Цели и задачи:
- Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;
- Развивать и совершенствовать умения и навыки в графической и живописной технике выполнения натюрморта;
- Способствовать творческому отображению окружающего мира;
- Развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
- Научить овладению техникой штриха;
- Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Зрительный ряд: Пособия выполненные учителем, репродукции отечественного искусства И. Хруцкого, И. Машкого, К. Петров – Водкина, И. И. Левитана, В. М.Васнецова, И.И. Репина, В.И. Сурикова, муляжи, набор для натюрморта.
Оборудование: Бумага для работы в технике “граттаж”, английские булавки, зубочистки, игла.
Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы “Садко”, начало симфонических поэм “Шахеризада”.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Подведение к теме урока и изложение нового
материала в форме беседы.
3. Практическая работа
4. Анализ работы учащихся и подведение итогов
урока.
5. Задание на дом.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 1).
Если видишь на картине
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картину называют – натюрморт.
Учитель: Так сказал поэт.
Вопрос: А что такое натюрморт с точки зрения
художника?
Ученик: Натюрморт это мертвая натура.
Учитель: Да! Натюрморт - это мертвая натура. К
натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы,
книги, плоды, снедь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.
А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.
Ученик: На картине Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом в кувшине с рельефным рисунком похожа на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.
Вопрос: Что является в картине центром
композиции, и какие цвета используются в
натюрморте?
Ученик: Центром композиции является кувшин,
используются в картине теплые и холодные цвета,
тень, цвет контрастных цветов. В картине все
цвета уравновешены.
Вопрос: Какой натюрморт простой, а какой
сложный?
Ученик: Простой состоит из 1,2 предметов,
сложный состоит из множества предметов.
А сейчас вместе с вами вспомним этапы выполнения натюрморта.
- Подготовить бумагу.
- В карандаше выполнить 2 листа.
- Работа от пятна.
- В цвете.
- Покрыть лист тушью. Для этого смешиваем черную гуашь и черную тушь в пропорции примерно 1:3 (1 часть гуаши, 3 части туши), и этим составом покрыть.
- Наколоть иглой контур натюрморта, используя второй лист в карандаше, и лист покрытый тушью.
- Процарапывание контура кувшина и яблока в технике “граттаж”.
Вопрос: Что такое граттаж?
Ученик: Граттаж – это способ выполнения
рисунка путем процарапывания пером или острым
инструментом бумаге или картона, залитых тушью.
Физкультминутка.
Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.
Учитель: А теперь перейдем к практической работе.
Ребята, мы с вами предварительно накололи контур натюрморта, а теперь должны добиться правильности выполнения работы. Начните с контура кувшина и яблока. По мере удаления от источника света тон плавно переходит от светлого к темному. Там где есть блик полностью снять слой парафина. Обратите внимание нападающую тень от предмета и драпировку. Падающую тень не выскабливать.
Приступим к работе.
Звучит музыка.
Учитель: Подведем анализ практической работы и выставим оценки. Все вы справились с этой работой. Молодцы! Были небольшие недочеты, но мы их исправили.
В конце урока проходит выставка рисунков.
Задание на дом: Подготовиться к беседе о жанре портрета.