Цель: закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать интерес детей к художественной литературе.
Подготовка к празднику: чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков и поделок в технике оригами; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку – знакомство с биографией А.Пушкина , его творчеством и его творчеством его современников; заучивание отрывков из сказок; разучивание танца “В царстве золотой рыбки” и песни “Русская сказка”; украшение зала - большой портрет, плакаты “Дуб зеленый и кот ученый” и “Что за прелесть эти сказки!”
Оборудование: видеоотрывок из мультфильма “У лукоморья дуб зеленый…”; карта страны Лукоморье; волшебный сундучок, в нем игрушки – рыбка, орех, петушок и 2 маски; элементы костюмов и декораций для драматизации отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” - дом, скамья, пряжа, веретено, невод; корона золотой рыбки; шапочки и водоросли для танца рыбок; театр на фланели “Три девицы под окном…”; колокольчики и треугольники для оркестра; шапочка или костюм белочки; мисочки и орехи фундук и грецкие для сортировки в игре; элементы костюмов богатырей; 2 набора крупного пластмассового строительного материала; картинки разных кораблей, в т.ч. царя Салтана; разрезные картинки на полу к “Сказке о золотом петушке” - Царь, Петушок, Шамаханская царица; набор предметов или картинок – зеркало, яблоко, веретено, собака и др.
Ход праздника:
Под музыку дети входят, садятся на стулья.
Вед. Александр Сергеевич Пушкин. Это имя хорошо известно во всем мире, потому что Пушкин – замечательный, гениальный поэт и писатель. Его сказки очаровывают и детей, и взрослых.
Видеоотрывок из мультфильма “У лукоморья дуб зеленый…”
(выходит Кот Ученый)
Кот: Вы узнали меня?.. Сказки Пушкина читали?..
Тогда вы знаете, что я не простой кот, а Кот Ученый.
Вы сказки любите?.. Я приглашаю вас в сказочную страну Лукоморье. Хотите?..
А вот и карта нашего путешествия по сказкам Пушкина
(карта страны Лукоморье – на магнитной доске)
По волшебной тропинке пойдем в сказку
(дети друг за другом за Котом делают круг по группе и садятся на стульчики).
В какую сказку мы сейчас отправимся подскажет мой волшебный сундучок… А где же он?..
Дети (подсказывают): На дереве
Кот: Сейчас найдем подсказку
(ребенок на ощупь определяет игрушку в сундучке – рыбка, достает)
Дети: “Сказка о рыбаке и рыбке”
Вед. Мы знаем эту сказку. И можем показать.
Драматизация отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”
Автор
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
Старик
“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась.
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил её в синее море”
Автор
Старика старуха забранила:
Старуха
“Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось”
Автор
Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка
“Чего тебе надобно, старче?”
Автор
Ей с поклоном старик отвечает:
Старик
“Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось”
Автор
Отвечает золотая рыбка:
Рыбка
“Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто”
Вед. Золотая рыбка была государыней морскою. Хотите заглянуть в подводное царство?
Танец “В царстве золотой рыбки” (4 девочки)
Кот: Вижу, знаете вы “сказку о рыбаке и рыбке” Пушкина. Молодцы!
Пойдемте дальше по сказочной тропинке страны Лукоморье.
(дети делают круг за Котом, садятся на стульчики)
Заглянем еще в волшебный сундучок?..
(ребенок на ощупь достает орех из сундука)
Дети: “Сказка о царе Салтане”
Вед. Заглянем в “Сказку о царе Салтане…”
Театр на фланели “Три девицы под окном…” (показывает ребенок)
Кот: А знаете ли вы три чуда из “Сказки о царе Салтане…”?
Вед.: Знаем. Вот послушай.
Реб.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Оркестр музыкальных инструментов “Во саду ли, в огороде” (у всех детей колокольчики, у двоих – треугольники)
Танец Белочки с платочком.
Белочка: Помогите мне разобрать орешки.
Игра “Разбери орешки для Белочки” (дети соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)
Кот: Это первое чудо. А второе?
Реб.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.
Упражнения-перестроения “Тридцать три богатыря и дядька Черномор”
Вед. Какой остров охраняли богатыри? (остров князя Гвидона)
Как попал князь Гвидон на остров?..
Реб.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часа.м
Что произошло на острове?..
Реб.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их.
Игра “Построй город” (2 команды по 2 детей строят на полу города из наборов крупного пластмассового строительного материала)
Кот: Какое же третье чудо?
Реб.
Лебедь тут, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Кот: Все чудеса вы знаете.
Скажите, а увидел ли эти чудеса царь Салтан?
Реб.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Вед. Игра “Выбери корабль царя Салтана” (2 детей, 2 набора картинок разных кораблей)
Кот: Вижу, хорошо знаете вы и “Сказку о царе Салтане…”. Молодцы!
Пойдем в следующую сказку по волшебной тропинке?..
(делают круг за Котом, садятся)
Что еще есть в нашем сундучке?
(ребенок на ощупь достает петушка)
Дети: “Сказка о золотом петушке”
Реб.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется”
Кот: Каких героев “Сказки о золотом петушке” вы знаете?
Вед. Сейчас мы соберем картинки и назовем главных героев этой сказки Пушкина.
Пазлы на полу – Петушок, Шамаханская царица, Царь (3 группы детей складывают на полу изображения героев сказки, каждое из 8 фрагментов)
Кот: Есть у меня в сундучке маска-загадка
Игра “Маска, мы тебя знаем” (ребенок, прячась за маской, читает стихи)
Реб.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…
Дети: Царица из “Сказки о мертвой царевне…”
Реб.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Дети: Королевич Елисей из “Сказки о мертвой царевне…”
Вед. Игра “Выбери предметы, которые встречаются в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” (2 детей; 2 набора – зеркало, яблоко, веретено, собака и др.)
Кот: Молодцы, ребята! Вижу, что любите вы сказки Пушкина, много читаете и знаете.
А вот скажите мне, что же такое Лукоморье?..
Порадовали вы меня.
В моем волшебном сундучке есть для вас подарок. А получит его тот, кто назовет сейчас любого героя сказок Пушкина. Повторяться нельзя. Согласны?...
Игра “Назови героя сказок Пушкина” (каждый ребенок)
Сюрприз – подарок из сундучка
Кот: Я оставлю вам карту, чтобы вы не забывали дорогу в сказочную страну Лукоморье, и чаще возвращались туда.
Вед. Давайте поблагодарим Ученого Кота за интересное путешествие и подарки
Песня “Русская сказка”
Чаепитие