Подвижные и настольные игры на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Все предлагаемые игры показали на практике свою эффективность. Они отличаются универсальностью и адаптивностью, так как в данных играх можно отрабатывать и лексический и грамматический материал. Именно эти аспекты иностранного языка являются проблемными. Количество вариантов зависит от творчества учителя.
1. Игра «Бутылочка»
Данная игра незаменима при закреплении грамматического материала, например, степени сравнения прилагательных.
На столе, вокруг которого стоят учащиеся, лежат стопкой карточки. На каждой написано прилагательное в положительной степени. Ведущий крутит бутылочку и спрашивает:
- Wer ist bei uns am schönsten? (Если на карточке было написано schön.)
Допустим, бутылочка указала на Анну. Все учащиеся говорят ей хором:
- Anja ist bei uns am schönsten.
Анна забирает карточку с прилагательным, крутит бутылочку и задает вопрос, изменив прилагательное с другой карточки.
Также можно тренировать вопрос: -Wann wurde…gegründet?
Надо написать на карточках название города и век основания.
Можно в этой же игре тренировать вопрос -Was nimmst du mit?  в теме «Подготовка к путешествию». Здесь тренируется винительный падеж (неопределенный артикль): - Ich nehme ein/ eine/ einen … на карточках надо написать предметы одежды.
2. Игра «Кубики»
Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм.
Необходимо смастерить из картона кубики разной величины. На гранях одного кубика написать местоимения, на другом кубике модальные глаголы, на третьем – глаголы, которые надо выучить. Учащийся бросает кубики и составляет предложение из выпавших слов. Использовать можно только два кубика. Вариантов данной игры множество, все зависит от творчества учителя.
3. Игра «Цепочка»
Эта игра также разнообразна в применении. Особенно хорошо «Цепочка» подходит при изучении слов и тренировки внимания и памяти. Например, в 7 классе в теме «Город» можно потренировать вопрос –Womit fährst du?
Первый ученик, Андрей, говорит: -Ich fahre mit dem Bus. Und du Anja? Womit fährst du?
- Ich fahre mit dem Auto. Andrej fährt mit dem Bus. Und du …? и т.д.
Последний в цепочке перечисляет всех, кто на чем едет.
4. Игра «Правое место от меня»
Учащиеся сидят в кругу, один стул пустой. Игрок, справа от которого стоит этот стул, говорит: -Mein rechter, rechter Platz ist leer. Ich rufe mir Anja her.
Тот, кого вызвали, садится на стул и выполняет задание ведущего. Здесь могут быть задания любой направленности: ответы на вопросы, высказывание мнения, лексический и грамматический материал.
5. Игра «Память»
В этой игре тренируется не только лексический материал, но и грамматический.
Парные карточки, на одной - значение слова, на другой - соответствующая картинка, выкладываются рядами на стол лицевой частью вниз. Первый игрок переворачивает пару карточек, проговаривает слова. Если карточки оказались непарными, то их переворачивают снова, и ход переходит другому игроку. Если карточки совпали, то игрок имеет право на дополнительный ход. Побеждает игрок, набравший больше карточек. У него лучшая память.
Грамматический вариант игры:
Настоящее время – будущее время на лексическом материале темы «Auf dem Lande» 7 класс.

6. Игра «Домино»
Самый лучший вариант, если учащиеся сами изготовят домино из картона. Принцип игры – сопоставление картинки со словом. Можно сопоставлять не только существительные с соответствующими картинками, но и формы глагола, например, Infinitiv – Partizip II, Infinitiv – Präteritum.
7. Игра «Тримино»
Игроки распределяют между собой карточки, на которых написаны прилагательные в разных степенях сравнения. Первый игрок хочет собрать три формы прилагательного schön и обращается к соседу с вопросом:
- Hast du die Karte mit “schöner”?
- Ja.
- Gib mir bitte.
Если у соседа нет нужной карточки (обманывать нельзя), то ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто собрал больше тройных карточек. В этой игре тренируются не только степени сравнения, но и повелительное наклонение, соблюдение этикетных норм. Можно в обращениях использовать фразы: - Schade, … Es tut mir leid, .. Danke. Bitte.
Эта игра адаптируется на три формы глагола.
Страноведческий материал также хорошо закрепляется в этой игре, только на карточках будут изображены достопримечательности, реки, горы и т.д.
8. Игра «Я вижу то, что ты не видишь» («Ich sehe das, was du nicht siehst»)
Для этой игры нужен плакат, коллаж с множеством различных предметов в ярком исполнении. Учащийся загадывает предмет с плаката, другие должны отгадать. Они задают вопросы, касающиеся формы, цвета, размера, принадлежности этого предмета. Игрок отвечает односложно Ja/Nein.
Вместо коллажа можно использовать наголовники с картинкой конкретного предмета. Только теперь предмет видят все, а отгадывает игрок с головным убором.
9. Игра «Бинго»
При изучении чисел учащимся предлагается нарисовать поле из девяти клеток и записать в них любые цифры от 1 до 15. можно взять другой диапазон. Учитель произносит числа вразнобой. Учащиеся зачеркивают услышанное число. Кто первый зачеркнул все числа, говорит «Бинго» и игра прекращается. Учащийся зачитывает свои цифры вслух, чтобы доказать, что он все правильно сделал.
 По аналогии числового бинго проводится буквенное бинго.  
10. Игра «Фруктовый салат» («Obstsalat»)
Дети сидят в кругу. Каждому ребенку дается название фруктов. Ведущий стоит в центре и выкрикивает 1 или 2 сорта фруктов. Названные фрукты должны поменяться местами. Ведущий тоже пытается занять место. Кто не нашел место, становится ведущим. Если прозвучит слово «Obstsalat», все должны поменяться местами.
Эту игру можно применять к различным темам при изучении лексики, например «Verkehrsmittel», «Tiere», «Gemüse», «Geschirr».
11. Игра «Вода – земля – воздух» («Wasser – Erde – Luft»)
Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.
Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser, Erdе, Luft .
Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „Feuer“, все встают и меняются стульями.
12. Игра «Моя тетушка Ло всегда делает так» («Meine Tante Lo macht es immer so»)
Все стоят в кругу. Ведущий говорит: «Meine Tante Lo macht immer so» и показывает любое движение. Все повторяют. Следующий говорит те же слова и вводит новое движение и т.д.
13. Игра «Живая азбука» («Menschen-ABC»)
Цель: контроль усвоения алфавита.
Необходимо приготовить 26 букв на отдельных карточках в двух экземплярах. Учащиеся делятся на 2 команды. Из каждой команды по 1 ученику берут карту с буквой и занимают место в своей команде согласно месту в алфавите. Если количество игроков небольшое, можно регулировать количество букв в игровом наборе.
14. Игра «Звезда»
Из картона вырезается звезда с шестью лучами, расчерчивается на треугольники и на гранях треугольников пишутся парные предложения: одно в настоящем времени, другое в прошедшем разговорном.

