Внеклассное мероприятие по математике на тему: "Математика — царица всех наук"

Разделы: Математика


Цели внеклассного мероприятия:

Образовательные: создать условия для формирования умения решать числовые выражения при помощи натурального ряда чисел; при помощи таблицы сложения;

Развивающие: содействовать развитию у школьников умений использовать исследовательский метод познания; развивать математическую речь учащихся, мышление; развивать мыслительные операции речи, творческие способности обучающихся;

Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой и интерес к предмету математики; воспитывать интерес к знаниям, опираясь на занимательный игровой материал.

Оборудование: таблички с названием салонов; аудиозаписи физминуток; рисунки “Озорная цифра” и газета в рамках декады математики; именные листочки для индивидуальной работы; выставка соответствующей литературы.

Ход

I. Организационный момент.

- Сегодня к нам на классный час пришли гости – учителя и родители нашей школы. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними, улыбнитесь! Итак, начинаем наше очередное занятие.

II. Вступительная беседа:

- Кто знает лексическое значение слова “салон”? (Салон: от французского – 1) гостиная комната для приёмов; 2) литературно-художественный (политический кружок избранных лиц, обучающихся в частном доме))

- А мы сегодня попали в математический салон (переворачиваю табличку).

- Как Вы думаете, почему часто говорят: “Математика – царица всех наук!”? (ответы детей). Действительно, без математики нам просто никуда: ни в школе, ни в жизни, ни на работе…

- Попробуем ответить на этот вопрос в конце нашего занятия. А сегодня в нашем математическом салоне мы будем решать, размышлять, считать и… попробуем убедиться, что математика – царица всех наук!

III. Ход.

(Задания для класса в математических салончиках, названия которых написаны на отдельных табличках)

1) “Озорная цифра”.

Дома мы рисовали озорную цифру, а сейчас на нашей выставке мы рассмотрим все Ваши работы.

2) “Математическая разминка”.

а) Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 6 хвостиков? (6)
б) Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков? (4)
в) У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, две – сзади. Сколько ног у этого животного? (4)
г) В аквариуме 6 рыбок. Сколько нужно купить ещё аквариумов, чтобы в каждом было по 2 рыбки? (2)
д) Волк пригласил на свой День рождения трёх поросят, семь козлят и Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой День рождения? (11)

Из каких сказок были герои? (“Волк и семеро козлят”; “Три поросёнка”; “Красная Шапочка”)

Какая сказка лишняя и почему?

ФИЗМИНУТКА

3) “Кто есть кто?” (задачи на логическое мышление)

а)

Это Нюся, Пушок и Мурзик.
Нюся и Мурзик не полосатые.
Справа от Нюси сидит Пушок.
Кто есть кто?

б)

Лягушата Гоша, Тоша и Лёша –
победители соревнований.
Гоша очень любит землянику.
Любитель земляники проиграл Лёше.
А Тоша прыгнул лучше, чем Лёша.
Кто есть кто?

в)

Трёх щенков назвали Бобик, Шарик и Тузик.
У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост.
А Тузик сидит в середине.
Кто есть кто?

4) “Математические игры”.

  • “Назови соседей”

- Я бросаю мячик и называю число. Тот, кто поймал мяч, возвращает его мне и при этом называет предыдущее и следующее названного числа.

  • “По порядку номеров!”

- В нашем математическом салоне есть мальчики и девочки. Девочкам даю карточки красного цвета, а мальчикам – синего. По сигналу “Становись!” игроки должны выстроиться так, чтобы числа на карточках были расположены по порядку и у девочек, и у мальчиков. Итак, играем!

- У нас получился натуральный ряд чисел? (Нет). А почему? (Ответы детей). А что получилось? (Отрезок натурального ряда чисел).

  • “Кто определит точнее?”

- Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т.д. А как натренирован глаз у Вас? Попробуйте определить на глаз:

- сколько стаканов воды войдёт в эту (показываю) банку;
- сколько в этой (показываю) вазе конфет;
- сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

(Все ответы фиксируются, а потом всё проверяется на практике).

  • “Развиваем глазомер”

- А эта игра поможет нам развивать наш глазомер. На доске мелком пометьте, пожалуйста, рост своего одноклассника (от пола) и размах рук. Проверяем!

5) “Пословицы и поговорки”.

- Расставив слова и слоги в определённом порядке (1-8), прочтёте пословицу:

3 от 1 Семь 6 раз 5 один
2 раз   7 от  
  4 мерь,   8 режь!

(Семь раз отмерь, один раз отрежь!)

- Когда так говорят?
- Какие знаете пословицы и поговорки, где употребляются числа?

ФИЗМИНУТКА

6) “Математические соревнования”.

а)

- А в этом салоне мы поговорим о “Цене минуты”! Минута пролетает так быстро, что многое можно не заметить, не успеть. Что же можно сделать за 1 минуту?
- Проведём соревнования, кто за 1 минуту больше:

  • Напишет аккуратно одну и ту же букву “б”;
  • Напишет подряд числа, начиная с 1;
  • Сплетёт косичку из трёх шнурков (ленточек)?

(Гости оценивают работу детей).

б) – “Кто быстрее” расшифрует названия чисел, убрав по одной лишней букве:

  • Кросто (40);
  • Сьядите (10);
  • Цевадьтда (20).

(Всем ребятам-победителям вручаю призы).

IV. Подведение итогов.

- Итак, мы убедились, что “Математика – царица всех наук!”? А зачем нужна математика? (Ответы детей).
- Всем спасибо за работу! (Угощаю конфетами детей и гостей).