Урок русского языка в 4-м классе по теме "Устойчивые выражения"

Разделы: Начальная школа


Тема урока «Устойчивые выражения»

Цели урока:

  • знакомство с устойчивыми выражениями;
  • формирование у детей навыков сотрудничества;
  • создание условий комфортности и успешности в обучении.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

– Здравствуйте! Я приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель, – из Москвы. Я работаю в московской школе, к вам в гости я приезжаю во второй раз. Между нашими школами такая дружба, что водой не разлить. Сегодня на уроке у нас много гостей, что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык.

(На доске появляются данные выражения)

– Что необычного вы заметили в моей речи?
– Что это за высказывания? (Ответы детей записываются на доске)

СЛОВА
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ВЫРАЖЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ПОСЛОВИЦЫ

– Что означает выражение из-за тридевять земель?
– Что означает выражение что водой не разлить?
Что означает выражение что яблоку негде упасть?

Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки.

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)
  • Она появляется после дождя и семицветная          (Радуга)
  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 (Айсберг)
  • Их у человека 32                                                        (Зуб)
  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      (Емеля)
  • Зима, весна, лето                                                        (Осень)
  • Царь зверей                                                                 (Лев)
  • Что плывёт по небу                                                    (Облако)
  • В нём 12 месяцев                                                        (Год)
  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            (Иголка)
  • Полосатая лошадь                                                       (Зебра)
  • Его даёт корова                                                           (Молоко)
  • Вторая буква в слове «сЫр»                                       (Ы)

– А кто знает, что это такое?
– Кто знает, что такое фразеологизмы?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений. (Фразеологизмы)
Общий смысл выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом
Употребляются в переносном значении
)

Я хочу предложить вашему вниманию несколько фразеологизмов в картинках, а ваша задача попробовать отгадать, что это за фразеологизм.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Фразеологизмы в картинках: летать в облаках, лить крокодильи слёзы, взять быка за рога, водить за нос)

Запишите в тетрадь любые два понравившихся фразеологизма. (один ученик записывает у доски)

III. Работа в парах

– Давайте поработаем в парах. Я читаю предложения, а вы, посовещавшись с товарищем по парте, выписываете из предложения только фразеологизм.

Ах, какие мастера!
Вот – топор, а вот – пила.
Всё в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!

Что купить: конфеты, книжки?
Вот сидят на полках мишки,
Может, взять сачок и мячик –
Он по полу быстро скачет!
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.

Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: «Вот так да!»
Мишке же всё –
Как с гуся вода!

Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.

– Может кто-то из вас знает примеры фразеологизмов? (Дети приводят свои примеры)
По своему происхождению фразеологизмы делятся на группы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Фразеологизмы: исконно русские, заимствованные, крылатые выражения, современные)

– Как вы понимаете ИСКОННО РУССКИЕ? Например, «засучив рукава», «как об стенку горох».
– А что такое ЗАИМСТВОВАННЫЕ? Например, «метать громы и молнии» (древнегреческая мифология); «синий чулок» (Англия)
– Что такое КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ? Например, «как белка в колесе» (И.А.Крылов); «остаться у разбитого корыта» (А.С.Пушкин)
– Что в вашем понимании СОВРЕМЕННЫЕ фразеологизмы? Например, «висеть на телефоне».
– Может, кто-нибудь назовёт мне современные фразеологизмы? У нас в Москве очень много машин. Очень часто и долго по времени приходится стоять в пробке. И поэтому люди выбирают такой транспорт, где не надо стоять в пробке.

Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
Поезда с народом тут
Вдоль по станциям бегут.

– Как вы думаете, что это за транспорт такой волшебный? (метро)
– Что такое метро?
– Может быть, вы знаете название некоторых станций? МЕТРО – достопримечательность нашего города. Люди говорят – город в городе. Это скоростной транспорт, который находится под землёй.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(На мониторе компьютера появляются изображения разных входов на станции московского метро, главное – обратить внимание, что перед каждым входом имеется большая красная буква «М»)

Вагоны едут по рельсам и везут людей в разные концы Москвы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(На мониторе компьютера появляются изображение поездов московского метро)

– Чтобы доехать с одного конца города в другой потребуется около часа. В московском метро можно легко заблудиться, но на помощь приходит СХЕМА СКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТА. На этой схеме мы можем видеть много разноцветных линий – ветки. В этой связи у москвичей есть свой современный фразеологический оборот: пересесть на красную ветку.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(На мониторе компьютера появляются изображение схемы московского метро)

– Сейчас вы послушаете песенку про московское метро. Попробуйте запомнить название тех станций, о которых говорится в этой песенке. Предупреждаю: песенка будет звучать очень быстро.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(На мониторе компьютера есть схема метро, и дети слушают песню:

