Цели:
- Совершенствовать живописные навыки учащихся, при нахождении тёплых оттенков.
- Развивать навыки коллективного творчества.
- Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдая правила безопасности при обращении с огнём.
Материалы: гуашь, кисти, А-1, клей ПВА, ножницы, палитры.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа.
Назовите виды изобразительного искусства?
Назовите средства выразительности живописи?
На предыдущем уроке мы знакомились с глухими и звонкими цветами. Сегодня будем получать оттенки теплых цветов, работая над изображением …..
Загадки:
Шипит и злится,
Воды боится.С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Выполняя изображение языков огня, мы будем создавать коллективный плакат. Что такое плакат и какие виды плакатов существуют, узнаем, просмотрев слайды (см. приложение № 1)
Последние два плаката посвящены осторожному обращению с огнем. Их выполнили профессиональные художники. А мы с Вами сделаем свой плакат, призывающий беречь лес от пожара!
Огонь может выступать в разных значениях:
1. Огонь – символ: с обнажёнными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете.
2. Огонь – друг, огонь – враг… Какой гранью он обернётся к нам зависит от человека.
Стихотворение: Огонь – друг!
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод. Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!Огонь – враг.
Что бывает, если дети
Зажигают дома спички! (пожар)
Задачи для уч-ся:
- Изобразить языки костра, работая над нахождением оттенков теплых цветов; деля это по памяти и впечатлению от увиденного.
- Вырезать индивидуальное изображение и скомпоновать его в коллективном плакате, приклеивая на А-1.
Анализируя образ огня, читаем стихотворения:
1 ученик:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
2 ученик:
Вот на спичке как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.
3 ученик:
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
4 ученик:
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
- Как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
5 ученик:
Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
6 ученик:
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают “ноль – один”.
3. Практическая работа.
По ходу её выполнения дети знакомятся с информацией о работе пожарных:
На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные.
Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.
Из каких произведений взяты следующие строки?
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
Из огня спасает дам…
(С. Михалков “Дядя Стёпа”).
Море пламени горит,
Выбежал из моря кит:
“Эй! Пожарные, бегите!
Помогите, помогите!”
(К.Чуковский “Путаница”).
И вдруг заголосили: “Пожар! Горим!”
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)
Итог: Чем опасны пожары?
Почему нельзя оставлять без присмотра
включенные электроприборы?
Что нужно делать, если возник пожар?
Какое самое главное правило при любой опасности?
Чему учились на уроке?
4. Анализ коллективной работы, рефлексия.
К уроку прилагается технологическая карта:
Список литературы:
- Праздники в начальной школе. Издательство “Учитель”, 2000.
- Сборник загадок для младших школьников. Москва, “Детская литература”, 2002.