детей)
- Можно ли их поступок назвать героическим? (да, т.к. нужно было обладать силой духа, мужеством)
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
III Работа над изучением нового материала.
1. Вступительная беседа о мамах.
- Мама - это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.
- А что для вас значит слово «Мама»? (Дети называют.)
Слайд IV. Мама – это …
2. - У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама». (Чтение цепочкой.)
Мама.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
- Почему это слово самое прекрасное на Земле? (мама – самый близкий человек)
- Почему каждому человеку нужна любовь матери?
- Какой праздник мы празднуем в марте?
Слайд V.
- Кто из вас поздравлял маму? А как же это сделали герои произведений, сегодня и узнаем на уроке.
Физминутка. Упражнения для глаз
- 15 движений глазами справа налево, слева направо.
- 15 движений глазами вверх-вниз.
- 15 вращательных движений глазами справа налево.
- 15 вращательных движений глазами слева направо.
Крепко зажмурьте глаза. Откройте.
Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.
3. Работа по учебнику с.74.
- Назовите автора и название произведения
Слайд V.
- Краткое сообщение учителя.
Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве, но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Много ездила по стране, работая журналисткой.
Краткий обзор книг.
4. Самостоятельное чтение рассказа
- Что вы прочитали?
- Какое чувство вызвал этот рассказ? Почему? (приятное, радостное, девочка поздравила родных, принесла им радость)
- Ответ на 1-2 вопросы учебника.
- Почему так назван рассказ? О каком подарке идет речь? (о вербе)
Слайд VI
- Прочитать описание вербы. Как называют цветы? Почему? (похоже на шерсть у барашка)
5. Дифференцированная работа.
1 гр. Разделить текст на части. Озаглавить каждую часть.
2 гр. Выполнить задания в рабочей тетради на с.44.
6. Самооценка. Оцените свою работу.
Учащиеся рисуют треугольники разного цвета:
- зеленого (уверен в правильности выполнения задания)
- синего (сомневаюсь в правильности выполнения задания)
- желтого (не справился)
- красного (испытывал трудности, но преодолел их)
7. Проверка выполненной работы.
1 гр. Примерный план
- За вербой
- Подарки бабушке и маме.
- Благодарность родных
2 гр. Комментируют выполненные задания.
ФМ. Упражнения под музыку. «Песенка о маме» муз. Т. Савина, ст. Е. Титова.
8. Работа над произведением Ю. Коринца «Март».
1) Самостоятельное чтение (с.75)
- Что вы прочитали?
- Какое настроение вызвало? Почему?
2) Прочитайте автора, название.
Слайд VII Юрий Иосифович Коринец
3) Рассказ учителя:
- Юрий Иосифович Коринец родился в Москве. В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном, в любой предмет, вещь вдыхает как бы частицу своей души.
- Какое растение раньше всех расцвело?
-Как поздравил герой маму?
Слайд VIII
- Докажите, что это стихотворение (есть рифма)
- Назовите созвучные слова (рифмы)
4) Подготовка к выразительному чтению
а) Назовите инструменты выразительности.
Слайд IX
- Какой тон? (радостный)
- Темп? (умеренный)
- Паузы ( /, // )
- Логическое ударение.
б) Поработайте карандашом. Расставьте паузы, подчеркните слова (логические ударения). Работа в парах.
в) Выразительное чтение стихотворения (2-3 чел.)
III. Моделирование обложки и сравнение произведений
1 в. – к рассказу Л.Воронковой.
2 в. – к стихотворению Ю.Коринца.
а) Самопроверка. Слайд X
б) Сравнение.
- Что общего? (Тема о детях и маме)
- Отличие (Разные авторы, жанр, название)
- Что вы можете сказать о героях произведений? (Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем)
IV. Обобщение
- Для чего писательница и поэт написали эти произведения? (рассказать, как поздравлять маму, чтобы принести радость слушателю)
8) Стихотворение С.Богомолова « Красивые мамы». (Чтение ученика.)
V. Рефлексия
- Какие открытия сделали на уроке?
- О чем урок заставил задуматься?
- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).
Слайд XI
VI. Домашнее задание (по выбору)
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
- Кому захотелось сделать книжку-малышку?
- Кто хочет найти произведения о маме?
Рассматривание выставки у доски (книги о маме.)
Список использованной литературы
- Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Материалы сети Интернет.