Информация об опыте. Мой педагогический стаж работы 36 лет, из них 24 года в средней школе №12. Многолетний педагогический опыт работы учителем начальных классов подтверждает глубокое убеждение в том, что современный учитель должен владеть многими технологиями, чтобы создать своё педагогическое “кредо”, свой педагогический “почерк”, свою методику преподавания, найти свои методы и приёмы, обеспечивающие формирование прочных знаний, умений и навыков у учащихся, условий для профессиональной творческой самореализации.
Тема моего педагогического опыта: “Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова как одно из условий успешности обучения”.
Условие возникновения, становления опыта.
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года “школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности”.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Для проведения исследования были выбраны начальные классы, обучающиеся по развивающей программе Л.В.Занкова, направленной на формирование творчески мыслящей личности, развитие у всех детей, в том числе и у слабых, устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, на учение без принуждения, которое несет радость и желание обучения.
Актуальность опыта. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – “сотворение”). Поэтому в деле воспитания и образования понятие “творчество” обычно связано с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние мы называем вдохновением?
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.
Поэтому решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Я полагаю, что ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Для того чтобы действительно достичь желаемого результата деятельность учителя должна отвечать определенной системе требований:
- творческое развитие доступно каждому ребенку;
- создание атмосферы общей культуры в школе;
- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая;
- высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.
Полностью согласна с высказыванием Л.Н. Толстого в том, что “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”. Научить малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и тогда его речь станет ясной и яркой. Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учёбу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.
Деятельность учащихся и учителя связана с
противоречиями в развитии речи и творческих
способностей школьников. Так, в данном случае, по
мере деятельности, направленной на управление
успешностью обучения учащихся и развитием
творческих способностей, учитель сталкивается с
общими противоречиями между:
Считаю, что своей системой работы я разрешаю эти противоречия.
Основной педагогической идеей моего опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы. Создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Личная концепция учителя:
- поиск творческих приёмов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
- активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;
- расширение границ познания младших школьников за счёт использования творческих методов и приёмов обучения.
Теоретическая база опыта.
Опыт базируется на концепции модернизации Российского образования на период 2010 года – Вестник образования (№6 – 2002г.)
Теоретическую основу опыта составляют педагогические труды А.Н.Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность”; Л.В.Занкова “Избранные педагогические труды”; В.К.Дьяченко “Сотрудничество в обучении”; П.Н.Кочеткова, А.В. Кочетковой “Развитие речи и изобразительное искусство”; Т.Г.Рамзаевой “Развитие связной речи младших школьников”, З.И.Романовская “Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В.Занкова”, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др., обоснованно доказавших доминирование развивающего обучения, обеспечивающего развитие целостной личности как индивидуальности. Были проанализированы и обобщены:
- общие педагогические проблемы дидактики (Ю.В. Бабанский);
- проблемы общего развития учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер);
- проблемы проблемного обучения (И.Я. Лернер).
В своей работе опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемного обучения (М. Фридман, В.И. Маху и др.) Новизна опыта. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает:
- изменение в преподавании в начальных классах;
- изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной школы;
- изменение статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;
- ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
- ориентацию учителя на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;
- оценивание продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;
- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащегося в дальнейшем обучении;
- максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по предметам.
Технология опыта. Технологическая сторона моего опыта “Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова как одно из условий успешности обучения” предполагает постановку следующей цели: формирование у школьников устойчивых навыков грамотного, осознанного письма и связной устной и письменной речи по особой программе действий на уроке, где каждый ученик включается в настоящую исследовательскую деятельность. Задача учителя - умело управлять работой своих учеников, чтобы добиться успешности в обучении, высокой результативности показателей качества знаний учащихся, в личностном развитии учащихся. Данная развивающая системы обучения русскому языку и литературного чтения обусловлена целью достижения стопроцентного усвоения материала на высоком уровне, систематизации знаний учащихся, управления успешностью обучения учащихся.
