Урок "Будь природе другом!"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-конференция.

Цели урока:

Образовательные:

  • способствовать осуществлению межпредметных связей на уроке окружающего мира;

Развивающие:

  • содействовать развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами региона;
  • учить детей решать проблемы, исходя из собственного опыта;

Воспитательные:

  • способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
  • закрепить навыки бережного отношения к природе;

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный; практический.

Средства обучения: технические, доска, мел.

Оборудование:

  1. Магнитофон и кассеты (диски) с записями звуков природы, голосов птиц.
  2. Выставка лекарственных растений “Зеленая аптека”
  3. Выставка книг о животных, птиц, насекомых и растениях.
  4. Выставка детских рисунков о природе.
  5. Красная книга Республики Татарстан.
  6. Сувениры для награждения.
  7. Персонажи в костюмах (бабочка, лесная фея, лиса, ворона)
  8. Карточки с заданиями, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов, рабочая тетрадь №1.

Класс разделен на 4 группы. На каждом столе стоит карточка с надписью “Отдел охраны зверей”, “Отдел охраны птиц”, “Отдел охраны насекомых”, “Отдел охраны растений”.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Под музыку выходит учитель в одежде “Земли”).

Все народы, все люди,
Все, кто верит и любит.
Все, в ком совесть жива,
К вам Земли обращаю слова!

Дорогие мои гости! Я планета – Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Если вы любите меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших. Все мы – одна большая семья. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.

II. Постановка учебной задачи

Дом – это не только то место, где мы живем. Дом – это наш город, страна, планета. А в доме все должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищенным.

На доске написаны стихи :

Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.

Есть храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Сегодня мы еще раз вспомним о том, как важно внимательно относится к нашей планете. Начинается же доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, поселка, города. Что же мы можем сделать для природы?

Задания группам.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками

Задание № 1. “Представление своего отдела по охране”

Слово предоставляется группе “Отдел по охране птиц” (Звучит запись с голосами птиц)

Выступает ученик в образе птицы:

Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

Представитель отдела : Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперением.

Слово предоставляется группе “Отдел по охране зверей”

Выходят ученики переодетые в костюмы животных (лисы, волка):

На шарике нашем земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса и голубые небеса
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит,
Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Слово предоставляется группе “Отдел по охране насекомых”

Выходит бабочка и читает стихотворение:

Все в природе мы важны
Белки, мыши и олени,
Дуб, осина и рябина,
Клест и бурундук,
Мухомор, паук и мошка –
Каждый важен в нашей жизни.
Мы зависим друг от друга,
Если кто-нибудь из вас
Лес покинет иль исчезнет,
То в сообществе у нас
Все в разлад пойдет,
И погибнет чаща.

Слово предоставляется группе “Отдел по охране растений”

Выходят дети с искусственными цветочками в руках.

Ученик 1.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я и ты
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.

Ученик 2.

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью,
Мята, ландыш, зверобой.

Ученик 3.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.

Ученик 4.

Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.

III. Физкультминутка.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

IV. Закрепление изученного материала.

Задание № 2. “Блиц-турнир” . Каждой группе задается по 5 вопросов:

“Отдел по охране зверей”

  1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
  2. Какая ягода похожа на малину, но черного цвета? (Ежевика)
  3. 3. Правда ли, что совы не могут вращать глазами? (Да)
  4. Серовато, дубовато –
    По полю рыщет,
    Телят, ягнят ищет. (Волк)
  5. Пестрая крякуша ловит лягушек. (Утка)

“Отдел по охране насекомых”

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
  2. Не птичка, а с пестрыми крыльями (Бабочка)
  3. Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке. (Береза)
  4. Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орел)
  5. Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука)

“Отдел по охране птиц”

  1. Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин)
  2. Чье яйцо больше: утиное или куриное? (Утиное)
  3. Правда ли, что медведь за день может съесть до 20000 ягод? (Да)
  4. Какое из этих животных при спасении от опасности может пожертвовать частью своего тела? (Ящерица, бабочка, паук)
  5. правда ли, что если пчела ужалит кого-либо, то она погибает? (Да)

“Отдел по охране растений”

  1. Правда ли , что пауки питаются собственной паутиной? (Да)
  2. Где кроты устраивают свои жилища? (Под землей)
  3. Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнездах? (Кукушка)
  4. Какое из этих животных живет только в Африке : Зебра, волк, медведь? (Зебра)
  5. Почему люди охотятся на рысь? (Из-за ценного меха)

Задание № 3. Расшифровать на каждую букву слова – ПРИРОДА.

Каждый отдел расшифровывает по своей группе.

Например, Звери – п – пантера, р – рысь, и – ишак, р – рыба, о – олень, д – дикобраз, а – антилопа.

