Цели проекта:
- Знакомиться с писателями – создателями сказок.
- Знакомиться с художниками – иллюстраторами сказок.
- Знакомиться с театральными постановками на сюжет авторских сказок.
- Сравнивать художественные и мультипликационные фильмы, в основе которых лежит сказочный сюжет.
- Познакомиться с композиторами, создававшими свои произведения на сюжеты авторских сказок.
Оборудование:
1. Презентации:
“От сказки народной к сказке авторской” (1),
“Авторские сказки” (2),
“Метерлинк, “Синяя птица” (3), созданные
учащимися.
“Постановки в театрах” (4)
2. Выставка книг.
3. Выставка рисунков.
4. Приложение 1 (задания к проекту
“Авторские сказки”)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Чему учат сказки?
- Нужны ли сказки в жизни?
2. Сравнение народных и авторских сказок.
3. Выступление ученика.
Сравнение сказки А. Аксакова “Аленький цветочек” и сказки Лепренс де Бомон “Красавица и Чудовище”.
“Аленький цветочек”.
Сказка ключницы Пелагеи.
- Сказку “Аленький цветочек” записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 — 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести “Детские годы Багрова-внука”:
“Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве...”
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я “Царь-девицу”, “Иванушку-дурачка”, “Жар-птицу” и “Змея Горыныча”.
В последние годы жизни, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука”, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку “Аленький цветочек” и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
Лепренс де Бомон. Красавица и Чудовище
Иностранный вариант Аленького цветочка. Тот же вопрос: Что же важнее: красота телесная или душевная?
4. Выступления учеников в соответствии с планом, составленным коллективно во время подготовки проекта:
* Рассказать о писателе по плану:
- Какие русские писатели создавали сказки?
- Какие сказки они сочинили?
- Что ты знаешь о жизни и творчестве?
* Рассказать на тему:
- Какие анимационные или игровые фильмы были
созданы на сюжеты авторских сказок?
- Какие художники- аниматоры, композиторы,
режиссёры создавали их?
- Какие актёры играли в кинофильмах?
- Какие фильмы тебе наиболее понравились?
Объясни.
* Рассказать о театральном спектакле по плану:
- Какой театральный спектакль поставлен на
сюжет авторской сказки?
- В каком театре ты видел его?
- Сравни спектакль и сказку, на сюжет которой он
поставлен.
- Кто из героев спектакля особенно тебе
запомнился и почему?
* Рассказать о художнике по плану:
- Какие художники иллюстрировали авторские
сказки?
- В каких музеях находятся эти картины?
* Рассказать о композиторе по плану:
- Какие музыкальные произведения созданы на
сюжеты авторских сказок?
- Что ты знаешь о композиторе, сочинивших их.
5. Итог:
- Авторские сказки – это самостоятельные произведения или обработанное повторение народных сказок?
(Авторские сказки – самостоятельные произведения. Содержание авторской сказки подчинено более глубокой идее).