Чтобы добиться поставленной цели в своей педагогической деятельности я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению:
- в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний по русскому языку и литературному чтению, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;
- в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
- в сфере мотивации – развитие интереса к русскому язык и литературному чтению, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта соученикам.
Еще раз хочется подчеркнуть, что реализации поставленных целей и задач в полной мере способствует педагогика сотрудничества, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях “учитель-ученик” принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
Идеология и технология педагогики сотрудничества служат для меня не только основанием для выбора методов обучения и воспитания, но во многом определяют содержание образования при преподавании русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В основе применяемых мною элементов выше перечисленных технологий лежит принцип предоставления учащимся высокой степени свободы в поисках возможного решения с использованием нестандартных способов действий, большая самостоятельность в выборе средств и путей решения, поставленных перед учащимися проблем.
Исходя из этого, содержание моей деятельности включает:
- тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;
- построение уроков на основе личностной ориентации педагогического процесса, поиска и развития задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, используя дидактические принципы развивающей системы Л.В.Занкова и правила;
- использование педагогики отношений как главной мотивационной базы обучения;
- проведение мониторинга и конструирование индивидуальных программ развития личности;
- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- помогут становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- формирование у учащихся мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
Главной целью, которую я ставлю перед собой в качестве основной – это организация творческого сотрудничества учащихся, получение оригинального результата. Ежеурочно подбираю такой материал, который бы мог заинтересовать учащихся на уроках. Общественная значимость и новизна могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения.
Не секрет, что русский язык и литературное чтение считаются одними из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложные дисциплины, требующие большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему. Русский язык и литературное чтение в начальной школе остаются инструментами познания, мышления, развития, они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.
Прежде чем приступить к работе над формированием познавательных и творческих способностей учащихся своих классов, проанализировала методы применимые в разных видах деятельности, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка.
Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные, поисковые, исследовательские, практические ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. А также отобрала следующие формы организации учебного пространства:
- индивидуальные (сочинение, “рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге и др.)
- индивидуально-групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект);
- парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);
- групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
- коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).
Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском; разыгрываем сценки (которые нарисованы на страницах Азбуки), при этом я даю словесные указания “Покажите, что ваше общение приятно или неприятно друг для друга”. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. С первых дней обучения начинаю учить учащихся рифмовать слова. Даю задание и на дом “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные стихи. Работа может продолжаться. – Давайте попробуем сложить ваши строфы вместе и прочитать. – У кого же получились стихи. Докажите, что данные строфы подходят друг другу. И здесь ребята применяют все свои знания, доказывая, что это получилось стихотворение. В четвертом классе начинается знакомство с видами рифм. Дети начинают понимать, что рифма связывает строки воедино, что это композиционно-звуковой повтор, помогающий поэту создать мелодию стихотворения. Свободно находят примеры перекрёстных, смежных, опоясывающих рифм. При выполнении творческих заданий “написание стихотворений”, дети определяют, какой вид рифмы применил “сочинитель”, так что работой заняты все учащиеся.
Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. Творческие задания возбуждают “умственный аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на какую – то интересную работу, а потом взять и бросить. Начинаю эту работу с выявления того, что знают мои ученики, каков их кругозор, насколько широки их интересы.
При планировании уроков русского языка и литературного чтения продумываю каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор. Например: Расскажи всё, что ты знаешь об этом предмете? (Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов рассматриваемых один раз.) При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”, а также из урока в урок учу детей находить основную мысль в готовом тексте. На уроках литературного чтения даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, какое отношение испытали к герою произведения к его поступкам. Эта подготовительная работа помогает мне выявить, насколько богат словарный запас детей данного класса, индивидуальные способности, интеллектуальное развитие всех детей и каждого в отдельности, чтобы отобрать самые эффективные формы и методы работы над данной темой обучения.