Задание № 4. Выслушаем жалобы, поступившие от обитателей садов и огородов, лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью.

“Рассмотрим жалобы”

Жалоба 1. “Ох не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?” От кого эта жалоба?

Отвечают представители отдела по охране птиц: Да, это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полевок, которые способны уничтожить тонну зерна!

Жалоба 2. “ На земном шаре нет, пожалуй такого существа, о котором бы рассказывали сколько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится людям, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими создала нас природа”

Отвечают представители отдела по охране зверей: Это летучая мышь. Но разве можем мы выбрать себе друзей по внешнему виду. А польза от летучих мышей человеку большая: они уничтожают многих ночных насекомых, в том числе массовых вредителей сельского и лесного хозяйства, а также кровососущих двукрылых. Летучие мыши подлежат охране!

Жалоба 3: “Нас чем только не травят и удобрением и ядохимикатами. Мы не можем насытиться чистым воздухом, употребить чистую воду. А ведь мы так необходимы всем. Но к сожалению мы становимся не только полезными, но и очень ядовитыми. Одумайтесь люди!”

Отвечают представители отдела по охране растений: Лекарственные растения не только гибнут от всего этого, но и впитывают в себя вредные растворенные в воде и воздухе вещества, порой становятся самым настоящим ядом для живых организмов. Ведь в природе все взаимосвязано, и сбой в одной части приводит к нарушению всей цепочки.

Жалоба 4: “Нас очень многие дети и даже иногда животные проходя мимо разрушают наши города, дома. С нами часто экспериментируют, забирают нас в лаборатории и отбирают полезные свойства. Этим самым они отделяют нас от любимой семьи. Если нас не трогать, не разрушать, то сколько мы можем принести пользу окружающим. Берегите нас!”

Отвечают представители отдела по охране насекомых: Муравейник-это настоящий город с улицами, переулками. В нем идеально налажены все “коммунально-бытовые службы”. Польза муравьев очевидна. Муравьи, живущие в лесу (в земле) перемещаясь, производят “вспашку”, обогащая почву кислородом. Однако главная польза муравьев в уничтожении вредных насекомых. Рыжие муравьи-обитатели среднего муравейника в день уничтожают 15–20 тысяч вредных насекомых. Синица, чтобы уничтожить такое количество насекомых, должна трудиться 2 месяца, а пестрый дятел – 20 дней. Это 2–3 млн за лето. Обитатели четырех муравейников могут полностью контролировать положение на 1 га леса. Муравьи находятся под защитой.

– Куда же мы все эти жалобы все зафиксируем? Как называется книга, в которую записывают исчезающие виды растений и живых организмов? (Красная книга)

(Показ Красной книги Республики Татарстан )

Красная книга – это документ, который содержит сведения о распространении, численности и состоянии, о необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Красная книга России впервые учреждена в 1978 году, а Красная книга Республики Татарстан издана в 1995 году. В перечень редких видов вошли: 102 вида животных, 85 видов птиц, 398 видов цветковых растений, 57 видов насекомых.

Красная книга будет содействовать сохранению живой природы региона во всем ее разнообразии, пониманию необходимости и актуальности рекомендованных мер охраны и восстановление редких и исчезающих видов, активному участию широких кругов населения в их реализации.

А еще у нас в Республике Татарстан созданы специально охраняемые территории для животного мира, которые называются заповедниками. В нем охраняются исчезающие и редкие виды животных, птиц, насекомых и растений.

– Какие виды животных, птиц, насекомых и растений вам известны?

– Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?

(Выслушиваются ответы детей)

Послушайте об этом стихи.

Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.

“Заповедник” это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют
Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,
проявляют здесь заботу
о растениях лесных, луговых и полевых
водоемов и болот.

Вся природа здесь живет
под охраной человека
много лет, от века к веку

Мы хотим, чтоб птицы пели,
чтоб леса вокруг шумели,
чтобы были голубые небеса.

Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.

Задание № 5. “Как бы вы поступили в данной ситуации?”

Ситуации:

  1. Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
  2. На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  3. После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступите с накопившимся мусором? Почему?
  4. Подумайте, что произойдет, если вырубить большое количество деревьев в лесу?

V. Работа в рабочей тетради стр.

VI. Итог урока:

Итак, подведем итог нашей сегодняшней встречи. Ребята, вы хозяева нашей планеты, нашей природы. Природа – это наша жизнь и жизнь будущих поколений! Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками!

Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем охранять и беречь водоемы!

Человеку нужны животные, а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу!

А охранять природу значит – охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, а птицы – без неба!

Чтец.

Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.
Защитим ее все вместе мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

Всем спасибо, до новых встреч!