(В зале - газеты с портретами, описаниями жизни и подвига Героя Российской Федерации гвардии лейтенанта Александра Викторовича Соломатина. На сцене увеличенный портрет Героя, почётный караул: солдаты из 9-й роты 27-й Отдельной мотострелковой бригады, учащиеся школы).
----- Звучат мелодии в исполнении А.Розенбаума или другие песни о Чеченской войне. Ведущая мелодия- музыка из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён…”).
Мероприятия в актовом зале ГОУ СОШ № 1103 Управления образования Юго-Западного административного округа Департамента образования города Москвы.
I. Открытие выступления.
Ведущие: юноша и девушка.
Юноша. Добрый день, уважаемые гости, учителя и учащиеся школы!
Девушка. Сегодня – День памяти Героя Российской Федерации – гвардии лейтенанта Александра Викторовича Соломатина.
Слайд – фотография
Юноша. Слово предоставляется директору средней общеобразовательной школы № 1103 Орленко Ирине Ивановне.
- Уважаемые гости, коллеги и учащиеся! В этот скорбный день мы ещё раз все вместе вспомним о нашем выпускнике, нет, нашем постоянном ученике – Саше Соломатине, Герое Российской Федерации, гвардии лейтенанте Александре Викторовиче Соломатине. В зале вместе с гостями родные Александра Викторовича. Сегодня мы ещё раз поклонимся подвигу Героя.
Юноша:
Чтоб с нами остаться, свершенья свои подытожив,
Чтоб памятью в душах будить непокой,
Тома потеснив в дорогих раззолоченных кожах,
Военная юность привычно становится в строй!
Девушка: Эти строчки, написанные поэтом Василием Трубицыным, посвящены молодым офицерам, погибшим в расцвете лет, защищая свою Родину, нашу Россию, во всех войнах!
Юноша: Мир знает много конфликтов и войн: мировых, локальных… Одинаково тяжело пережить гибель людей во все времена, во все военные годы…
Девушка: Особенно горестно, когда гибнут молодые, красивые, умные!
Юноша: Таким же молодым, красивым, умным был Александр Соломатин – выпускик нашей школы, погибший 10 лет назад, 1 декабря 1999 года, во время Второй Чеченской кампании.
Слайд – фотография.
Девушка: О Саше Соломатине написаны книги, о его жизни и подвиге повествуется во 2-м томе Всероссийского альманаха “Кто есть кто в современном мире”, в Золотой книге Ленинского района Московской области. Тома о нём “привычно станут в строй” любимых книг молодёжи 21 века. А каким же он рос, будущий Герой?
Слайды – фотографии.
II. Рассказ о Герое.
1 Часть. Детские и школьные годы Саши Соломатина.
------ (Звучит мелодия песни “Знаете, каким он парнем был?”)
Девушка. Мы вспоминаем детские и школьные годы Александра Соломатина.
------ ( Звучит часть мелодии “Спи, мой звоночек родной”).
Слайд – фотография.
Мальчик. В четыре года Саша Соломатин научился читать. Он был необыкновенно добрым, с чувствительной и нежной душой, отзывчивым сердцем. Саша любил и животных. Домашнюю любимицу немецкую овчарку Лайму научил “говорить” “Мама”.
Юноша: Сегодня в зале присутствует мама Александра Викторовича Соломатина Елена Николаевна Митусова. Елена Николаевна, просим вас на сцену.
Мальчик. Как-то ещё маленький Саша, всегда подвижный и куда-то спешащий, почему-то на миг остановился и вполне по-взрослому спросил маму: “А для чего людям жизнь?
Елена Николаевна Митусова: “Для добрых дел, сыночек. Чтобы своей работой приносить людям пользу и доставлять им радость”. Таким был мой сыночек, моя кровиночка. Он был очень старательным, ответственным. (Рассказ мамы Саши).
Девушка: Мы приглашаем на сцену сестру Александра Соломатина – Елену.
Сестра Александра Соломатина. Мой брат любил и заботился обо мне…(рассказ).
Юноша. В дневнике Александра Соломатина есть такие строчки:
(Чтецы читают строчки из дневника Саши Соломатина).
1 чтец. Вместе с воспитанием родители дали мне часть своего сердца, безграничную любовь к родине и чувство гордости за неё. Я всегда буду верен ей, и мои родители тоже. И я счастлив, что родился на Русской земле.
2 чтец. “Лишь тот может победить, кто не боится погибнуть…” - слова адмирала С.О. Макарова.
3 чтец. Всё остаётся людям. Ничего нельзя взять с собой “туда”. Надо оставить свой след в жизни.
