Урок риторики в 8-м классе по теме: "Личное официальное письмо"

Разделы: Русский язык


Цели урока

  1. Обучающая – изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул, дальнейшее углубление знаний особенностей официально – делового стиля.
  2. Развивающая – конструирование учащимися форм личного официального письма и овладение навыками его написания.
  3. Воспитательная – понимание учащимися важности умения составлять личные официальные письма в целях достижения эффективности общения с деловыми партнерами, будущего профессионального успеха.

Единица содержания – личные официальные письма как необходимый элемент эффективности делового общения.

Ход урока

 Подготовительный этап.

1. - Вспомните, чему учит предмет риторика? (Успешному и эффективному общению)

    - Какое общение мы называем эффективным? (Эффективным можно считать такое общение, при котором коммуникантам удается выполнить свое коммуникативное намерение)

    - Сегодня мы сделаем новый шаг по пути овладения правилами подобного успешного общения.

2. Чтение и анализ фрагмента повести Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (прошение в суд Ивана Ивановича Перерепенко) и комедии «Ревизор» (письмо Хлестакова своему петербургскому приятелю Тряпичкину).

  • Что общего у этих фрагментов? (Их объединяет речевой жанр – это письма)
  • А чем они отличаются друг от друга? (В первую очередь, коммуникативным намерением: задача Хлестакова – рассказать приятелю о том, что произошло с ним в уездном городе, похвастаться радушным приемом, оказанным ему, охарактеризовать жителей города, поделиться своими чувствами, рассказать о дальнейших намерениях. Задача Ивана Ивановича – донести до суда информацию о «непристойном и неприличном» поведении своего соседа Ивана Никифоровича Довгочхуна с целью добиться его наказания. Второе отличие – отношения между адресатом и адресантом: Хлестаков состоит со своим коммуникантом в неофициальных, дружеских, приятельских отношениях, а между Иваном Ивановичем и адресатом его письма отношения официальные, деловые. Из этих двух отличий вытекает третье – стиль. Стиль письма Хлестакова разговорный, написано оно в непринужденном тоне (ученики приводят примеры), а письмо Перерепенко написано в официально – деловом стиле (наличие официально – деловой лексики, сложных синтаксических конструкций, обособленных оборотов, точных дат, имен и фамилий, отсутствие каких-либо тропов и риторических фигур)
  • К какому жанру мы отнесем первое письмо? (Это личное письмо)
  • Письмо Перерепенко мы назовем личным официальным письмом. Как же можно сформулировать тему и цель урока? (тема - «Личное официальное письмо», цель – научиться писать такие письма)
3. Запись темы урока и эпиграфа к нему: «Деловые письма предназначены не для того, чтобы вызвать восхищение читателя; деловое письмо должно его убедить и победить». (Фонтенэ) Ученики отвечают на вопрос, в чем же должно убедить суд письмо Ивана Ивановича.

Этап освоения нового

4. Чтение материала учебника («Риторика» 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. Ч 2. Под редакцией Т.А. Ладыженской. –М.: Издательский дом «С –инфо»; Издательство «Баласс», 2009) на странице 78 («Цель и признаки личных официальных писем»). Учитель добавляет, что главным коммуникативным условием составления личного официального письма является официальная сфера общения. Знакомство с речевыми формулами обращения и приветствия личных официальных писем (учебник, страницы 88 – 89). Выполнение упр. №88 (определить по речевым формулам обращения и приветствия характер писем).

5. В парах выполняется задание упражнений №67 и №86: охарактеризовать взаимоотношения адресанта и адресата в данных письмах, коммуникативные задачи адресантов, стиль письма и определить его жанр.

6. (упр. №67). Первое письмо является личным, так как в нем передается личная, эмоциональная информация, рассказывается о событиях в жизни автора письма в непринужденном тоне с использованием разговорных слов. Отношения между коммуникантами доверительные, дружеские, что подчеркивается в речевой формуле приветствия. Второе письмо является личным официальным. В нем содержится деловая информация, обращение свидетельствует об официальных отношениях между коммуникантами, оно соответствует официально-деловому стилю. В упр. 86 первые два письма являются личными официальными, о чем говорят речевые формулы приветствия и обращения, а также содержание писем. Третье письмо личное; это видно по обращению в уменьшительно- ласкательной форме, характеризующему отношения коммуникантов как близкие, родственные, по содержанию письма, наличию в нем разговорных выражений).

7. На основе выполненных упражнений учащиеся делают вывод о структуре личных официальных писем (она та же, что и в личных письмах: обращение, основная часть, концовка, подпись, обозначение времени и места).

Первичная проверка.

8. Учащиеся составляют письмо по заданному плану: в письме нужно сообщить о получении образцов товаров, поблагодарить за своевременный ответ на письмо, попросить выслать новый прейскурант, выразить надежду на скорый ответ. В итоге должно получиться такое письмо:

Уважаемый господин…

Сообщаем Вам, что мы получили образцы промышленных товаров. Благодарим Вас за своевременный ответ на наше письмо.

Мы были бы Вам также очень признательны, если бы вы прислали нам Ваш новый прейскурант. Ожидаем Вашего ответа в ближайшие дни.

С уважением (подпись)

Закрепление.

9. Четверо учеников работают у доски, выполняя упр. № 75,78, 80,81 – составление официально деловых писем с различной целью: поздравить, пригласить, извиниться, объяснить. Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

составьте письмо, ответом на которое могло бы быть данное письмо.

Уважаемый Сергей Петрович!

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.

С уважением

(число) (подпись)

Составьте коммерческое письмо, в котором сообщите, что Вы уже получили образцы товаров, поблагодарите за своевременный ответ на ваше письмо, попросите выслать вам новый прейскурант. В конце письма выразите надежду на скорый ответ.

10. Прослушивание возможных вариантов составленных писем. Анализ писем, составленных учениками, работавшими у доски. После проверки письма - приглашения чтение текста упр. №79 о том, как правильно оформлять приглашения. После анализа всех составленных писем делается вывод о различных видах личных официальных писем, чтение материала учебника на стр. 86.

Итог урока.

11. - Почему умение писать личные официальные письма необходимо каждому человеку? (Это одно из условий будущего профессионального роста сегодняшних восьмиклассников, незнание основ официально – делового стиля снижает рейтинг делового человека, может стать поводом для насмешек или причиной дискомфорта в общении с деловыми партнерами).

Домашнее задание.

Выполнение дома упр.№87 и 89: составить личное официальное письмо на одну из заданных тем.