Работая не один год по развивающей системе Л.В.Занкова, пришла к выводу, что наиболее благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются творческие задания, которые содержатся и на страницах учебника, и в прописях, и в тетрадях на печатной основе, и естественно придуманные мною в процессе обучения, а также и самими учащимися. Но эти творческие задания выполняют сразу не все учащиеся, так как у всех детей разный уровень подготовки к школе, разные интеллектуальные способности, и разная скорость понимания и переработки изучаемого материала. Поэтому сначала даю творческие задания на сугубо добровольных началах, такие как: подобрать слова сходные с данными; противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку с данными словосочетаниями; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, с данным словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по серии картинок, на основе личных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу, озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т. д. Включение в структуру урока таких подготовительных заданий создаёт возможность вовлечь в посильную для них творческую деятельность, которая является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учителя. После выполнения первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все.
С первого класса завожу с учащимися “Читательский дневник”, где не без участия родителей ежедневно записывается, что было прочитано дома вместе с родителями, а на уроке кратко пересказывается, обыгрывается всеми учащимися, “что могло бы произойти, если бы литературный герой поступил бы по–другому”. Это даёт возможность учащимся пофантазировать. Обязательность выполнения домашнего творческого задания, для детей переходит в норму, у детей развивается любовь к чтению, умение пользоваться художественной литературой. А начиная со второго класса, дети не только пересказывают прочитанное, но и дают отзыв о прочитанном, что развивает устную речь учащихся. Очень любят мои учащиеся готовить карточки и тесты для уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики для своего соседа. Но задания должны соответствовать определенным требованиям: выглядеть привлекательно и соответствовать нашим знаниям (если не можешь выполнить задание сам – не предлагай его товарищу).
Много внимания в своей деятельности, для развития творческих способностей, уделяю работе над словом, так как слово – это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если ребенок не научиться вникать в смысл слова, плохо понимать или вообще не понимать его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Поэтому на каждом уроке литературного чтения и русского языка учу детей выбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли, устранять однообразное употребление слов в речи, различать значения одного и того же слова. Чтобы мой маленький ученик тонко и глубоко чувствовал слово, ощущал его “вкус”, умел уважительно и творчески обращаться со словом, с увлечением разбирался в особенностях его души, обращаю внимание не только на грамматическую и лексическую сторону слова, но и нравственно-эстетическую и человеческую (слово – живое, очеловеченное). Однажды, планируя работу над словами с противоположным значением, нашла слова Я. Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Детей тронули эти строки, когда я задала вопрос: Что же может сделать слово? Не было детей, которые не хотели бы высказать свою точку зрения.
(Ответы детей: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить, убить, научить). Тогда я продолжила беседу: Каким же может быть слово? С чем дети также справились без помощи учителя (убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее, жестокое, неуместное, оскорбительное, плохое).
На последующих уроках я дала детям понятия о могущественной силе слова, что язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить! Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл: лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. При письме под диктовку давала такие задания: “Выпишите слова добрые в один столбик, слова злые в другой столбик”. Произнесите любое слово для себя и запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? А теперь пофантазируйте: что произнесённое вами слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять другие слова. Назовите слова, которые притягиваются к вашему слову. Образуется “магнитное” поле слов, у всех оно может насчитывать разное количество слов в зависимости от типа мышления, уровня речевого развития, воображения, жизненного опыта. Это основной речевой строительный материал для составления связного письменного текста. Проводя систематически, постоянно усложняя и добавляя новые этапы работы, уже к четвёртому классу у учащихся складывается определённая система работы над словом, то есть алгоритм:
- Воображаю, что слово – магнит.
- Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.
- Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).
Детям очень нравится этот вид деятельности, почти у всех детей есть результат работы на уроке, удовлетворённость своей работой дома.
Приведу пример подобной работы ученика четвёртого класса.
Слово КРАСОТА – [красата] (находятся все орфограммы; определяется к какой части речи относиться, какие слова может притянуть и т.д.)
- Всё положительное, хорошее, полезное.
- Привлекает внимание, радует, требует бережного отношения.
- Красота – значение из словаря.
Многозначное, исконно русское.
