Урок математики по теме "Числа от 1 до 10"

Разделы: Начальная школа


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе.

Цель урока: обобщить знания по теме: “Числа от 1 до 10”.

Задачи урока:

  1. Закреплять умения складывать и вычитать в пределах 10;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Воспитывать культуру поведения, чувства взаимопомощи.

Оборудование: магнитофонная запись; ребусы; геометрические фигуры; карточки с индивидуальными заданиями; плакат с записью “Числа от 11 до 20”; рисунки ковра-самолета, избушки на курьих ножках, лестницы, дворца, Змея Горыныча, Водяного, Кая, Буратино; счетные палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке математики мы отправляемся в путешествие по сказкам. Путь предстоит не из легких. Сначала отгадаем ребусы и узнаем, что мы возьмем с собой в путешествие.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Отгадывание ребусов.

(Учитель показывает карточки с ребусами, на обратной стороне которых написаны слова: смелость, сообразительность, находчивость.)


< Рис. 1>

 Путешествовать мы будем на ковре-самолете.

2. Задание на логическое мышление.

Учитель. Чтобы не упасть с ковра-самолета, надо сесть правильно, а чтобы он полетел нужно выполнить следующее задание.


<Рис. 2>

 Молодцы, вы правильно выполнили задание, можем начать свое путешествие.

3. Устный счет.

Сбежала от Федоры посуда:
Три стакана, три чашки, три блюда.
Кто сосчитать готов?
Сколько всего беглецов? (9)
 

Учитель. Из какой сказки этот отрывок? Кто ее написал? (“Федорино горе”, К.И. Чуковский.)

4. Минутка чистописания. (Записать 9 раз цифру “9”.)

5. Физкультминутка.

Учитель. Пока вы писали, наш ковер-самолет доставил нас на лесную поляну. Идем в лес, собираем грибы.

Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.

6. Задача на смекалку.

Учитель. А вот перед нами избушка на курьих ножках. В каких сказках вы ее встречали? Повернем изображенную на рисунке избушку на курьих ножках к нам передом, а к лесу задом. Можно переложить только две палочки. На доску вывешивается рисунок избушки.


 <Рис. 3>

(Дети выполняют задание с помощью счетных палочек.) Молодцы! Мы покидаем лес. Наш путь продолжается.

7. Закрепление знаний по составу чисел.

Учитель. Ковер-самолет пролетает над дворцом Кощея Бессмертного. Чтобы он нас не увидел, надо закрыть окна.


 <Рис. 4>

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, Кощей нас не заметил, можем лететь дальше.

8. Работа с учебником. Решение примеров № 5 с. 37. (Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. (Второе полугодие) / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2006. Комплект “Школа России”.)

Учитель. Нам навстречу летит Змей Горыныч. Попробуем сразиться с ним. Если ответ верный, то головы отлетают, если нет – головы вновь вырастают. Молодцы! Вы ловко справились со Змеем, можем продолжить путь.

9. Решение задачи.

Учитель. Ребята, что-то случилось с ковром-самолетом. Наверное, он сломался. Спускаемся на землю. Мы оказались около болота, в котором живет Водяной. Он поможет нам починить ковер-самолет, если мы справимся с его заданием. На доске запись:

Водяной поймал в первый раз 3 лягушки, а во второй 4. Сколько лягушек поймал Водяной за два дня?

Учитель. Измените, вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько больше лягушек поймал Водяной во второй раз, чем в первый?)

(Самостоятельное решение задачи после разбора краткой записи. Дети, которые раньше справились с записью решения задачи, выполняют задания на карточках.)


 <Рис. 5>

10. Физкультминутка.

Учитель. Попробуем завести мотор, а Водяной нам поможет.

(Дети выполняют движение, имитирующее ручной завод мотора.)

Учитель. Мотор завелся, мы прощаемся с Водяным, говорим ему “спасибо”. Можем продолжить путь.

11. Геометрический материал.

Учитель. Мы оказались в сказке “Снежная королева”. Кто ее автор? (Г.Х. Андерсен). Нас встречает Кай, мальчик, которого захватила в плен Снежная королева. Он просит вас помочь ему выполнить задание Снежной королевы. Назвать одним словом фигуры-льдинки и найти среди них лишнюю.


<Рис. 6>

(Многоугольники. Третья. Это четырехугольник. Вторая. Она больше других.) Кай благодарит вас за оказанную помощь. А мы летим на конечную остановку.

12. Повторение нумерации чисел.

(Звучит мелодия А. Рыбникова из к/ф “Приключения Буратино”.)

Учитель. Нас встречает деревянный мальчик с длинным носом. Скажите, как его зовут? (Буратино.) Из какой он сказки? (“Золотой ключик или приключения Буратино”.) Кто автор? (А.Н. Толстой.) У Буратино есть ключик от сказочной двери, которую нам надо открыть и узнать, куда мы попадем. Но сначала нужно подняться по ступенькам.


<Рис. 7>

Какие числа пропущены? Итак, поднялись по ступенькам, Буратино открывает дверь, и мы попадаем в страну “Числа от 11 до 20”. (На доске появляется плакат.) Путешествовать по этой стране мы будем до конца учебного года. Буратино желает вам успехов в учебе. Мы благодарим его и прощаемся с ним.

III. Итог урока.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвратились в родную школу. Всем спасибо. Вы очень хорошо поработали.