 Арбатская, Пражская и Братиславская,
Новослободская, Автозаводская,
Марьино, Выхино, Новогиреево,
На Краснопресненскую переход.
Красногвардейская, Сокол, Смоленская,
Площадь победы,
Площадь Подбельского,
Речной вокзал, Китай-город, Беляево,
Не забывайте вещи в метро.
На Рижской толкнули,
На Римской пихнули,
Ругалися мерзко на Новокузнецкой,
Дверью зажало на станции Свиблово,
А отпустило на ВДНХ.
В Орехово пили,
В Алтуфьево кушали,
На Театральной музыку слушали,
Мы покурили на станции Чеховская,
А отпустило на ВДНХ.
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Блин, в эскалатор попали штаны!
На Тульской спустились, на Курской поднялись,
На Кантемировской долго ругались,
Куда-то послали, куда – я не понял,
Но очень похоже на ВДНХ,
Битцевский парк, Люблино, Комсомольская,
Охотный ряд, Свиблово, Кожуховская.
Проспект Вернадского и Пролетарская,
Багратионовская и Фили,
Аэропорт, Юго-Запад, Каширская,
Южное Бутово и Боровицкая,
И все вот это вот имени Ленина,
Мы основали в тридцатых годах,
В тридцатых годах,
В тридцатых годах, в тридцатых годааааах!)

– Какие станции вы услышали? В подарок вашему классу я оставляю набор открыток – станции московского метро.

Физминутка

Путешествие по московскому метро

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.

– Мы продолжаем своё путешествие в мир фразеологизмов. Сейчас  я предлагаю вам поработать в парах. Объединитесь в пары с ребятами с соседних парт. На столах у вас лежат четыре конверта с заданиями. Вам нужно выбрать только один конверт, но сначала давайте познакомимся с теми заданиями, которые находятся в каждом конверте. На листе – инструкторе даётся описание каждого задания. Познакомьтесь с описанием каждого задания. На выполнение данной работы я даю вам 5 минут. (Дети читают описание каждого задания, выбирают соответствующий конверт и начинают работать)

ЛИСТ-ОПИСАНИЕ

Конверт № 1

Замените каждый фразеологизм одним словом. Например, Зарубить на носу – запомнить.

Конверт № 2

Выберите из предложенных фразеологизмов подходящий по смыслу в данном предложении. Например, Ура, каникулы! Теперь можно ни о чём не думать и …. до сентября. (висеть на волоске, бить баклуши, обвести вокруг пальца)

Конверт № 3

Из предложенных устойчивых выражений подберите фразеологизмы – синонимы к выделенным устойчивым выражениям. Например, СЛОМЯ ГОЛОВУ – во весь дух, на всех парусах, со всех ног.

Конверт № 4

В данных предложениях подчеркни фразеологизмы. Например, Выехав на дачу, папа простоял в пробке три часа.

Сами задания представлены в Приложении 1

САМОПРОВЕРКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

КОНВЕРТ № 1

Бить баклуши –  бездельничать
Кот наплакал – мало
Ломать голову – думать
Водить за нос – обманывать
Сломя голову –  быстро
За тридевять земель – далеко
Клевать носом –  дремать
Спустя рукава – плохо

КОНВЕРТ № 2

  1. Бабушка держала меня в ежовых рукавицах.
  2. Больной находился в тяжёлом состоянии, жизнь его висела на волоске.
  3. Недоспав утром, мальчишка начинает клевать носом, и отец оглядывается, чтобы тот сонный не свалился.
  4. От постоянных неудач у молодого дизайнера опустились руки.

КОНВЕРТ № 3

  • ВАЛЯТЬ ДУРАКА – бить баклуши, ворон считать.
  • ВОДИТЬ ЗА НОС – втирать очки, обвести вокруг пальца.
  • КАПЛЯ В МОРЕ – кот наплакал, с гулькин нос.

КОНВЕРТ № 4

  1. Мой братишка, получив подарок, потерял голову от счастья.
  2. Когда-то добрая женщина, желая сразу убить двух зайцев, заставила меня изучать историю по английскому учебнику.
  3. В домике было так темно, хоть глаз выколи.
  4. Максим целый вечер просидел в компьютере и не успел сделать уроки.

– Кто из вас сделал всё верно?
– Расскажите, как вы работали в своей группе?
– Почему решили выбрать именно такое задание?

IV. Подведение итогов

– На какие группы делятся фразеологизмы?
– Какой новый фразеологизм для себя узнали?
– Что вам понравилось на уроке?
– Какая работа вас сегодня порадовала?
– Что на уроке показалось интересным?
– Чтобы вы ещё хотели узнать о фразеологизмах?

V. Домашнее задание

При подготовке домашнего задания вы можете использовать фразеологические словари. (учитель показывает детям разные фразеологические словари)

*** Подобрать по одному фразеологизму  на 10 первых букв алфавита.
** Разгадать кроссворд.
*  Объяснить происхождение одного фразеологизма и сделать к нему рисунок.