Конспект занятия "Мои уши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель

  • Привитие навыков здорового образа жизни дошкольникам.

Задачи

  • дать детям элементарные представления об органах слуха и основных функциях;
  • уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных;
  • развивать слуховое внимание;
  • закреплять знания о правилах ухода за ушами;
  • обучить элементам самомассажа ушной раковины
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Словарная работа

Активизация словаря:

  • ушная раковина,

  • среднее ухо,

  • барабанная перепонка

Материал:

  • Игрушка – Чебурашка, письмо.

  • Схема-плакат “строение уха”.

  • Рисунки: Чебурашка, белка, слон, кузнечик, дельфин, кит, спички, скрепка, карандаш, гвоздь, шпилька, ватная палочка, металлофон, бубен, маракас.

Предварительная работа:

  1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
  2. Рассматривание схемы-плаката “Строение уха”.
  3. Дидактические и подвижные игры: “Что за звук”, “Кто позвал”.
  4. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята у нас новости! К нам пришло письмо: “Я спешу к вам в гости. Угадайте кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками (предлагаю детям рисунки белка, медведь, заяц, Чебурашка). Как вы думаете кто же это такой?”.

Дети. Чебурашка.

Воспитатель. А вот и наш гость. Проходите, пожалуйста, Чебурашка тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, мягкие, большие.

Дети. А что ты ими делаешь?

Чебурашка. Не знаю.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши?

Дети. Знаем.

Воспитатель. Чебурашка, а ты хотел бы узнать.

Чебурашка. Очень хочу!

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра: “Узнай предмет по звукам” (за ширмой спрятаны предметы, узнай их по звукам).

Воспитатель. Мы слышим эти звуки благодаря нашим ушам.

А сейчас поиграем в игру “назови не ошибись”.

Я буду подходить к вам, дотрагиваться до разных частей тела, вы должны назвать количество и части тела. Кто правильно назовет, тот сядет на стульчик.

Вставляю схему-плакат на мольберт.

Воспитатель. А сколько ушей у человека?

А вот как получится, что человек слышит, как устроены наши уши. Мы сейчас рассмотрим.

Видимая часть органа слуха – наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешнее слуховой проход. В конце слухового прохода есть тонкая пленка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. Человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в пяти метрах от себя, а вот волк – за пятьдесят метров. Отличным слухом обладают ежи, дельфины и киты.

У большинства животных уши располагаются на голове, как у человека. Но вот у кузнечика они расположены на передних ногах, а у рыб уши расположены на боках.

Чтобы слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей.

Воспитатель.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу,
Подойди ко мне дружок, и садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди, и скорее покажи
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, наступила тишина! (два раза играем).

Ребята давайте сделаем круг. А сейчас закроем уши руками. Понравилось вам? Ничего не слышно.

Да, очень неприятно жить без слуха.

Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели и слух, оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

Давайте подарим эти правила Чебурашке.

Игра: “Волшебная палочка”

  1. Защищать уши от холода и сильного ветра.
  2. Защищать уши от шума.
  3. Не ковырять в ушах.
  4. Не допускать попадания воды в уши.
  5. Каждое утро разминать ушные раковины.
  6. Не сморкаться сильно и не втягивать в себя слизь из носа.
  7. Если уши заболели обращаться к врачу.
  8. Берегите уши от ударов.
  9. Не простужать уши.

Воспитатель. А еще ребята, чтобы слух был хорошим, надо уметь правильно чистить уши.

У меня на столе лежат предметы, и Чебурашка пойдет и выберет те предметы, которыми можно чистить уши (спичка, спица, скрепка, карандаш, ватная палочка).

Рассказывает стихотворение дети:

Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
“Еже-еже-ежедневно”.

Воспитатель. Молодцы! Мы с вами сегодня очень хорошо поработали и много узнали, а теперь давайте отдохнем, легли все на ковер.

Релаксация

“На поляне”

Представьте себе лесную поляну, на которой растет легкая травка-муравка.

Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щекотят, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело. Лучики глядят Олю, Диму, Женю, ласкают Ваню, Никиту, Лену.

Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет три откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.