Открытый урок по биологии по теме "Кормовые культурные растения семейства бобовых"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость изучаемой темы;
  • Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений (наблюдение, выдвижение гипотезы, моделирование ситуации).

Задачи урока:

Обучающая: расширить знания учащихся о многообразии кормовых культурах семейства бобовых.

Развивающая: уметь сравнивать, анализировать, делать выводы; выдвигать гипотезы и их проверять; моделировать ситуацию.

Воспитывающая:

  • Уважение к сельскохозяйственному труду;
  • Умение общаться в группах и делать самоанализ своей деятельности.

Оборудование: гербарный материал на группы, определительные карточки; дополнительная литература по данной теме; картинки (яблоня, вишня, клевер), две картинки и гербарий на доску.

Девиз урока: “Знание – убеждение – действие – результат”.

І. Мотивационный этап урока.

Организационный момент.

а) Работа в группах.
б) Старший по группе оформляет рейтинговые листы.
в) Лист с заданием.

1. Игра: “Лишняя картинка”. На доске картинки яблони, вишни, клевера.

Учащиеся формируют группы по 4-5 человек.

Учащиеся выбирают лишнюю картинку и аргументируют свой выбор. (1 мин)

Определяют свои знания о клевере:

  1. Семейство бобовых;
  2. Плод боб;
  3. Соцветие головка.

2. Мозговая атака:

  • Что вам известно об этом растении?
  • Выращивают ли ?
  • Для чего человек его выращивает?

3. Тема урока: Кормовое культурное растение семейства бобовых.

Исходя из темы урока определяем задачи:

1. Узнать, какие растения относятся к кормовым?
2. Доказать почему бобовые растения являются хорошими кормовыми растениями для животных?
3. Развивать умения выдвигать гипотезы и их проверять в ходе работы.

  • Работа с гербарием.
  • С дополнительной научной литературой.
  • Решение проблемных вопросов.

Какими способами деятельности будем решать поставленные задачи?

ІІ. Операционный этап урока.

1. На доске размещается схема:

Для каких целей человек выращивает кормовые растения?

Высказывают свою точку зрения.

Для развития животноводства нужна хорошая кормовая база. Наибольшее значение в полевом кормоводстве имеют культурные бобовые растения. Не случайно клевер занимает 1ое место среди зеленых кормов. Он один из первых стал искусственно разводиться еще в 15 веке. Листок клевера выбрали даже символом Ирландии, настолько важна для животноводства этой страны данная культура. На сегодня существует около 200 видов клевера.

2. А какой же вид клевера лежит у вас на столе?

Учащиеся с помощью определительных карточек определяют вид клевера. (2 мин.)

3. Итак, с одним кормовым растением вы познакомились, вам еще предстоит узнать о двух растениях.

Опишите эти растения, по своему плану опираясь на литературу.

Описывают сравнительно самостоятельно по гербарному материалу 2 кормовых растения. (3 мин.)

С какими кормовыми растениями вы ознакомились?

Называют эти растения.

Проверьте: если у каждого вида выделили следующие признаки: 1) форма листа, 2) окраска венчика, 3) соцветие, 4) особенности бобовых, то в рейтинговом листе проставьте по 4 балла за каждое растение.

Выставляют баллы.

4. Ребята, почему бобовые растения являются хорошими кормами для животных? Найти доказательства-подтверждения питательной ценности бобовых кормов.

Работают в группах с дополнительной литературой, находят доказательства того, что в семенах, в стебле, листьях содержаться протеины, углеводы и другие необходимые вещества для животных. (2 мин)

5. Отчет о проделанной работе в группах. (2 мин)

6. Из тех растений, что вы видите на схеме не все введены в культуру в нашей Республике.

Почему в Казахстане введены в культуру не все растения, представленные на этой схеме? От чего это зависит? Выскажите свою гипотезу (обратиться к исследовательской модели).

7. Каждая группа озвучивает свои гипотезы.

Работают в течение 1 минуты. Высказывают свои гипотезы:

№ 1. Условия в Казахстане не соответствуют биологии некоторых растений;
№ 2. Разводятся те бобовые культуры, которые имеют большую пищевую ценность для животных. (1 мин.)

Следующим шагом в исследовательской модели является сбор и оценка данных. Проверяют свои гипотезы.

Учащиеся работают с литературой, находят материал по подтверждению или опровержению их гипотезы. (5 мин.)

Заслушиваются выводы по каждой гипотезе. (5 мин.)

Выводы: Разведение культуры зависит от биологических особенностей выращиваемых культур (отношение к теплу, влаге, к почвам).

8. Как вы думаете, где могут пригодиться знания о кормовых бобовых растениях в жизни? Выскажите свою точку зрения.

Докажите, что профессия людей связанная с производством кормов важна и необходима.

9. Класс разбивается на группы: смоделировать ситуацию.

а) "Если бы я был фермером…" ответ аргументируйте.

Самостоятельная работа в группах, отбирают растения с учетом природно-климатических условий, которые могли бы посеять как кормовые.

б) Сегодня мы много важного сказали о бобовых кормовых растениях и закономерно было бы сказать им… "Хвалебную речь кормовым бобовым растениям" (форма: реклама, лозунг, речь).

Творческая работа в двух группах. составление хвалебной речи кормовым бобовым растениям. (5 мин.)

10. Заслушиваются итоги работы. (5 мин). Выставляют баллы в рейтинговых листах.

Домашнее задание:

Какая кормовая культура бобовых могла бы стать символом животноводства Павлодарской области и почему?

ІІІ. Закрепление знаний.

1. Разноуровневые задания: (Приложение 1)

а) Тест;
б) Задание № 1 и № 2 (3 мин.)

Выполняются в тетрадях, в конце урока сдают, если тест, то делают самопроверку.

Рефлексия: Выполнили ли задачи урока? Какой вид деятельности понравился и почему? Оцените свою работу на уроке?