Цели урока:
Образовательная:
- обеспечить проверку и оценку знаний по теме “Яйца” (товароведение пищевых продуктов), “Значение блюд из яиц в питании человека”, “Блюда из яиц” (спецтехнология”)
- создать условия для изучения и запоминания новых понятий “меланж”, “яичный порошок”.
Развивающая:
- научить учащихся расчленять изучаемую тему на составные части,
- выделять ее отдельные существенные стороны, переходить от конкретного к абсурдному.
Воспитательная:
- создавать условия для проявления учащимися чувства долга и ответственности;
- чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, внимательности, способности к самовыражению.
Тип урока: урок усвоения знаний с подготовкой к изучению нового материала через повторение и активизацию опорных знаний.
Форма проведения: урок “командная борьба”.
Используемые методы:
- репродуктивный – обучение по программирующим пособиям: использование на уроке натуральных образцов, учебных плакатов, схем, таблиц.
- частично-поисковый (эвристический) с постановкой задачи, самостоятельным поиском “за” и “против” с использованием учебных пособий.
Межпредметные связи:
- спецтехнология т. “Блюда из яиц”, “Мучные кондитерские изделия”
- санитария и гигиена т. “Санитарные требования к обработке яиц”
- химия т. “Свойства белков”
Материально-техническое оснащение урока: овоскоп, натуральные образцы яиц, меланжа, яичного порошка, плакат “Строение яйца”, схема получения меланжа, таблица химического состава, схема получения яичного порошка, таблица “Требования к качеству яичных продуктов”, слайды, мультимедийное оборудование.
Самостоятельная работа: работа по инструкциям.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.):
1) рапорт дежурного;
2) психологический настрой учащихся:
Цена улыбки
“Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Это улыбка. Она придаст нам уверенности. Так давайте друг другу улыбнемся и станем друзьями” (учащиеся обмениваются эмблемами с изображением улыбки, улыбаются друг другу).
3) Целевая ориентация:
Должны знать: Химический состав яйца и яичных продуктов, показатели качества, классификацию, ассортимент, условия реализации и хранения, использование в кулинарии и приготовлении мучных кондитерских изделий.
Должны уметь: Давать органолептическую оценку качества яйца и яичных продуктов. Определять вид, сорт. Рационально использовать в кулинарии и кондитерском производстве.
Предотвращать поступление некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров.
II Актуализация опорных знаний:
Группа делится на две команды и избираются капитаны, которые по жребию набирают себе команды, по очереди вытаскивая фамилии учащихся. Благодаря такому распределению число сильных, средних и слабых участников в команде примерно одинаково. Каждая команда садится за свой стол с закрепленным определенным номером.
Назначается эксперт для подсчета баллов.
1-й этап “Блиц – вопросы”. Преподаватели задают командам вопросы. Нужно постараться за 2 минуты дать как можно больше ответов.
Вопросы первой команде:
- Как делят яйца в зависимости от вида птицы? (Куриные, утиные, гусиные, индюшиные)
- Какие из этих яиц используют в кулинарии? (Куриные)
- Почему нельзя использовать утиные яйца? (Они могут содержать вредные для организма человека микроорганизмы)
- Назовите три основных части куриного яйца. (Скорлупа, белок, желток).
- Благодаря какой части яйца желток удерживается в центре яйца? (Благодаря градинкам и плотному белку).
- Какова энергетическая ценность 100 г яиц? (157 ккал)
- Одинаков ли химический состав белка и желтка? (Нет.)
- Перечислите минеральные вещества, входящие в белковую часть яйца? (Натрий, калий, кальций, железо, хлор, фосфор, магний, сера, йод, цинк, свинец, бром и марганец).
- Какие яйца называются диетическими? (Которые хранились не более 7 суток).
- Назовите самый большой вес яйца и самый маленький. (65 г – отборные, 42 г второй категории).
- Как называется прибор, проверяющий свежесть яиц? (Овоскоп).
- Что такое тумак? (Это дефект яйца с испорченным содержимым, имеющего гнилостный запах).
- Как называется классическая упаковка для яиц? (Ящики с бугорчатыми прокладками).
- Какая оптимальная температура хранения куриных яиц? (Не выше 20оС, не ниже 0оС, в холодильнике 0 – 2оС.
Вопросы второй команде:
- Какая часть яйца препятствует проникновению бактерий внутрь яйца? (Надскорлупная пленка и подскорлупная оболочка)
- Какие вещества содержит скорлупа? (Углекислые и фосфорно-кислые кальций и магний)
- Какая часть яйца содержит больше витаминов? (Желток: А, D, В1, В2, В3, РР, а в белке – В1, В2, В12.)