4 чтец. Оглянись назад: что ты сделал для людей, Родины, земли? Будут ли помнить тебя? Вот для чего следует жить!
----- (Звучит мелодия “Школьного вальса”).
Девушка. О школьной жизни Героя рассказывает классный руководитель Шабанова Татьяна Игоревна.
Шабанова Татьяна Игоревна. Никогда Саша не убегал от трудностей, всегда их преодолевал самостоятельно. Одноклассники его уважали за целеустремлённость и верность своей мечте. Проблем с ним никогда не было…Умный мальчик… Из порядочной, скромной, дружной семьи… ___________________________________
Слайды – фотографии.
Юноша. В школе работает учитель истории Батыжева Тамара Муратовна. Она учила Сашу Соломатина. Он любил уроки истории. Его ответы всегда были продуманными, глубокими. Особенно его интересовала история Великой Отечественной войны.
Девушка. В школе работает учитель младших классов этой школы Фетисова Елена Евгеньевна – одноклассница Александра Соломатина.
Рассказы Батыжевой Т.М. и Фетисовой Е.Е.
2 Часть. Юность. Учеба в военном училище.
Девушка. Из школьного сочинения выпускника Саши Соломатина на тему “Защита Отечества в русской литературе”:
Юноша: “Нам досталось в наследство славное Отечество. Теперь наша очередь не посрамить славы предков и сберечь Отечество для своих потомков. Я пойду в военные, потому что есть такая профессия – Родину защищать!”
-----Звучит припев любимой песни Саши. Песня “Офицеры” из к/ф “Офицеры”, музыка Р. Хозака, слова Е.Аграновича.
Юноша. Александр Соломатин не колебался с выбором профессии. Он продолжил военную династию своей семьи.
Девушка. Вы видите фотографии династии Соломатиных Митусовых.
Слайды – фотографии военной династии Соломатиных.
Юноша. Большое влияние на сына имел отец – Виктор Александрович Соломатин.
Слайды – фотографии военной карьеры Соломатина В.А.
1 чтец. В 1955 году Виктор Александрович Соломатин после окончания средней школы осуществил свою заветную мечту: поступил в артиллерийское военное училище. Он стал лучшим курсантом и был одним из первых награждён значком “Отличник Советской Армии” в 1957 году.
2 чтец. Почти за 40 лет ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ СОЛОМАТИН прошёл службу по всей территории Советского Союза и зарубежья от Восточной Германии до Монголии, от Мурманска до Закавказья, Средней Азии и Афганистана.
3 чтец. За это время он с отличием окончил Ленинградскую артиллерийскую академию и Академию Генерального штаба, прошёл должности от командира батареи до комдива, командарма и начальника Управления в Генштабе.
4 чтец. Почти все офицеры, работавшие под руководством Виктора Александровича Соломатина в Главном оперативном управлении Генштаба, стали генералами.
Юноша. Был у генерал-лейтенанта Виктора Александровича Соломатина ещё один ученик – сын Александр – гордость и надежда родителей.
В 1998 году Александр с отличием окончил Санкт-Петербургское военное общевойсковое командное училище имени С.М. Кирова.
Девушка. Александр получил назначение в учебное соединение Московского военного округа для подготовки младших специалистов.
Юноша. В 1999 году его перевели в 27-ю Отдельную мотострелковую бригаду, где он в полной мере смог проявить свои способности в ходе боевых учений и стрельб и вывел свой взвод в число лучших подразделений бригады.
Девушка. Лучшие выпускники школы № 1103 призывного возраста имеют право служить в составе этой бригады, расположенной в районе города Видного Московской области.
Юноша Слово предоставляется военнослужащему 27 – ой Отдельной мотострелковой бригады.
Девушка. На сцену приглашается Гзогян Рубен и военнослужащие Отдельной мотострелковой бригады.
Выступают Гзогян Рубен и военнослужащие.
Слайды о Омсбр.
Ведущие в танцевальных костюмах.
Юноша. Ещё будучи курсантом военного училища Саша познакомился с будущей женой Марией.
Девушка. Это было раз и навсегда, как песня, как очаровательный танец.
----- Вальс в исполнении юноши и девушки. Музыка Е. Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”.
Слайды со дня свадьбы.
----- Выступление Виктора Соломатина – сына Героя Российской Федерации А. В. Соломатина.
Моему отцу.
Я не помню тебя, мой славный отец,
Ты простишь, ты поймёшь меня…
Как хотел бы тогда я тебе помочь
Выйти живым из огня!
Как хотел бы сейчас я с тобою гулять,
По любимой столице моей.
