Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100" на тему "Именительный и винительный падежи неодушевленных имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование навыка определения падежей имён существительных, умения отличать И.п. от В.п. одушевлённых имён существительных единственного числа.

Задачи: 

  • Образовательные:
    • актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»;
    • актуализировать понятия «однокоренные» слова и «форма» слова;
    • освоить и применить на практике знания учащихся по отличию неодушевлённых существительных И.п. от В.п.;
    • совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложений;
    • тренировать учащихся  в определении падежей имён существительных;
  • Развивающие:
    • развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
    • развивать у учащихся психические функции (память, внимание, логическое мышление);
    • развитие умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу;
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу;
    • воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Поприветствовали гостей. Собираясь сегодня в школу, не забыли прихватить хорошее настроение? Кто чувствует в себе много жизненной энергии и готов поделиться со своими товарищами и со мной? Давайте возьмёмся за руки, образуем энергетический поле, пожелаем друг другу удачи. «Удачи!»

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму. (Приложение 1. Слайд 1)

– Неслучайно я решила начать сегодняшний урок с этой пословицы. Сегодня вам потребуются ваши знания для открытия нового материала. Но чтобы открывать новое, нужно вспомнить старое.

2. Актуализация знаний.

– Изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков? (Имя существительное) (Приложение 1. Слайд 2)
– Давайте вместе с вами выстроим лестницу знаний, вершиной которой будет имя существительное.
– С чего начнём восхождение? (Имя существительное – часть речи)
– Что должно стоять на второй ступени? (Обозначает предмет)
– Дальше? (Отвечает на вопросы кто? и что?)
– Какие морфологические признаки имени существительного знаете? (Постоянные – род, одуш./неодуш., собств./нариц.; непостоянные – число, падеж)
– Какую роль в предложении могут выполнять имена существительные? (Главную и второстепенную)
– Как вы думаете, почему на лестнице знаний остались свободные ступеньки? Мы всё узнали об имени существительном? А хотите узнать?
– Не будем терять времени. Вперёд за новыми открытиями! Открыли рабочие тетради, записали дату
– Перед вами группа слов (Приложение 1. Слайд 3). Прочитайте их. Разбейте слова на две группы.

островной
остров
острову
 островом
островитяне
у острова
островочек
об острове
островок
остров

– А два ученика на доске составят из карточек таблицу падежей, вопросов и вспомогательных слов.
– Прочитайте слова, которые вы выписали в первый столбик.

Островной,
островитяне,
островочек,
островок.

– Как можно назвать эту группу слов? (однокоренные слова)
– Прочитайте слова второго столбика.

острову
островом
у острова
остров

– Какой частью речи они являются? (Именами существительными)
– Как можно назвать эту группу слов? (Форма слова остров)
– Чем отличаются формы одного и того же слова? (Морфемой – окончанием)
– Как называется такое изменение существительных? (Изменение по падежам)
– Давайте проверим, как справились с работой ученики, составляя таблицу падежей, вопросов и вспомогательных слов. (Проверяем, исправляем ошибки, если есть)
– Что записано в первом столбике? (Название падежа)
– Во втором столбике? (вспомогательное слово).
– В третьем? (вопросы). Почему в каждом падеже два вопроса? (одуш., неодуш.).
– Давайте ещё раз вместе прочтём таблицу.

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
существует
нет
дать
вижу
доволен
думаю
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?

3. Постановка проблемы

– При помощи этой таблицы определите падежи имён  существительных во 2 столбике.
(Фронтальная работа – по одному учащиеся выходят к доске, подставляют к словам вопросы, вспомогательные слова, определяют падеж, остальные записывают в тетрадь)
?! Дошли до слова остров (мнение детей разделились И.п. или В.п. ) (Щелчок)
– Почему трудно? (совпадение вопросов у неодуш. сущ. в И.п. и В.п.)

(Приложение 1. Слайд 4)

В.п.          ?          И.п.

– Может только у этого слова возникают затруднения? Попробуем с другими словами, например, со словами карнавал и барабан. (Пробуют)
– Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться различать И.п. и В.п. неодушевлённых имён существительных) (Приложение 1. Слайд 5)
– Значит тема сегодняшнего урока… (Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных). (Приложение 1. Слайд 6) «Именительный и винительный падеж неодушевлённых имён существительных»

4. Поиск решения. «Открытие» новых знаний

– Что нам помогло определить падеж у этих существительных? (вспомогательное слово и вопрос. Я показываю).
– Почему не определили падеж у слова остров? (вспомогательное слово и вопрос не помогли, т.к. форма одинаковая. Вопрос что? Есть и в И.п. и в В.п.)
– Значит не всегда можно воспользоваться этим приёмом?
– Что делать? (Искать другой способ.)  Где удобнее рассматривать слово?( Рассмотреть это слово в предложении)
– Правильно ли я вас поняла, что вы на это слово предлагаете взглянуть в предложении?

