Урок технологии во 2-м классе по теме: "Игрушка-"небывальщина"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Игрушка – небывальщина».

Цели урока:

Воспитательная: способствовать развитию гуманной личности; воспитывать положительное отношение к объектам окружающего мира;

Развивающая: активизировать воображение и фантазию; способствовать развитию  мышления детей; способствовать развитию умений строить умозаключения, составлять противоречия;

Образовательная: при помощи применения инструментов ТРИЗ придумать и изготовить поделку «Игрушка – небывальщина» (получить творческий результат); познакомить с последовательностью изготовления объёмных поделок; совершенствовать умение работать по плану и производить разметку изделия.

Раздел программы: «Работа с бумагой и картоном»

Оборудование, дидактический материал: картон, ненужные коробки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, бумага для зарисовок; слайды презентации, компьютер, экран, проектор; таблица для  приёма «Морфологический анализ»

План – конспект урока

1. Вступительная часть

 Эмоциональный настрой:

- Я предлагаю посмотреть подготовленные слайды. Что можете сказать?
- Мы увидели животных; среди них есть дикие, домашние, птицы, млекопитающие и какие-то странные животные. Это птицы?
- Скорее всего, это – несуществующие животные!
- А я  бы сказал, вымышленные или сказочные!

- Совершенно верно, две фотографии животных, которые я встретила на сайте «Забавные и смешные животные». Давайте, попробуем придумать этим необычным животным имена!
(Котобелка, Акулобь)

- Ребята, а вы бы хотели, чтобы такие животные появились в настоящей жизни?
(Разные мнения детей)

- Что плохого в этом? (Непривычно видеть животных с такой внешностью, страшные, некрасивые, можно испугаться)

- А что хорошего, ведь мир природы и так разнообразен? (Они могут быть забавными; интересно, когда кто-то не как все; животные с устрашающим видом могли бы хорошо охранять, отпугивать)

2. Постановка проблемы, соответствующей теме урока

- Ребята, какое противоречие у нас возникает?
(Нам действительно хочется, чтобы несуществующие животные были, но встретится с настоящим  - может быть опасно!)

ТП 1: Если такие животные будут существовать, то будет интересно и необычно, но нас может подстерегать опасность.
ТП 2: Если таких животных существовать не будет, то не будет такой опасности от этих животных, но и ничего нового и необычного человек не увидит.

ФП: Несуществующие животные должны существовать, чтобы добавить в жизнь новизны и разнообразия, и такие животные не должны существовать, чтобы человеку от них не угрожала опасность.

- Что же делать? Как предлагаете поступить? Предложите свои способы разрешения противоречия. (Ответы детей)

3. Решение проблемы с использованием инструментов ТРИЗ и знаний по изучаемому предмету

- Я предлагаю рассмотреть предложенную вами идею: сделать таких животных своими руками из бумаги и пускай это будет ваш друг! Тема урока звучит так: «Игрушка – небывальщина».

- Как вы понимаете слово «небывальщина»? (Предполагаемые ответы детей)
- Действительно, именно в этом изделии вы сможете реализовать все ваши фантазии. Именно вашими животными вы можете удивить других людей (родителей, друзей, одноклассников и др.) и подарить им минуты радости, а может быть, настороженности. Как вы думаете, от чего зависит, как будет выглядеть ваш друг?
(Наверное, от того, какое животное по внешнему виду мы сделаем: он может быть ласковый, добрый, улыбающийся, устрашающего вида – для охраны, отпугивания воров)
- Я предлагаю нарисовать эскиз того животного, какого вы хотели бы изготовить.

Самостоятельная работа детей. Рассматривание набросков.

- Что вы можете сказать?
(Рисунки у нас получились почему-то почти одинаковые, однообразные, похожие…)

- Действительно, потому что мы позабыли про один способ, который помогает получать разнообразные варианты объектов. Давайте, его вспомним! (Это – «Морфологический анализ»!)

Коллективное заполнение таблицы:

Части объекта

Варианты частей

Голова

 

 

 

 

 

 

 

 

Туловище

 

 

 

 

 

 

 

 

Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

Лапы

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторная самостоятельна работа детей. Рассматривание набросков.

- А что теперь можете сказать?
- Вы правы, количество вариантов при использовании морфологического анализа значительно больше. Причём, все варианты получились разнообразные и неповторимые! Молодцы!

Составление плана работы над изделием. Выполнение работы с опорой на схемы и рисунки учебника.

4. Заключение

- Кто желает познакомить нас со своим другом игрушкой – небывальщиной?
Детям предлагается план ответа:

  1. Как зовут ваше животное?
  2. Где оно живёт?
  3. Чем может питаться?
  4. Как может подавать сигналы, разговаривать?
  5. Кто его друзья?
  6. Какие могут быть враги и почему?

5. Организация выставки поделок.

- Так как же мы смогли справиться с поставленной задачей урока?
- Для чего же мы выполнили работу по изготовлению игрушки – небывальщины?
- Так пускай у вас будут большие и преданные друзья!

6. Домашнее задание.

 Составить сказку про животное, которое вы изготовили.