Цели:
- Знакомство со звуком [и];
- Написание заглавной буквы И, различие слов с этой буквой;
- Развитие фонематического слуха и умение слышать звучащее слово;
- Упражнение в звукобуквенном анализе слов;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие устной речи детей;
- Развитие памяти, внимания, мышления.
Оборудование: алфавит; разрезные буквы; слоги; аудиозаписи физминуток и частушек; рисунки “Весёлых букв” и газета в рамках декады русского языка; индивидуальные доски.
I. | Организационная часть. | Прозвенел звонок, Начинается урок. Спинки ровно, рот закрыт, Носик дышит, рот молчит. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
II. | Актуализация знаний. 1. Какие
бывают речевые звуки?
3. Сколько в русском языке гласных звуков?
Назовите их. - Дружат гласные с согласными
- Гласные звуки могут быть
- Согласные бывают а) Игра: “Найди лишнее слово”: Рига, тир, Иркутск, Омск. б) Какой слог лишний? та, ро, пы, ги. Физминутка. |
…гласные и согласные. …когда мы их произносим во рту не встречают преграду, поются, образуют слоги. Гласные тянутся в песенке звонкой. …шесть: а, о, у, ы, и, э. …составляют вместе слог. это знает каждый из учеников. … ударными,безударными. …когда мы их произносим, у нас во рту встречаются преграды (губы, зубы, нёбо, язык) А согласные согласны …твердые и мягкие. Слово тир, так как это не название города.
ги, так как [г’] мягкий. Аудиозапись. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
III. | Постановка проблемной задачи. - Составьте, пожалуйста, слова из букв первой строчки. Сегодня на первом уроке мы говорили о слогах, может быть, слоги составите? - Какой вывод можем сделать? - А из букв следующих строчек можно получить слова и слоги? |
Азбука, стр. 38 (внизу) Дети не могут это сделать, коллизия на уроке. Слова не могут состоять из одних согласных, кроме слов-помощников: в, к, с; в словах обязательно должны быть гласные. Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. | Звуковая разминка. - Проведём звуковую разминку, а потом поиграем с буквами и/ы: /и /иии /ыыыы /иыиыи - Внимательно слушайте меня и постарайтесь определить “и” или “ы” слышится в слове? - Покажите, пожалуйста, в “Алфавите” местонахождение букв и, ы. Физминутка. |
Рис, мир, рысь, сыр, кит, мыс, миска, мыло, кино, крабы, липа, пруды, вилы. Дети показывают. В стихах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
V. | Работа в прописи. 1. Организационный момент.
2. Графический анализ буквы И. - Из каких элементов состоит буква? Показ на доске с комментированием: - Начинаю писать на широкой строке крючок с закруглением вверху; иду вниз: прямая наклонная линия с крючком вправо; вновь иду вверх и пишу прямую наклонную линию с закруглением внизу. 3. Написание буквы И. - Обвести букву И на плакате. 4. Написание слогов по точкам: - Чтение слогов; 5. Написание предложения. - Поставить ударение в словах. Физминутка. |
Стр. 12 Я тетрадь свою открою, Сяду прямо, не согнусь
Очень весело
Повторить правило написания имён собственных. Работа над интонацией. Релаксация. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. | Занимательный материал. 1. –Ребята, а какие буквы мы уже научились писать? Какие звуки они образуют? Вот про эти буквы мы Вам споём частушки.
2. “Перевёрнутая буква”. - Зачеркнуть неверную, “перевёрнутую букву”.
3. “Замени букву и получишь новое слово”.
4. “Превращение слов”. - Преврати рогатку в рака! |
Аа, Ии, Оо, Уу, Ээ. …гласные В огороде бузина Говорят, бобёр хитёр, Ёж копеечку нашёл, Я видала, как в реке Белка прячется в дупле,
3 ученика работают на индивидуальных досках.
рогатка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. | Итог урока. - Что новое узнали?
Что было интересно? |
Написание буквы И… | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. | Домашнее задание. По желанию придумать свои игры с буквами и слогами. |