Красота, красивый, красотка, красивейший
Красота (положительное): светлое, солнечное, радость, улыбка, восхищение, волшебный цветок, чистота, теплота, хорошая пора, пришла весна, встреча с мамой.
Весна в моём городе
Когда я слышу слово красота, мне представляется мой любимый город. В нем много зелени. Весной он одевается в естественный наряд. Деревья покрываются листвою, на каштанах загораются цветы – свечки. Преображаются клумбы, на которых работают работники по благоустройству города. Как необыкновенно они планируют высадку цветов, подбирая их по цвету и по высоте!
Когда идёшь по городу, восхищениям нет конца. Как будто попадаешь в сказочное царство. Вот слониха – мама, в это теплое солнечное утро, вывела своих слонят погреться на солнышко. А рядом павлин распушил свой хвост, который цветочными корнями врос в землю и поэтому величественная птица не может взлететь. Она гордо защищает свои владения. А вот корзина с волшебными цветами, кажется, сорвёшь лепесток и окажешься в сказке, рядом с её героями.
Я очень люблю свой город, его чистые и светлые парки и скверы. Напоминание о городе всегда вызывает у меня радостное чувство.
(Алеша Шаталов, ученик 4а класса)
Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение, реализуют желания ребенка привлечь к себе внимание одноклассников. Очень любят мои учащиеся сочинения на определённое правило. Например: “Сочинение о частях речи или рассказ с использованием определённой части речи”, “Сочинение – сказка”, “Сочинение от лица какого-то предмета”, “Мастерская имени” и др.
Конечно, работа над словом идет не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Начиная со второго класса (хотя уже в первом классе направляю внимание детей на какую-то работу со словом, привлекаю внимание на работу с текстом), работа с текстом, предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу (если класс с высокой мотивационной учебной деятельностью), можно использовать выборочно направления, меняя и повторяя их ежеурочно. Эти виды работы с текстом на уроках литературного чтения развивают и активизируют у учащихся познавательную и творческую деятельность, дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения.
Приведу пример направлений работы с текстом:
- чтение всего текста;
- пересказывание;
- чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного;
- чтение цепочкой по предложениям, по абзацам;
- чтение вполголоса;
- нахождение отрывка к рисунку;
- ответы на вопросы;
- нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;
- чтение самого интересного отрывка;
- чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;
- нахождение предложений, которые стали поговорками;
- беседа с сопровождением выборочного текста;
- чтение о том, чем понравилось произведение;
- чтение по ролям;
- нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, восхищением, строго, ласково, с гордостью, сочувственно и т. д.;
- нахождение и чтение образных слов и описаний;
- нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
- кто быстрее в тексте найдёт слово на заданное правило;
- нахождение самого длинного слова;
- чтение, пометка непонятных слов;
- комбинированное чтение;
- конкурсное чтение, и др.
Конечно, путь к подобному финалу – это долгая и кропотливая работа. А начинать ее надо с первых шагов. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Большое количество коммуникативно-лингвистических игр со словами и игровые задания носят одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращает урок в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Занимательный игровой материал применяю в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознание: “Фонетики”, “Морфологии”, “Лексикологии”, “Синтаксиса”. При изучении материала по теме самообразования нашла большое количество подобных игр в педагогической литературе.
Для работы выбрала следующие:
- “Анаграммы”. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его: екар (река), кащу (щука) и др.
- “Неполные слова”. На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.
.о..а..а .о..а. .е.е.и.о. (комната, вокзал, телевизор).
- “Ступеньки”. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т. д.
- “Цепочка слов”. Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.
Аромат, телефон, набережная, якорь и т.д.
- “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.
- “Кто что делает”.
- “Угадай подлежащее”.
- “Игра-фантазия “Жители предложения”.
Распределяются роли: 1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-определение, 4-дополнение, 5-обстоятельство. Кроме этого, могут быть знаки препинания и части речи. Каждому участнику прикрепляется табличка с его ролью. После прочтения фразы ведущим, участники выстраивают ее, чётко выполняя отведённую роль. После этого каждый произносит по очереди своё слово из данной фразы-предложения. Не участвующие в работе дети проверяют правильность выполнения задания.
