Тема урока «Устойчивые выражения»
Цели урока:
- знакомство с устойчивыми выражениями;
- формирование у детей навыков сотрудничества;
- создание условий комфортности и успешности в обучении.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
– Здравствуйте! Я приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель, – из Москвы. Я работаю в московской школе, к вам в гости я приезжаю во второй раз. Между нашими школами такая дружба, что водой не разлить. Сегодня на уроке у нас много гостей, что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык.
(На доске появляются данные выражения)
– Что необычного вы заметили в моей речи?
– Что это за высказывания? (Ответы детей
записываются на доске)
СЛОВА
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ВЫРАЖЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ПОСЛОВИЦЫ
– Что означает выражение из-за тридевять
земель?
– Что означает выражение что водой не
разлить?
– Что означает выражение что
яблоку негде упасть?
– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки.
- Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)
- Она появляется после дождя и семицветная (Радуга)
- Ледяная глыба, которая плавает в море (Айсберг)
- Их у человека 32 (Зуб)
- Главный герой сказки «По щучьему велению» (Емеля)
- Зима, весна, лето (Осень)
- Царь зверей (Лев)
- Что плывёт по небу (Облако)
- В нём 12 месяцев (Год)
- Без неё нельзя пришить пуговицу (Иголка)
- Полосатая лошадь (Зебра)
- Его даёт корова (Молоко)
- Вторая буква в слове «сЫр» (Ы)
– А кто знает, что это такое?
– Кто знает, что такое фразеологизмы?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеология – это наука о значении и
происхождении устойчивых выражений. (Фразеологизмы)
Общий смысл выражений передают не отдельные
слова, а всё выражение в целом
Употребляются в переносном значении)
– Я хочу предложить вашему вниманию несколько фразеологизмов в картинках, а ваша задача попробовать отгадать, что это за фразеологизм.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеологизмы в картинках: летать в облаках, лить крокодильи слёзы, взять быка за рога, водить за нос)
– Запишите в тетрадь любые два понравившихся фразеологизма. (один ученик записывает у доски)
III. Работа в парах
– Давайте поработаем в парах. Я читаю предложения, а вы, посовещавшись с товарищем по парте, выписываете из предложения только фразеологизм.
Ах, какие мастера!
Вот – топор, а вот – пила.
Всё в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!Что купить: конфеты, книжки?
Вот сидят на полках мишки,
Может, взять сачок и мячик –
Он по полу быстро скачет!
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: «Вот так да!»
Мишке же всё –
Как с гуся вода!Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
– Может кто-то из вас знает примеры
фразеологизмов? (Дети приводят свои примеры)
– По своему происхождению
фразеологизмы делятся на группы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеологизмы: исконно русские, заимствованные, крылатые выражения, современные)
– Как вы понимаете ИСКОННО РУССКИЕ?
Например, «засучив рукава», «как об стенку
горох».
– А что такое ЗАИМСТВОВАННЫЕ?
Например, «метать громы и молнии» (древнегреческая
мифология); «синий чулок» (Англия)
– Что такое КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ? Например, «как
белка в колесе» (И.А.Крылов); «остаться у
разбитого корыта» (А.С.Пушкин)
– Что в вашем понимании СОВРЕМЕННЫЕ
фразеологизмы? Например, «висеть на телефоне».
– Может, кто-нибудь назовёт мне современные
фразеологизмы? У нас в Москве очень много машин.
Очень часто и долго по времени приходится стоять
в пробке. И поэтому люди выбирают такой
транспорт, где не надо стоять в пробке.
Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
Поезда с народом тут
Вдоль по станциям бегут.
– Как вы думаете, что это за транспорт такой
волшебный? (метро)
– Что такое метро?
– Может быть, вы знаете название некоторых
станций? МЕТРО – достопримечательность нашего
города. Люди говорят – город в городе. Это
скоростной транспорт, который находится под
землёй.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображения разных входов на станции московского метро, главное – обратить внимание, что перед каждым входом имеется большая красная буква «М»)
Вагоны едут по рельсам и везут людей в разные концы Москвы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображение поездов московского метро)
– Чтобы доехать с одного конца города в другой потребуется около часа. В московском метро можно легко заблудиться, но на помощь приходит СХЕМА СКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТА. На этой схеме мы можем видеть много разноцветных линий – ветки. В этой связи у москвичей есть свой современный фразеологический оборот: пересесть на красную ветку.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображение схемы московского метро)
– Сейчас вы послушаете песенку про московское метро. Попробуйте запомнить название тех станций, о которых говорится в этой песенке. Предупреждаю: песенка будет звучать очень быстро.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера есть схема метро, и дети слушают песню:
Арбатская, Пражская и Братиславская,
Новослободская, Автозаводская,
Марьино, Выхино, Новогиреево,
На Краснопресненскую переход.
