Цели урока:
- Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость изучаемой темы;
- Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений (наблюдение, выдвижение гипотезы, моделирование ситуации).
Задачи урока:
Обучающая: расширить знания учащихся о многообразии кормовых культурах семейства бобовых.
Развивающая: уметь сравнивать, анализировать, делать выводы; выдвигать гипотезы и их проверять; моделировать ситуацию.
Воспитывающая:
- Уважение к сельскохозяйственному труду;
- Умение общаться в группах и делать самоанализ своей деятельности.
Оборудование: гербарный материал на группы, определительные карточки; дополнительная литература по данной теме; картинки (яблоня, вишня, клевер), две картинки и гербарий на доску.
Девиз урока: “Знание – убеждение – действие – результат”.
І. Мотивационный этап урока.
Организационный момент.
а) Работа в группах.
б) Старший по группе оформляет рейтинговые листы.
в) Лист с заданием.
1. Игра: “Лишняя картинка”. На доске картинки яблони, вишни, клевера.
Учащиеся формируют группы по 4-5 человек.
Учащиеся выбирают лишнюю картинку и аргументируют свой выбор. (1 мин)
Определяют свои знания о клевере:
- Семейство бобовых;
- Плод боб;
- Соцветие головка.
2. Мозговая атака:
- Что вам известно об этом растении?
- Выращивают ли ?
- Для чего человек его выращивает?
3. Тема урока: Кормовое культурное растение семейства бобовых.
Исходя из темы урока определяем задачи:
1. Узнать, какие растения относятся к кормовым?
2. Доказать почему бобовые растения являются
хорошими кормовыми растениями для животных?
3. Развивать умения выдвигать гипотезы и их
проверять в ходе работы.
- Работа с гербарием.
- С дополнительной научной литературой.
- Решение проблемных вопросов.
Какими способами деятельности будем решать поставленные задачи?
ІІ. Операционный этап урока.
1. На доске размещается схема:
Для каких целей человек выращивает кормовые растения?
Высказывают свою точку зрения.
Для развития животноводства нужна хорошая кормовая база. Наибольшее значение в полевом кормоводстве имеют культурные бобовые растения. Не случайно клевер занимает 1ое место среди зеленых кормов. Он один из первых стал искусственно разводиться еще в 15 веке. Листок клевера выбрали даже символом Ирландии, настолько важна для животноводства этой страны данная культура. На сегодня существует около 200 видов клевера.
2. А какой же вид клевера лежит у вас на столе?
Учащиеся с помощью определительных карточек определяют вид клевера. (2 мин.)
3. Итак, с одним кормовым растением вы познакомились, вам еще предстоит узнать о двух растениях.
Опишите эти растения, по своему плану опираясь на литературу.
Описывают сравнительно самостоятельно по гербарному материалу 2 кормовых растения. (3 мин.)
С какими кормовыми растениями вы ознакомились?
Называют эти растения.
Проверьте: если у каждого вида выделили следующие признаки: 1) форма листа, 2) окраска венчика, 3) соцветие, 4) особенности бобовых, то в рейтинговом листе проставьте по 4 балла за каждое растение.
Выставляют баллы.
4. Ребята, почему бобовые растения являются хорошими кормами для животных? Найти доказательства-подтверждения питательной ценности бобовых кормов.
Работают в группах с дополнительной литературой, находят доказательства того, что в семенах, в стебле, листьях содержаться протеины, углеводы и другие необходимые вещества для животных. (2 мин)
5. Отчет о проделанной работе в группах. (2 мин)
6. Из тех растений, что вы видите на схеме не все введены в культуру в нашей Республике.
Почему в Казахстане введены в культуру не все растения, представленные на этой схеме? От чего это зависит? Выскажите свою гипотезу (обратиться к исследовательской модели).
7. Каждая группа озвучивает свои гипотезы.
Работают в течение 1 минуты. Высказывают свои гипотезы:
№ 1. Условия в Казахстане не соответствуют
биологии некоторых растений;
№ 2. Разводятся те бобовые культуры, которые
имеют большую пищевую ценность для животных. (1
мин.)
Следующим шагом в исследовательской модели является сбор и оценка данных. Проверяют свои гипотезы.
Учащиеся работают с литературой, находят материал по подтверждению или опровержению их гипотезы. (5 мин.)
Заслушиваются выводы по каждой гипотезе. (5 мин.)
Выводы: Разведение культуры зависит от биологических особенностей выращиваемых культур (отношение к теплу, влаге, к почвам).
8. Как вы думаете, где могут пригодиться знания о кормовых бобовых растениях в жизни? Выскажите свою точку зрения.
Докажите, что профессия людей связанная с производством кормов важна и необходима.
9. Класс разбивается на группы: смоделировать ситуацию.
а) "Если бы я был фермером…" ответ аргументируйте.
Самостоятельная работа в группах, отбирают растения с учетом природно-климатических условий, которые могли бы посеять как кормовые.
б) Сегодня мы много важного сказали о бобовых кормовых растениях и закономерно было бы сказать им… "Хвалебную речь кормовым бобовым растениям" (форма: реклама, лозунг, речь).
Творческая работа в двух группах. составление хвалебной речи кормовым бобовым растениям. (5 мин.)
10. Заслушиваются итоги работы. (5 мин). Выставляют баллы в рейтинговых листах.
Домашнее задание:
Какая кормовая культура бобовых могла бы стать символом животноводства Павлодарской области и почему?
ІІІ. Закрепление знаний.
1. Разноуровневые задания: (Приложение 1)
а) Тест;
б) Задание № 1 и № 2 (3 мин.)
Выполняются в тетрадях, в конце урока сдают, если тест, то делают самопроверку.
Рефлексия: Выполнили ли задачи урока? Какой вид деятельности понравился и почему? Оцените свою работу на уроке?