- “Эстафета-рассказ”. Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время и многие другие.
Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.
Для активизации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей практикую дифференцированную и домашнюю работу. Детям, у которых уже сформировался творческий тип мышления, домашнее задание дается посложнее, остальным – задание, сопровождающее карточками – подсказками, или карточками – планами действий.
Содержание работ для письменного опроса организую по одноуровневым и по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся я часто подбираю самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая мною инструкция объясняет детям, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. Но за правильное выполнение варианта “А” ученик получит отметку не выше “3”, за вариант “Б” – не выше “4”, а за вариант “В” –“5”. При желании ученик может посоветоваться с учителем.
Сочетание вышеупомянутых форм, методов и приемов работы позволяют мне и моим учащимся достигать определенных результатов. Диагностика уровня обученности по русскому языку и литературному чтению, да и по другим предметам, проводимая мною каждый год, показывает повышение ОУУН учащихся.
Результативность. Динамика качества знаний по русскому языку и литературному чтению по годам обучения.
Учебные предметы | Качество знаний учащихся по предметам, в %. | |||
2004 – 2005уч. г. 2 класс | 2005 – 2006уч. г. 3 класс | 2006 – 2007уч. г. 4 класс | 2007 – 2008 уч.г. 5 класс | |
Русский язык | 62% | 67% | 74% | 72% |
Литературное чтение | 69,6% | 90,5% | 95% | 95% |
Такая система работы позволила научить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, многие стали прекрасными рассказчиками, научились правильно ставить вопросы собеседнику, проявились способности писать сочинения, что в свою очередь позволило повысить качество знаний не только по русскому языку, но и по остальным предметам.
У школьников намечается дифференциация видов мышления и склонностей, выступающая далее в качестве индивидуальных особенностей личности, повышение интеллектуального уровня.
Считаю, что развитие речи, творческого мышления, культуры общения на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения:
- у учащихся развиваются творческие возможности;
- проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;
- появляется самостоятельность и своя точка зрения.
Динамика роста свидетельствует о продуктивности данного опыта. Мои ученики продолжают учиться и в среднем звене, не снижая уровня обученности. Участвуют в городских олимпиадах по русскому языку и конкурсах “На лучшее сочинение”. В 2006-2007 учебном году мой ученик Шубин Сергей занял 3-е место в марафоне учеников-занковцев.
Благодаря развитию творческого мышления и речи на основе использования развивающей системы Л.В.Занкова и моей системы работы мои учащиеся владеют творческими и интеллектуальными умениями:
- умеют работать самостоятельно с любой информацией, исследуя, анализируя ее, и делают выводы;
- ведут поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию;
- умеют находить альтернативные варианты решения проблем;
- учатся работать с разными справочными материалами;
- умеют отстаивать свою точку зрения.
Продолжая совершенствовать систему своей работы, я активно изучаю все методические новинки, новые педагогические технологии, передовой педагогический опыт.
В организации работы испытываю острый недостаток современных технических средств: аудио-, видеоаппаратуры, компьютера. Наглядные пособия чаще всего готовлю сама или с родителями моих учеников.
Считаю, что девизом работы любого учителя должны стать слова Г.Лихтенберга “Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения” и надеюсь, что мой опыт способствует педагогизации окружающей среды и новому взгляду на личность как на цель образования.
Библиографический список
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2000. – С.12.
- Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М: Народное образование, 2001.
- Основные концепции творчества и одарённости/ под ред. Д.Б. Богоявленской. – М: Молодая гвардия, 1997.
- Белозёрских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Начальная школа. – 1994. - №11. – С. 22-24.
- Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е.С.Палат. М., 2006.
- Гин А.А.Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.
- Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
- Рамзаева Т.Г. Развитие связной речи младших школьников. – М., 2000.
- Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В.Занкова. – М.: Просвещение, 1991.
Приложение
- Карточки с дифференцированными заданиями
- Тематическое планирование “Сочинения”.
См. презентацию.