Красногвардейская, Сокол, Смоленская,
Площадь победы,
Площадь Подбельского,
Речной вокзал, Китай-город, Беляево,
Не забывайте вещи в метро.
На Рижской толкнули,
На Римской пихнули,
Ругалися мерзко на Новокузнецкой,
Дверью зажало на станции Свиблово,
А отпустило на ВДНХ.
В Орехово пили,
В Алтуфьево кушали,
На Театральной музыку слушали,
Мы покурили на станции Чеховская,
А отпустило на ВДНХ.
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Блин, в эскалатор попали штаны!
На Тульской спустились, на Курской поднялись,
На Кантемировской долго ругались,
Куда-то послали, куда – я не понял,
Но очень похоже на ВДНХ,
Битцевский парк, Люблино, Комсомольская,
Охотный ряд, Свиблово, Кожуховская.
Проспект Вернадского и Пролетарская,
Багратионовская и Фили,
Аэропорт, Юго-Запад, Каширская,
Южное Бутово и Боровицкая,
И все вот это вот имени Ленина,
Мы основали в тридцатых годах,
В тридцатых годах,
В тридцатых годах, в тридцатых годааааах!)
– Какие станции вы услышали? В подарок вашему классу я оставляю набор открыток – станции московского метро.
Физминутка
Путешествие по московскому метро
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
– Мы продолжаем своё путешествие в мир фразеологизмов. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Объединитесь в пары с ребятами с соседних парт. На столах у вас лежат четыре конверта с заданиями. Вам нужно выбрать только один конверт, но сначала давайте познакомимся с теми заданиями, которые находятся в каждом конверте. На листе – инструкторе даётся описание каждого задания. Познакомьтесь с описанием каждого задания. На выполнение данной работы я даю вам 5 минут. (Дети читают описание каждого задания, выбирают соответствующий конверт и начинают работать)
ЛИСТ-ОПИСАНИЕ
Конверт № 1
Замените каждый фразеологизм одним словом. Например, Зарубить на носу – запомнить.
Конверт № 2
Выберите из предложенных фразеологизмов подходящий по смыслу в данном предложении. Например, Ура, каникулы! Теперь можно ни о чём не думать и …. до сентября. (висеть на волоске, бить баклуши, обвести вокруг пальца)
Конверт № 3
Из предложенных устойчивых выражений подберите фразеологизмы – синонимы к выделенным устойчивым выражениям. Например, СЛОМЯ ГОЛОВУ – во весь дух, на всех парусах, со всех ног.
Конверт № 4
В данных предложениях подчеркни фразеологизмы. Например, Выехав на дачу, папа простоял в пробке три часа.
Сами задания представлены в Приложении 1
САМОПРОВЕРКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КОНВЕРТ № 1
Бить баклуши – бездельничать
Кот наплакал – мало
Ломать голову – думать
Водить за нос – обманывать
Сломя голову – быстро
За тридевять земель – далеко
Клевать носом – дремать
Спустя рукава – плохо
КОНВЕРТ № 2
- Бабушка держала меня в ежовых рукавицах.
- Больной находился в тяжёлом состоянии, жизнь его висела на волоске.
- Недоспав утром, мальчишка начинает клевать носом, и отец оглядывается, чтобы тот сонный не свалился.
- От постоянных неудач у молодого дизайнера опустились руки.
КОНВЕРТ № 3
- ВАЛЯТЬ ДУРАКА – бить баклуши, ворон считать.
- ВОДИТЬ ЗА НОС – втирать очки, обвести вокруг пальца.
- КАПЛЯ В МОРЕ – кот наплакал, с гулькин нос.
КОНВЕРТ № 4
- Мой братишка, получив подарок, потерял голову от счастья.
- Когда-то добрая женщина, желая сразу убить двух зайцев, заставила меня изучать историю по английскому учебнику.
- В домике было так темно, хоть глаз выколи.
- Максим целый вечер просидел в компьютере и не успел сделать уроки.
– Кто из вас сделал всё верно?
– Расскажите, как вы работали в своей группе?
– Почему решили выбрать именно такое задание?
IV. Подведение итогов
– На какие группы делятся фразеологизмы?
– Какой новый фразеологизм для себя узнали?
– Что вам понравилось на уроке?
– Какая работа вас сегодня порадовала?
– Что на уроке показалось интересным?
– Чтобы вы ещё хотели узнать о фразеологизмах?
V. Домашнее задание
При подготовке домашнего задания вы можете использовать фразеологические словари. (учитель показывает детям разные фразеологические словари)
*** Подобрать по одному фразеологизму на 10
первых букв алфавита.
** Разгадать кроссворд.
* Объяснить происхождение одного
фразеологизма и сделать к нему рисунок.