ЕГЭ (ГИА) предъявляет особые требования, как к организации интеллекта учащихся, так и к их эмоционально-волевой сфере. Учитывая это, хотелось бы найти такую модель обучения, которая могла бы обеспечить качественную подготовку учащихся и в предметном (математическом) плане, и в аспекте выстраивания личных стратегий эффективной деятельности учащихся по написанию ЕГЭ (ГИА). В настоящей статье предпринята попытка описать основные элементы педагогической технологии, направленной на формирование ментального опыта учащихся. Эта авторская технология является одним из компонентов в системе работы школы по подготовке учащихся к ЕГЭ (ГИА) и в настоящее время успешно функционирует в лицее “Гармония”. В качестве концептуальной основы выбраны структурная теория интеллекта Холодной М.А., онтогенетический подход к обучению математике (Когаловский С.Р.), идеи формирования креативного ментального опыта в процессе обучения математике (Власов Е.В.). Технология построена в соответствии с принципами деятельностного подхода к развивающему обучению.
Суть рассматриваемой педагогической технологии схематично можно представить следующим образом:
Т
теоретическая основа
Структурная теория интеллекта Холодной М.А.
содержательная часть
- цели и задачи обучения, требования к уровню математической подготовки в терминах рассматриваемой технологии;
- корректировка содержания обучения.
О
процессуальная часть
- циклограмма уроков по каждой теме;
- деятельность учеников (идеи РО);
- деятельность учителя (формирование приемов УД по Епишевой, принципы УДЕ Эрдниева, опорные конспекты по Шаталову и др.).
М
система КОД
- рейтинговая оценка (по Симонову В.П.);
- изменение видов и форм контроля (включая тесты).
Мониторинг качества знаний
О
Этапы построения технологии, обогащающей ментальный опыт учащихся.
I этап – теоретический.
В нашем случае он включает в себя изучение когнитивно-структурной теории интеллекта (по М.А. Холодной) и описание результата обучения математике с позиций этой теории (какие аспекты ментального опыта – когнитивного, метакогнитивного, интенционального – мы можем и должны сформировать в процессе изучения школьного курса математики?). На этом этапе необходимо также изучение основных психологически ориентированных моделей школьного обучения и выбор принципов построения модели обучения, обогащающей ментальный опыт учащихся.
II этап – диагностический.
На этом этапе учитель определяет реальный уровень сформированности ментального опыта учащихся, их содержательной и психологической готовности к ЕГЭ .(ГИА).
III этап – проектировочный.
На этом этапе происходит
- конкретизация целей математической подготовки учащихся в рамках формирования основных структур ментального (математического) опыта;
- корректировка содержания образования;
- создание системы уроков по формированию ментального математического опыта у учащихся;
- создание системы контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика на основании рейтинговой оценки качества математической подготовки учащихся;
- организация мониторинга образовательного процесса, направленного на формирование ментального опыта учащихся;
- совершенствование системы внеурочной работы (основные направления:
- развития познавательного интереса к математике;
- развитие рефлексивных способностей учащихся;
- развитие креативных возможностей учащихся).
IV этап – конструктивный.
На данном этапе учитель составляет тематические и поурочные планы, конструирует различные типы уроков и определяет их содержание диагностические и итоговые тематические тестовые работы.
V этап – практический.
Реализация на практике технологии обучения, направленной на формирование ментального (математического) опыта учащихся в рамках научно-практического эксперимента.
VI этап – диагностический.
На этом этапе определяется продвижение детей в процессе обучения, направленного на формирование ментального математического опыта и ставятся цели и задачи на будущее. На этом этапе происходит корректировка технологии.
Цели и задачи образовательного процесса, направленного на формирование ментального опыта учащихся.
Современная школа, как общеобразовательное учреждение должна быть ориентирована не только на формирование ЗУН учащихся, но и на совершенствование психологических ресурсов личности, среди которых один из важнейших – уровень развития интеллектуальных возможностей каждого ученика. Каждый ребенок “заполнен” собственным ментальным опытом и имеет определенный диапазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил. Адресатом педагогических воздействий являются основные компоненты индивидуального ментального опыта. Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей. Поэтому, задача учителя заключается в оказании необходимой помощи ребенку в формировании собственного ментального опыта средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности ученика.
Исходя из этого, можно сформировать основные задачи рассматриваемой педагогической технологии:
- создание условий для актуализации наличного ментального опыта каждого ученика;
- создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта учащихся.
