Проект "Томск – город исторический. Храмы и церкви города"

Разделы: Начальная школа


Уже не первый год учащиеся начальной школы МОУ Зональненская СОШ пос. Зональная станция под руководством педагогов и при активном и заинтересованном участии родителей выполняют проекты разные по уровню сложности и самой различной тематике  Выполнение коллективных творческих проектов с элементами исследования – одно из наиболее интересных направлений такой деятельности.

Примером могут служить проекты:

1) «Буквица или история алфавита» (2007/2008 у.г.), руководители: учитель начальной школы Батурина В.В. и учитель ИЗО Козлова С.Н.;
2) «Томск – город исторический» Часть 1. «Храмы Томска»(2008/2009 у. г.), руководители: учитель начальной школы Ветрова Л.Ф. и учитель ИЗО Козлова С.Н.

В этом учебном году ученики 4-го класса успешно выполнили 1-ю часть проекта основной целью которого было знакомство с православными церквями и соборами Томска. Также при этом были успешно решены такие учебные и воспитательные задачи как:

1) знакомство с архитектурными достопримечательностями города;
2) развитие графических навыков в процессе рисования плана города, церквей и соборов;
3) содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и результатам коллективной работы;
4) укрепление коммуникативных способностей участников проекта, воспитание патриотизма и любви к своему Отечеству.

Идея выполнения этого проекта появилась у детей после участия в экскурсионных поездках по историческим местам Томска. Особенно всем понравилась экскурсия с посещением православных церквей города, которую провёл известный томский краевед и один из авторов книги «Легенды и мифы старого Томска» Скворцов Геннадий Вячеславович – он рассказал много интересного о томских храмах. А книга для детей «Церкви Божии на Томи» (авторы: о. Амвросий и Коновалова И.Ю.) помогла четвероклассникам успешно выполнить творческую часть проекта – нарисовать карту-путеводитель и томские церкви.

Проект включал в себя несколько этапов.

На первом подготовительном этапе дети вместе с родителями в библиотеках и через сеть Интернет искали справочный материал по теме проекта. В школьной библиотеке всем классом учащиеся посмотрели слайдовую презентацию об истории томских церквей. Вместе с учителем были распределены задания и началась подготовка выступлений. Всем интересно было выступить в роли экскурсовода и познакомить учеников, родителей и гостей школы с результатами работы над проектом.

На втором этапе на уроках и занятиях ИЗО дети графическими материалами рисовали томские храмы, пользуясь в качестве образца рисунками из книжки «Церкви Божии на Томи». Лучшие работы были представлены в стендовой презентации и дети-экскурсоводы сопровождали свой рассказ их показом. Несколько работ были оформлены в деревянные рамочки. Они украсят интерьер класса.

На третьем этапе на занятиях кружка с помощью учителя по изобразительному искусству на трёх листах ватмана была нарисована старая часть города – план кварталов и улиц. Затем на этом плане дети рисовали условные изображения жилых домов, церквей и соборов. Эта карта-путеводитель была дополнена кратким текстовым материалом (цели и задачи проекта, актуальность, выводы) и затем оформлена как стендовая презентация.

На четвёртом заключительном этапе с целью большой наглядности решили сделать небольшие изображения церквей и сопровождать свой рассказ размещением их на плане города. Родители помогли заламинировать эти изображения. Родители были не только первыми помощниками, но и самыми заинтересованными слушателями при защите проекта. Также проект был представлен ученикам начальной школы, на окружной и районной конференции школьников «Юный исследователь», где был отмечен дипломом второй степени.

На уроке русского языка дети написали небольшие, очень искренние сочинения. В этих сочинениях они рассказали свои впечатления об экскурсии «Храмы Томска». Лучшие рассказы также вошли в творческую часть проекта.

Участие в познавательных экскурсиях, написание сочинений, рисование карты-путеводителя и томских храмов, а также выступления детей перед самой разной аудиторией помогло детям  лучше узнать историю Томска, познакомиться с необычной храмовой архитектурой – церквями и соборами города, стать патриотами родного края.