Урок ИЗО в 6-м классе в технике граттаж "Натюрморт в графике"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;
  • Развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения натюрморта;
  • Способствовать творческому отображению окружающего мира;
  • Развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
  • Научить овладению техникой штриха;
  • Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Зрительный ряд: Пособия выполненные учителем, репродукции отечественного искусства И. Хруцкого, И. Машкого, К. Петров – Водкина, И. И. Левитана, В. М.Васнецова, И.И. Репина, В.И. Сурикова, муляжи, набор для натюрморта.

Оборудование: Бумага для работы в технике “граттаж”, английские булавки, зубочистки, игла.

Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы “Садко”, начало симфонических поэм “Шахеризада”.

Ход урока

1. Орг. момент.
2. Подведение к теме урока и изложение нового материала в форме беседы.
3. Практическая работа
4. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.
5. Задание на дом.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 1).

Если видишь на картине
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картину называют – натюрморт.

Учитель: Так сказал поэт.
Вопрос: А что такое натюрморт с точки зрения художника?
Ученик: Натюрморт это мертвая натура.
Учитель: Да! Натюрморт - это мертвая натура. К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.

На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.

А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.

Ученик: На картине Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом в кувшине с рельефным рисунком похожа на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.

Вопрос: Что является в картине центром композиции, и какие цвета используются в натюрморте?
Ученик: Центром композиции является кувшин, используются в картине теплые и холодные цвета, тень, цвет контрастных цветов. В картине все цвета уравновешены.
Вопрос: Какой натюрморт простой, а какой сложный?
Ученик: Простой состоит из 1,2 предметов, сложный состоит из множества предметов.

А сейчас вместе с вами вспомним этапы выполнения натюрморта.

  1. Подготовить бумагу.
  2. В карандаше выполнить 2 листа.
  3. Работа от пятна.
  4. В цвете.
  5. Покрыть лист тушью. Для этого смешиваем черную гуашь и черную тушь в пропорции примерно 1:3 (1 часть гуаши, 3 части туши), и этим составом покрыть.
  6. Наколоть иглой контур натюрморта, используя второй лист в карандаше, и лист покрытый тушью.
  7. Процарапывание контура кувшина и яблока в технике “граттаж”.

Вопрос: Что такое граттаж?
Ученик: Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаге или картона, залитых тушью.

Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.

Учитель: А теперь перейдем к практической работе.

Ребята, мы с вами предварительно накололи контур натюрморта, а теперь должны добиться правильности выполнения работы. Начните с контура кувшина и яблока. По мере удаления от источника света тон плавно переходит от светлого к темному. Там где есть блик полностью снять слой парафина. Обратите внимание нападающую тень от предмета и драпировку. Падающую тень не выскабливать.

Приступим к работе.

Звучит музыка.

Учитель: Подведем анализ практической работы и выставим оценки. Все вы справились с этой работой. Молодцы! Были небольшие недочеты, но мы их исправили.

В конце урока проходит выставка рисунков.

Задание на дом: Подготовиться к беседе о жанре портрета.