Следовательно, целью образовательного процесса является развитие индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, истории и т.д. Соответственно в качестве критерия оценки эффективности форм и методов обучения выступают не только показатели сформированности ЗУН, но и критерии развития определенных интеллектуальных качеств личности.
Типология уроков.
Как учителю сформировать у учащихся привычку к репрезентации своих знаний в форме теста вида ЕГЭ (ГИА) ? Как перевести эту привычку в осознанный вид деятельности, которым учащийся может управлять? Как при этом избежать формирования только репродуктивных видов учебной деятельности? В данном параграфе мы ставим своей целью описание тематического цикла деятельности учителя, направленной на подготовку учащихся к ЕГЭ (ГИА).
Приступая к изучению очередной темы, учитель определяет, какие МС ему предстоит сформировать и каким образом спроектировать процесс формирования. На наш взгляд, принципиально важно понимать, что в процессе изучения учебного материала формируются МС, соответствующие основным содержательным и операциональным единицам темы.
Применительно к учебному предмету мы выделяем в структуре
- когнитивного
- МС, соответствующие понятиям учебного предмета,
- МС, отвечающие за развертывание ментального пространства, соответствующего понятию, вопросу или задаче,
- МС, отвечающие за кодирование объектов вопроса или задачи в развернутом ментальном пространстве,
- МС, соответствующие основным алгоритмам и схемам действий с объектами данного ментального пространства;
- МС, отвечающие стратегиям эффективного запоминания структурированной информации,
- МС, отвечающие эффективным стратегиям написания теста;
- МС, определяющих знание своих индивидуальных особенностей деятельности по написанию тестовых работ;
- МС, определяющих своеобразие направленности и избирательности индивидуальной интеллектуальной активности при написании теста.
Деятельность учителя-предметника представляет собой циклический процесс перехода от одной большой темы к другой. Поэтому необходимо дополнить процесс обучения в рамках отдельных больших тем такими формами взаимодействия, которые бы постепенно готовили учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Ниже представлена циклограмма уроков, выстроенная на основе деятельности учителя математики.
Урок постановки учебной задачи. ( На подобных уроках проводится целостный обзор основных содержательных и операциональных единиц темы ).
Уроки формирования основных когнитивных структур, соответствующих теме. Российская школа накопила богатый методический материал по формированию способов учебной деятельности, основных содержательных единиц ( понятий, методов ). По нашему мнению, форма итоговой аттестации не вправе изменять, тем более вытеснять укорененные продуктивные способы деятельности учителя. Поэтому, предлагаемая нами технология называется технологией обогащения ментального опыта. Именно обогащения за счет привнесения в учебный процесс форм учебной деятельности, направленных на формирование меткогнитивных структур интеллекта.
Уроки решения базовых задач, составленных и проклассифицированных на основании выделенных когнитивных структур по данной теме. ( В рамках темы мы выделяем базовые задачи, вопросы, которые, на наш взгляд, могут лечь в основу заданий типа А и В теста.)
Уроки оперативного контроля и коррекции процесса формирования ментальных когнитивных структур по данной теме. На таких уроках учитель использует как традиционные формы контроля, так и микротесты.
Уроки структурирования учебного материала и составления карты темы. Сформированные ментальные понятийные и деятельностные пространства, выделенные единицы информации необходимо осмысленно и структурированно запоминать. Эффективная стратегия написания теста предполагает умение быстро развертывать соответствующее ментальное пространство и вести в нем поиск необходимого факта. “Помнить – это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации”. Задача учителя на подобных уроках таким образом структурировать учебный материал, чтобы затем его удобно было запомнить и воспроизвести. На таких уроках мы рекомендуем составлять карты темы ( аналоги опорных конспектов Шаталова).
Уроки переноса. Задания типа С теста ЕГЭ (ГИА) предполагают не только умения воспроизводить изученное, но и переносить знакомый материал в незнакомые ситуации, осуществлять поиск, конструировать, придумывать, догадываться. Уроки переноса направлены на формирование поисково-ориентировочной учебной деятельности .
Урок проектирования содержания итогового теста. Готовность учащихся к написанию итогового тематического теста предполагает представление ими возможного содержания теста. Мы предполагаем, что учащийся должен представлять виды и характер заданий, возможных в тесте.
Урок итогового контроля. (Методическим объединением составляется итоговый тест по теме, включающий в себя задания уровней А, В и С, и рассчитанный на 2 урока. )
Урок анализа результатов итогового теста.