- Белки яйца полноценны? (Да, они содержат все незаменимые аминокислоты).
- Какие жироподобные вещества содержатся в желтке? (Лецитин и холестерин).
- Благодаря какому из них ограничивают употребление яиц при заболеваниях печени? (Холестерин).
- Какие яйца называют столовыми? (Срок хранения которых не превышает 25 суток).
- А можно ли яйца хранить дольше? (Да, в холодильнике до 120 суток).
- Какой краской маркируют диетические яйца? (Красной).
- А столовые? (Синей).
- Можно ли крупные и мелкие яйца упаковывать в одну упаковку? (Нет, мелкие упаковывают отдельно и на этикетке обозначают “мелкие”).
- На штампе каких яиц не указывают дату сортировки? (На штампе столовых яиц).
- Куда приклеивают этикетку с данными о пищевой ценности? (На ящик).
- Какой вид тепловой обработки можно использовать для яиц при приготовлении блюд? (Варку, жарку и запекание).
2-й этап “За” и “против”:
Преподаватель по товароведению формулирует задачу и объявляет число баллов за идею. Время на решение задачи 30 сек. Капитан объявляет о готовности и называет участника, который будет отвечать.
Преподаватель: Белки яиц – это источник белков высокой биологической ценности. Это очень полезно. За первую идею – 10 баллов.
1-я команда:
- Да, мы согласны. Яичный белок состоит на 85% из воды, а остальное протеины (альбумин, муцин, овомукоид и др.)
- Одни из них способствуют хорошей растворимости, другие обладают пенообразующей способностью, третьи – придают связанность. Но в общем они легко усваиваются организмом человека.
- В состав протеинов белка входит вещество лизоцим, которое обладает бактерицидными свойствами.
- В свежем яйце содержится в незначительном количестве вещество авидин, который находится в связанном состоянии с биотином в виде авидин-биотинового комплекса. А как известно недостаток биотина в организме приводит к дерматитам, полысению.
2-я команда:
- Мы посмеем возразить вам. В некоторой степени мы согласны, что яйца полезны. Но не стоит забывать (это мы знаем из уроков химии), что отдельные белки играют отрицательную роль. Послушайте.
- Как известно, каждый орган человека содержит ферменты, которые ускоряют все химические процессы, происходящие в клетках. Так, белок яйца овомукоид угнетает действие трипсина (фермента поджелудочной железы), и поэтому сырые яйца усваиваются плохо.
- Мы согласны, что белок лизоцим – антибиотик, но он же может способствовать развитию потаенной микрофлоры – микробов паратифозной группы.
Преподаватель: Жир яиц – очень полезен для организма человека. С этим не поспоришь. За идею – 8 баллов.
1-я команда: Жира в желтке 32%. Он находится в виде эмульсии, содержит значительное количество незаменимых аминокислот, благодаря чему легко усваивается организмом человека и относится к самым биологически полноценным. А холестерин способен связывать и обезвреживать ядовитые вещества в организме.
2-я команда: Поспорить можно. Не следует забывать, что существуют еще жироподобные вещества. В яйце преобладает лецитин (его в желтке 10%) и холестерин, из которого в организме человека образуются такие биологически активные вещества, как гормоны коры надпочечников, половые гормоны и желчные кислоты. Поэтому употребление яиц должно быть ограничено при холецистите, циррозе печени и заболеваниях, сопровождающихся нарушением функций печени и желчных путей.
3-й этап “Преданья старины глубокой”
Преподаватель спецтехнологии (показывая яйцо): “Удивительно гармоничная форма яйца, его белизна, а главное – спрятанное под хрупкой скорлупой таинство рождения новой жизни во все времена воспринимались в народе как символ довольства и полного благополучия в семье, плодородия и обновления.
А какие вы знаете истории, связанные с этим продуктом?”
1-я команда: Древние восточно-славянские пастухи в первый раз после зимы, выгоняя стадо на выпас брали с собой куриные яйца, надеясь, что их коровы станут такими же круглобокими и дадут хороший приплод.
2-я команда: Центральное место отводилось яйцу в пасхальных обрядах. Яйца освящали в церкви, “христосовались”.
1-я команда: А на “Вознесение” (это сороковой день после пасхи) крашеные яйца выносили в поле и подбрасывали вверх. Это делалось для того, чтобы рожь выросла такой же высокой.
2-я команда: Наиболее обрядовым блюдом из яиц у славян всегда считалась яичница. Ею кормили молодых на свадьбе, на Троицу угощали девушек.
Слово эксперту: выводы по опросу.