Работа в группах (Приложение 1. Слайд 7)

– Понаблюдайте над ролью существительного остров в предложении. Определить его падеж. Объясните свой выбор.

Задание 1

1. В океане затерялся необитаемый остров.
2. Мореплаватели открыли необитаемый остров.

– Готовы?

Выслушиваем мнения детей  групп. На доске обозначаем грамматическую основу, определяют падеж существительного остров.

Вывод: если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п.

– Понаблюдайте над существительным остров в предложении. Определить его падеж. Объясните свой выбор. (Приложение 1. Слайд 8)

Задание 2

3. На остров отправились туристы.
4. Туристам понравился остров.

– Готовы?

Выслушиваем мнения детей  групп. Определяем падеж существительного остров.

Вывод: если у существительного есть предлог, то оно стоит в форме В.п.

 Обобщение по результатам наблюдения:

– Давайте обобщим результаты наблюдений. (Приложение 1. Слайд 9)
1. Чтобы определить падеж существительного, что сначала делали? (Задавали к слову вопрос)
2. Если существительное отвечало на вопрос что?, какие наши следующие действия? (Находили грамматическую основу предложения)
3. Если существительное являлось главным членом?     (Значит, оно стоит в форме И.п.)
… второстепенным членом? (в В.п.)
4. Если у существительного есть предлог? (В.п.) нет предлога? (И.п.)
– Что у нас получилось? (Алгоритм).
– Как проверить правильность наших выводов? (Надо проверить по учебнику с. 87).

Проверка выводов

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения.
В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.
– Давайте проверим алгоритм в действии.

5. Первичное закрепление (Приложение 1. Слайд 10)

Работа в парах (на карточке)

Определите падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета – одну без ответа отдайте соседу, а с ответами оставьте себе. Выполните задание, пользуясь выведенным алгоритмом.

1 вар. На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.

2 вар. Учебник помог ему вывести алгоритм. Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

Проверка: обменяйтесь карточками, на которых вы работали, сверьте с правильными ответами. Исправьте найденные ошибки.

– Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло?  (Новые знания, новый алгоритм)
– Кто допустил одну ошибку?
– Какое слово вызвало затруднение? (Помочь разобраться)
– Пожмите друг другу руку, поблагодарите за совместную работу.

 6. Самостоятельная работа

– Вы готовы к тому, чтобы самостоятельно применить новые знания и проверить их правильность?
– Вам в помощь электронный репетитор «Символ-Тест».

(Работа выполняется при помощи электронного репетитора «Символ») 

(Приложение 2)

1 вариант. Наберите те слова, которые стоят в В.п.

(ФЗ). Ребята играли в мяч.
(ЕЗ). Ветер погнал мяч по дорожке.
(Ш8). В город ведёт широкое шоссе.
(5М). Отряд геологов поставил палаточный город.
(ОР). Саша купил календарь.

2 вариант. Наберите те слова, которые стоят в И.п.

(Н7). Этот автобус приобрела наша школа.
(БО). Тополь посадил ученик десятого класса.
(Л5). Не доходя до остановки, Митя увидел свой трамвай.
(Н5). Алёша изобразил на полотне зимний лес.
(Х2). На полотне был изображён зимний лес.

Дети на контрольных листах выставляют себе «+» за правильные ответы.

Самоконтроль.

– Кто не допустил ошибку? (Оценка "5").
– Кто допустил одну ошибку? (Оценка «4»).
– А остальные ребята дома выучат правило, потренируются, и у них на следующем уроке всё обязательно получится.

7. Итог урока

– А теперь давайте подведём итог нашей деятельности.
– Какое «открытие» вы сделали на сегодняшнем уроке?
– Как же не ошибиться в определении И.п. и В.п.? (Приложение 1. Слайд 11)

8. Рефлексия

– А сейчас в канун нового года давайте нарядим ёлку новогодними украшениями. Но наши украшения со смыслом. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы довольны своей работой, выберите розовый фонарик; если вы собой не очень довольны, если у вас не всё получилось, или если урок вам не понравился, выберите голубой.
– Наша елка-красавица говорит нам без слов, о том, что вы думаете о себе и своей работе, о сегодняшнем уроке. (Приложение 1. Слайд 12)

9. Домашнее задание

– Предлагаю задание на выбор.

1. Правило с.87, упр. 3 с.118
или
2. Правило с.87, составить по 2 предложения так, чтобы в 1 предложении неодушевлённое существительное стояло в именительном падеже, во 2 предложении в винительном падеже. (Слова карнавал, барабан)

– Я благодарю вас за работу. Вы мне сегодня очень помогли, вы сумели показать свои знания и умения.