Как хотел бы просто тебя обнять,
И прижаться к груди твоей…
Ты мне верь, я буду достоин тебя,
Подвиг твой озаряет мне путь.
И дорогу свою я в жизни найду,
Ту, с которой нельзя свернуть!
(Стихотворение Олега Васильченко).
3 Часть. Александр Соломатин - воин, защитник Отечества.
1 чтец. 1 декабря 1999 года разведгруппа под командованием лейтенанта Соломатина, действуя в разведдозоре в районе населенного пункта Первомайское, обнаружило засаду бандитов, численностью до батальона и хорошо вооруженную. Доложив данные разведки и получив приказ, лейтенант Соломатин со своим подразделением вступил в бой.
2 чтец. Несмотря на плотный огонь противника, лейтенант Соломатин сумел грамотно использовать имеющиеся огневые средства и успешно вести бой с превосходящими силами противника. Зная, что долго не продержаться и опасаясь оказаться в окружении, он приказал группе отходить, спасая раненого в первые минуты боя заместителя командира полка, а сам остался прикрывать отход товарищей.
3 чтец. Благодаря его смелым и решительным действиям подразделение понесло минимальные потери. В ходе боя офицер огнем имеющихся средств нанес противнику максимальное поражение, но был смертельно ранен и умер на поле боя.
4 чтец. Гвардии лейтенант Александр Викторович Соломатин погиб, верный своей присяге, до конца выполнив свой гражданский и воинский долг, оставаясь образцом мужества, стойкости и храбрости. Ему было только 22 года.
Юноша. Указом президента за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе гвардии лейтенанту Александру Викторовичу Соломатину присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно).
1. Стихотворение “Саша Соломатин” Читает ученик 7 А класса Норкин Андрей.
2. Поют Сергей Тоскин и Курганкина Марина.
- “Был пацан”. Автор - Михаил Круг.
3. Стихотворение “Помяните меня”.
Девушка. Минута молчания в память о подвиге Героя.
----- Минута Молчания -----
4.Поёт Сергей Тоскин.
-“День как день”. Михаил Круг.
Девушка. Александр Соломатин отдал свою жизнь ради других жизней.
Юноша. Ради того, чтобы учились в школах мальчишки и девчонки, в университетах – юноши и девушки, чтобы взрослые работали на предприятиях, чтобы в космос летели корабли.
5.Сказочный вальс. Исполняет младшая танцевальная группа.
Девушка. И чтобы наша страна – наша Россия была могущественной и сильной.
Юноша. Родина высоко оценила подвиг гвардии лейтенанта Александра Викторовича Соломатина. (Зачитать указы).
1-й. Его именем названа школа, в которой он учился. Указ … (слайд)
2-й. Улица в городе Видном Московской области. Указ …
3-й. Есть остановка “Школа имени Соломатина”. Указ …
4-й. О нём писали и напишут в книгах, газетах и брошюрах.
Юноша. Его имя навечно в списке 9 роты 27 Отдельной мотострелковой бригады. Указ… (видео из части)
Девушка. Лучшие учащиеся школы по итогам учебного года награждаются премией имени Героя Российской Федерации гвардии лейтенанта Александра Викторовича Соломатина.
Юноша. Для награждения премией имени Героя Российской Федерации гвардии лейтенанта Александра Викторовича Соломатина на сцену приглашаются:
Зачитывается (через паузы) список учащихся
Девушка. С самого первого дня открытия школьного музея его руководителем является Гусаков Роберт Иванович.
----- Представление и выступление директора музея имени Героя РФ А.В. Соломатина – Гусакова Роберта Ивановича.
----- Выступления гостей.
( Слово для выступления предоставляется И.И. Орленко)
III часть. Окончание выступления.
Девушка. Герой РФ гвардии лейтенант Александр Викторович Соломатин похоронен на Хованском кладбище. На памятнике высечены слова: “Я жил и сражался во имя Родины. Я русский офицер. Честь имею!”
Юноша.
Мне свои боевые не носить ордена.
Вам всё это – живые, мне – отрада одна:
Что недаром сражался я за Родину – мать.
Пусть не слышен мой голос, -
Вы должны его знать.
Включается видеодиск о Саше Соломатине
.Девушка. Пока Героя помнят, он – жив.
Юноша. Мы же помнить о Герое Российской Федерации Александре Викторовиче Соломатине будем всегда.
Звучит песня “Офицеры” в исполнении Олега Газманова
.Директор школы Орленко И.И. Мероприятия в День памяти подвига нашего Героя – выпускника продолжаются в (Музее, в спортивном зале и т. д.)
Сценарий Фахретдиновой М.Я.
Редакционная группа: Орленко И.И., Кругликова О.Р.