Цели:
- Закрепить умение решать задачи в 1 действие, примеры на сложение и вычитание в пределах 10, закрепить знание названия геометрических фигур, умение составлять с помощью них различные предметы окружающей действительности, закрепить знания о прямой, отрезке, закрепить умение чертить отрезок и измерять его длину;
- Развивать память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности;
- Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Оборудование: карточки с цифрами, интерактивная доска, набор геометрических фигур, изображения рыбаков и рыбки – примеры, конверты для игры “Танграм”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей урока, задач урока.
- Ребята! Сегодня на уроке мы закрепим умение решать задачи, умение решать примеры и то, как вы знаете геометрические фигуры.
Урок наш будет необычным. Я прикреплю на доску сказочный домик.
…Этот домик не в леске,
А в нашем классе на доске.
Результатов чтоб добиться,
Вам придётся потрудиться.
(Демонстрация слайда. Приложение 1)
<Рисунок 1>
III. Закрепление изученного.
- Выполнив все задания на уроке верно, вы сможете узнать, кто живёт в домике, помочь его жителям.
Посмотрите внимательно и скажите, из чего состоит дорожка к домику?
(Из геометрических фигур)
- Назовём их.
- На какие группы разными способами можно разделить эти фигуры?
…Взял треугольник и квадрат
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
В нашем домике живёт не один, а два гномика. (Выходят ребята в костюмах гномиков)
А) игра “Конструктор”.
- Гномики очень любят играть в игру “Конструктор” и вас сейчас научат.
Я взял три треугольника
И палочку- иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг …ёлочку.
(Демонстрация слайда. Приложение 1)
<Рисунок 2>
Вначале выберем два круга-колеса,
А между ними поместим- ка треугольник.
Из палок сделай руль. И что за чудеса –
Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!
(Демонстрация слайда. Приложение 1)
<Рисунок 3>
- Давайте и мы с вами в тетрадях с помощью геометрических фигур построим различные предметы окружающей нас действительности. Лучшие рисунки предлагаю нарисовать на интерактивной доске.
Б) решение примеров.
- Теперь настало время познакомиться с нашими гномиками. Решив два столбика примеров, мы сможем узнать их имена.
Ответы показывайте на карточках с цифрами.
Я переверну свои карточки с числами-ответами. Читаем хором их имена.
(6-2
10-6
6-6
3+6
7+3
7+2)
(Шур. Мур.)
В) решение задач.
Работаем в тетрадях. Запишем решение задачи и ответ.
…Гномы жили на даче
И сочиняли задачи.
5 придумал Шур,
3 придумал Мур.
Сколько всего задачек
Составили гномы на даче?
(5+3=8)
Гномы в старом подвале
Однажды клад откопали:
10 звонких монет
Домой принесли – 3 нет.
Скорее скажи ответ:
Сколько осталось монет?
(10-3=7)
Проверка выполнения индивидуальных заданий.
Г) игровая ситуация.
-Ребята! У меня на столе какое-то письмо. Адресовано оно нашему 1-а классу. Откроем?
Совсем недорогие ребята!
Весь урок буду вам мешать. Всё испорчу, поломаю, порву, разбросаю.
Без всякого уважения, Злючка Вреднючкина.
- Только её нам не хватало! Проверьте, все ли
вещи у вас на местах? Ничего не пропало?
- Ребята! А у наших гномиков пропал ключ. Они не
смогут попасть домой. Поможем найти ключ?
Нужно осмотреться. Куда она могла его спрятать?
Д) игра “Рыбаки”.
- Оказывается, недалеко от домика гномиков есть озеро. Там ловят рыбу рыбаки. Поможем им поймать рыбок с примерами? Какие ответы у примеров? Это номерки на груди у рыбаков – 10 и 9.
Работаем в парах. Положите на парту рыбок, которых смогли поймать наши рыбаки. Прочитайте эти примеры по очереди.
(10=5=5 10=6=4 9=6=3 9=7=2 и др.)
- Посмотрите, не забросила ли Злючка Вреднючкина ключ в озеро.
(Нет)
Физкультминутка.
Е) творческая работа и построение отрезка.
- Ничего не понимаю! Примеры мы решали? Играли? Ключа нигде нет. Давайте внимательно ещё раз посмотрим письмо. Что заметили?
(На конверте вместо марки стоит точка).
- Давайте попробуем сочинить сказку о приключениях точки. (Можно пользоваться домашними заготовками)
Самостоятельная работа.
Проверка.
Ученики рассказывают сказки о приключениях точки.
Ученики – гномики рассказывают сказку “Приключение точки” В.Г.Житомирского и Л.М. Шеврина из книги “Путешествие по стране Геометрии”.
(Демонстрация слайда. Приложение 1)
- Послушайте историю, которая произошла с одной моей знакомой Точкой.
Жила-была Точка. Была она очень любопытна и хотела всё знать. Подумала однажды Точка: “Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь- ка я путешествовать!”
Сказано – сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней.
Шла-шла, долго шла. Устала. Остановилась и говорит:
- Долго ли я буду ещё идти? Скоро ли конец прямой линии?
Засмеялась Прямая:
- Эх, ты, Точка! Ведь ты никогда не дойдёшь до
конца. Разве ты не знаешь, что у Прямой нет конца?
- Тогда я поверну назад, - сказала Точка.- Я,
наверное, пошла не в ту сторону.
- И в другую сторону не будет конца. Упрямой линии
совсем нет концов.
Опечалилась точка
- Как же быть? Что же мне так и придётся идти и
идти без конца?
- Ну, если ты не хочешь идти без конца, то давай
позовём на помощь Ножницы.
- Давай, позовём, – обрадовалась Точка. А зачем
Ножницы?
- Сейчас узнаешь – ответила Прямая.
Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали Прямую.
- Ура! – закричала Точка. Вот и конец получился!
Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста,
конец с другой стороны.
- Можно и с другой,- послушно щёлкнули Ножницы.
- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же это
из моей Прямой получилось? С одной стороны конец,
с другой конец. Как же это называется?
- Это отрезок, -сказали Ножницы. Теперь ты, Точка
на Отрезке Прямой.
- Отрезок Прямой! Отрезок Прямой! – с
удовольствием повторяла Точка, прогуливаясь по
отрезку от одного конца к другому.
Я запомню это название. Мне нравится на отрезке! Я здесь устрою свой дом.
- Интересная сказка!
- Начертите в своих тетрадях отрезок. Измерьте
его длину и назовите. Но ключа нет. Будем искать
дальше.
Ж) игра “Танграм”.
Давайте вместе с гномиками поиграем в игру "Танграм". А наши гости нам помогут.
(На столе у каждого ребёнка конверт с разрезанным квадратом)
Проверка.
Волшебный домик гномиков разбирается на части - геометрические фигуры
(Демонстрация слайда. Приложение 1)
<Рисунок 4>
- Ну, кажется, все задания. И урок наш подходит к концу. Но где же ключ, который потеряли гномики Шур и Мур?
Поищите у себя под стульчиками, может злючка Вреднючкина его туда спрятала?
(Ключ под стулом одного из учеников)
- Вот он! Гномики благодарны вам за помощь, ребята.
Славно, дети, потрудились
Вижу – многого добились.
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награду.
IV. Обобщение.
- Понравился вам урок? Какие задания особенно?
- Что закрепили на уроке?
Так интересно работать с геометрическими фигурами!
Немножечко фантазии, старания чуть-чуть
Геометрические фигуры с собою взять не позабудь!
Мы на уроках математики играем и творим,
Путешествовать и спорить, жить интересно мы хотим!
V. Итог урока. Вручение призов.