III Формирование новых понятий и способов действия (до 16 мин.)
Перед изучением нового материала мы разделим группу на различных “специалистов”, которые будут заняты каждый своей проблемой, записанной в инструкции:
1. “теоретики”; 2. “химики”; 3. “технологи”; 4. “повара”
“Теоретики” – фиксируют получение яичных продуктов.
“Химики” – разбирают химический состав яичных продуктов.
“Технологи” – занимаются установлением качества яичных продуктов.
“Повара” – интересуются использованием яичных продуктов.
В каждой группе есть эксперт, который в карточке контроля фиксирует работу всех учащихся, параллельно вместе с другими изучая вопрос.
В конце урока, при закреплении материала, “специалисты” высказывают свое мнение. При этом учитывается качество ответа, его краткость, четкость, степень усвоения материала.
Эксперты подсчитывают баллы каждому участнику.
Инструкции:
1. Для “химиков”:
- определите химический состав меланжа и яичного порошка.
- определите: в чем различие.
2. Для “теоретиков”:
- Определите: стадии изготовления мороженых яичных продуктов и яичного порошка.
- Определите: в чем сходство и в чем различие.
- Как восстанавливают яичный порошок?
3. Для “технологов”:
- Определите: каким требованиям к качеству должны отвечать меланж и яичный порошок.
- Определите: в чем сходство и в чем различие.
4. Для “поваров”:
- Определите: преимущество меланжа и яичных порошков перед куриными яйцами.
- Как используют их в кулинарии?
- Как хранят?
Изложение материала по вопросам:
- Мороженые яичные продукты (преподаватель спецтехнологии).
- Требования к качеству мороженых яичных продуктов (преподаватель товароведения).
- Использование в кулинарии (преподаватель спецтехнологии).
- Хранение, упаковка мороженых яичных продуктов (преподаватель товароведения п/п).
- Яичные порошки (преподаватель спецтехнологии).
- Требования к качеству яичных порошков (преподаватель товароведения п/п).
- Использование в кулинарии (преподаватель спецтехнологии).
- Упаковка и хранение яичных продуктов (преподаватель товароведения п/п).
Для повышения стойкости яиц при хранении и повышения их транспортабельности вырабатывают мороженые яичные продукты и яичные порошки.
Мороженые яичные продукты изготовляют в виде яичного меланжа (смесь белка и желтка в естественной пропорции), яичного желтка и яичного белка.
Яичные мороженые продукты вырабатывают из доброкачественных свежих и холодильниковых куриных яиц, отвечающих требованиям стандарта, и используют в хлебопекарном и кондитерском производстве.
Химический состав мороженых яичных продуктов аналогичен составу куриных яиц.
В его состав входят белки (12,7%), жиры (11,5%), углеводы (0,7%), вода (74%). Энергетическая ценность 100 г меланжа 157 ккал.
Яйца, предназначенные для производства мороженых продуктов, независимо от маркировки, до разбивки тщательно сортируют. Грязные яйца моют, дезинфицируют 1 – 1,2 %-м раствором хлорной извести и после ополаскивания водой разбивают. Содержимое яйца выливают в фарфоровую, алюминиевую или стеклянную чашку, проверяют на запах и лишь после установления доброкачественности выливают в общую емкость.
Полученную таким образом яичную массу фильтруют. При этом она освобождается от белочной и желточной пленок, кусочков скорлупы и градинок.
Жидкую яичную массу расфасовывают в жестяные стерилизованные банки. Банки заполняют не полностью, затем их запаивают и направляют в морозильную камеру. Процесс изготовления яичных масс с момента разбивки яиц до отправки в морозильную камеру должен длиться не более 20 мин. Яичную массу замораживают в камерах при температуре –16...–18 °С. Яичная масса считается замороженной при достижении в. центре банки температуры –5...–6°С. Срок хранения – 8 мес. Важными показателями качества мороженых яичных продуктов, наряду с другими органолептическими и физико-химическими показателями, являются температура, которая должна быть не выше –6 °С, и наличие бугорка по центру замороженной яичной массы, свидетельствующего о том, что в процессе хранения она не оттаивала. (Приложение 1).
Требования к качеству мороженых яичных продуктов.
Как и свежие яйца, так и полученные из них продукты могут содержать патогенные микроорганизмы. Поэтому меланж проверяют на наличие мезофильных бактерий группы кишечных палочек, альмонеллы и золотистого стафилококка; яичный порошок – кроме всех перечисленных микроорганизмов еще и наличие плесеней.