Звезду надо разрезать на треугольники. Учащиеся собирают звезду, сопоставляя предложения.
15. Игра «Предложение-машина»
Замечательная игра для учащихся визуалов и кинестетиков. Подобную машину можно изготовить на такой грамматический материал, как спряжение, склонение.
 
16. Игра «Магический квадрат»
Обучающиеся ищут слова на буквенном поле. Игра адаптируется на лексический и грамматический материал.
Задание: найдите названия продуктов, обведите карандашом, выпишите в тетрадку.
        
M O H R R Ü B E Z Q
O B K Ä S E U I W K
N R T E E Q T S I U
T O M A T E T U E C
A T P I L Z E P B H
G U R K E X R P E E
K A R T O F F E L N
O U Z U C K E R R L
H M I L C H M O K Z
L S A L A T U E I L
Задание: найдите на поле глаголы в одной из трех форм, обведите карандашом, запишите глагол в соответствующую графу, допишите недостающие формы.

17. Разминка
Mit den Handen klapp, klapp, klapp,
Mit den Fussen trapp, trapp, trapp,
Einmal hin, einmal her,
Rundherum, das ist nicht schwer.
Mit dem Kopfchen nick, nick, nick,
Mit dem Finger tick, tick, tick,
Einmal hin, einmal her,
Rundherum, das ist nicht schwer.
18. Игра «Охота на медведя» («Barenjagd»)
Все сидят в кругу. Учитель говорит каждую строку четко, ритмично, сопровождая соответствующим движением. Дети повторяют.
Каждый раз в игру вводятся новые слова.
Wir gehen auf Bärenjagd.
Wer kommt mit?
Wir haben keine Angst!
Denn wir sind bärenstark!
Seht, da ist ein Fluss! (ein Moor, ein Dschungel, ein Berg, …)
Ich kann nicht oben drüber,
Ich kann nicht unten durch,
Ich kann nicht außen rum,
Ich muss mitten durch!
Schluss:
Uh… was ist denn das?
Das ist ja ganz warm.
Das ist ja ganz weich.
Das hat ja zwei gelbe Augen!
Hilfe!
Das ist ja ein Bär!
Ahhh!
19. Игра «Непогода» («Unwetter»)
Дети сидят за столом, говорят фразу и выполняют следующие движения:
«Es tröpfelt» - двумя пальцами стучат по столу;
«Es regnet» - всеми пальцами;
«Es ist windig» - качают руками;
«Es blitzt» - показывают в воздухе всполохи молнии;
«Es donnert» - стучат кулаками о крышку стола;
«Es schneit» - показывают падение снежинок;
«Alle laufen schnell nach Hause» - спрятать руки за спину;
«Und morgen scheint die Sonne wieder» - описывают руками большой круг в воздухе.
20. Игра «Погода хорошая! Что я делаю?» («Das Wetter ist schon. Was mache ich?»)
Все идут друг за другом в круге. Учитель начинает игру: «Das Wetter ist schon. Was mache ich? Ich schwimme.» и выполняет движения пловца. Все повторяют движения. «Und du, Olja?» Оля говорит «Ich spiele Tennis»  и показывает соответствующее движение, все повторяют. «Und du, Oleg?». Возможные фразы:
Ich laufe Schi.
Ich laufe Schlittschuh.
Ich spiele Fußball.
Ich gehe spazieren.
Ich laufe.
Ich springe.
Viel Spass!
Список использованной литературы
1. Spier, Anna. Mit Spielen Deutsch lernen [Text] / Anna Spier. - Cornelsen Verlag Scriptor, 1992. – 94 S.
2. Kauka, Rolf u. a. Wörter –und Buchstabenspiele [Text]  /   Rolf Kauka, Erich Pabel, Arthur Moewig. - KG, Rastatt, 1993. – 124S.
3. Bohn, Reiner. Probleme der Wortschatzarbeit [Text]/Reiner Bohn. – München: Goethe-Institut, 2000. – 192 S.
4. Dahlhaus, Barbara. Fertigkeit Hören [Text]/ Barbara Dahlhaus. – München: Goethe-Institut, 1994. – 192 S.
5. Funk, Hermann. Grammatik lehren und lernen [Text]/ Hermann Funk, Michael Koenig. – München: Goethe-Institut, 1991 – 160 S.