Вкус и запах мороженых яичных продуктов должны быть свойственные данному продукту, без посторонних привкусов и запахов. Консистенция в мороженом виде твердая, после оттаивания жидкая. Цвет в мороженом виде у меланжа темно-оранжевый, у белка – от беловато-палевого до желтовато-зеленого, у желтка – палево-желтый. После оттаивания цвет у меланжа от светло-желтого до светло-оранжевого, у белка – палевый, у желтка – желтый.
Используют их в кондитерском производстве, размораживая в банках на воздухе при температуре 18–20° С или в воде при температуре 20° С. Хранят при t –9…–10оС 8 месяцев.
Яичный порошок готовят из смеси желтка и белка или отдельно из желтка и белка. По питательной ценности 11–12 г яичного порошка соответствуют 1 яйцу.
В яичном порошке содержится воды 6,8%, белка – 45%, жира – 37,3%, углеводов – 7,1%, золы – 3,2%. Энергетическая ценность 100 г яичного порошка 542 ккал.
По сравнению с морожеными яичными продуктами яичный порошок более транспортабелен, не требует дорогой жестяной тары, может храниться вне холодильников. Яичный порошок используют в хлебопекарной и кондитерской промышленности. Яичную массу, предназначенную для сушки, готовят так же, как и при производстве мороженых яичных продуктов. Сушка яичной массы производится распылительным способом. Кроме яичных порошков методом распылительной сушки изготовляют также сухие омлеты.
Требования к качеству яичных порошков. Вкус и запах яичных порошков, свойственные высушенному яйцу или белку, или желтку, без посторонних привкусов и запахов. Структура порошкообразная, комочки легко раздавливаются, цвет яичного порошка светло-желтый, сухого белка – желтовато-белый, сухого желтка – от светло-желтого до желтого с оранжевым оттенком, однородный по всей массе.
При оценке качества яичных порошков определяют растворимость, влажность, кислотность и титр кишечной палочки. (Приложение 2).
Хранение. Упаковывают яичный порошок в фанерные барабаны, бочки и многослойные мешки с полиэтиленовыми вкладышами. Хранят его в сухом прохладном затемненном помещении без резких колебаний температуры и влажности, при t не выше 2оС до 2х лет, если влажность 60 –70%.
Используют яичные порошки для приготовления омлетов, льезона и в кондитерском производстве.
Для восстановления яичного порошка на одну его часть берут 3,5 части жидкости, размешивают, дают набухнуть в течение 30-40 мин.
Использование в кулинарии. Яичные продукты используют для приготовления омлетов, соусов, мучных кондитерских изделий, кремов.
IV. Закрепление нового материала:
Высказывания “Специалистов”:
“Химики”: В химическом составе меланжа и яичного порошка одно сходство – это наименование пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, зола, вода; а различие – в их количестве. Мы не будем повторяться, называя проценты (они видны на таблице), а укажем на то, что эта разница заключается в том, что мороженые яичные продукты – это натуральная смесь белка и желтка в естественных пропорциях, а в яичном порошке – концентрированная. Поэтому в порошке количество пищевых веществ больше.
“Теоретики”: разобрав вопрос получения мороженых яичных продуктов и яичного порошка, мы заметили, что первые стадии до пастеризации повторяются: сортировка, мойка и дезинфекция, ополаскивание, освобождение от скорлупы, проверка доброкачественности и перемешивание. А затем, при приготовлении мороженых яичных продуктов массу расфасовывают, упаковывают и замораживают. А при приготовлении яичного порошка высушивают и упаковывают.
Восстановить яичный порошок легко: разводят водой 1:3,5.
“Технологи”: сходство требований к качеству меланжа и яичного порошка в том, что вкус и запах должны быть свойственными данному виду и цвет практически схож – от светло-желтого до темно-оранжевого. А консистенция не может быть одинаковой, т.к. меланж – это замороженная жидкость, а порошок – это сухое вещество. Поэтому у меланжа консистенция твердая, а у порошка – порошкообразная.
“Повара”: нам очень удобно пользоваться этими продуктами. Во-первых, нет проблем с доставкой (куриные яйца, несмотря на сложную упаковку все равно бьются). Во-вторых, использовать их удобнее, т.к. не требуется длительной первичной обработки. Меланж и яичный порошок используют в кондитерском производстве, для приготовления омлетов, льезона. В-третьих, повышается стойкость при хранении.
Выводы по опросу.
Эксперты фиксировали работу “специалистов” и выставили количество баллов.
Преподаватели делают выводы и выставляют оценки.
Домашнее задание: Учебник З.П. Матюхиной: стр. 190-196, конспект. Подготовиться к контрольной работе по теме “Яйцо и яичные продукты”.