Цель: знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна.
Задачи:
- Образовательная: научить различать жанровую направленность отдельных произведений в одном музыкальном сочинении; знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна.
- Развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
- Воспитательная: воспитание эстетического вкуса и уважения к литературно-музыкальному наследию.
Оборудование: портреты А.И.Хачатуряна и М.Ю.Лермонтова, том из собрания сочинений М.Ю.Лермонтова, музыкальный центр, СД, компьютер, эпипроектор «Эпсон», экран, рояль.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Повторение.
- Новый материал.
- Демонстрация слайдов.
- Слово учителя истории.
- Слово учителя литературы.
- Слово учителя истории.
- Слово учителя литературы.
- Слушание.
- Аналитическая работа.
- Микрообобщение.
- Слушание.
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Микрообобщение.
- Вывод.
- Исполнение песни.
На доске: тема урока, задание для анализа прослушанной музыки.
На стенде: портреты М.Ю.Лермонтова и А.И. Хачатуряна.
ХОД УРОКА
Во время входа в класс звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки.
У: Кто узнал прозвучавшую только что
музыку?
Д: (ответы учеников, как правило, верные)
У:.Опираясь на прозвучавший фрагмент,
предположите, о каких произведениях пойдет речь
на уроке?
Д: Судя по прозвучавшей музыке – о
танцах.
У: Правильно. Кроме народных танцев,
существующих в каждой стране у каждой
народности, еще и композиторы создавали
знаменитые танцевальные шедевры. Таковым
является и прозвучавший в начале урока
«Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Есть композиторы,
для которых танец является характерной чертой
творчества. Это «король вальса»…
Д: Иоганн Штраус!..
У: … который написал свыше 500 танцев,
среди которых не только вальсы, но и другие танцы;
это и знаменитый польский композитор и пианист…
Д: Фредерик Шопен!..
У: … чьи вальсы, полонезы, мазурки до сих
пор восхищают слушателей и вдохновляют
музыкантов и хореографов. Это и Арам Ильич
Хачатурян, с чьим творчеством мы сегодня
познакомимся. Музыка народов Востока существует
тысячелетия. Она самобытна, как и всякая другая
народная музыка. Но именно А.И.Хачатурян первым
из восточных композиторов использовал в своем
творчестве крупные симфонические формы,
обогатив ими национальную армянскую музыку.
Почти все творчество композитора пронизано
стихией танца, то стремительного вихревого, то
плавного лирического. Отсюда необыкновенное
разнообразие ритмов: ровных, спокойных и острых,
напряженных. Два выдающихся балета «Гаянэ» и
«Спартак» так же говорят об особой любви
Хачатуряна к танцу. Сегодня прозвучит музыка
Хачатуряна, в которой мы услышим и ярко
выраженную танцевальность, и блестящую
оркестровую звучность, но восточные интонации в
ней будут почти незаметны. Это объясняется тем,
что музыку, которую нам предстоит услышать,
Хачатурян написал к постановке в одном из
Московских театров пьесы великого русского
поэта М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Естественно, что
русская музыкальная интонация вышла здесь на
первый план. Знакомясь с музыкой Хачатуряна, мы
будем сегодня работать по теме
«Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной»
музыки» (акцент на доску, где написана тема). На
предыдущем уроке на дом задано было прочитать
драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Сегодня нам
предстоит на уроке вникнуть и в подробности
этого литературного произведения, и в эпоху, в
которой происходят события, описанные в ней.
Помогут разобраться в этом учитель истории и
учитель литературы.
На экран проектируются рисунки.
Учитель истории: Маскарад, как вид развлечения, узаконен при Петре I. Тогда это были бурные праздники, которые длились неделями и даже месяцами. Чаще всего такие торжества проходили на улицах и площадях, и участвовало в них все население города. В конце XVIII века маскарады становятся более закрытыми. С площади они переходят в дворянские особняки. Начало ХIX века – это время балов, светских вечеров, театров, пикников, прогулок и маскарадов. Маска давала возможность участвовать в подобных праздниках всем без исключения. На подобных торжествах все обращались друг к другу на «ты», дамы всегда были в масках и в костюмах, они стремились оставаться неузнанными и обычно вели с кавалерами любовную интригу. Мужчины же, наоборот, посещали маскарады чаще всего без масок и маскарадных костюмов. Маскарады были любимы всегда, потому что, скрывая лицо под маской, можно было показывать истинные чувства, говорить то, что думаешь, интриговать, мистифицировать, флиртовать... И все это без ущерба для репутации. Но николаевская пора характеризуется историками разгулом реакции. Свирепствовала цензура. А. И. Герцен назвал николаевскую эпоху в России „моровой полосой“. Политическим идеалом Николая I была казарма. Тяжелая рука деспотизма душила всякое проявление свободной мысли. При самом вступлении его на престол враждебно встретили его на площади люди, и эти люди принадлежали к самым просвещенным и даровитым, — они все думали, рассуждали, критиковали, и следствием этого было 14 декабря. Николай I поощрял частые выезды на балы и маскарады, чтобы отвлечь людей от политики и сам часто бывал на них переодетым в какой-нибудь маскарадный костюм, пользуясь этим для выслушивания разговоров и выслеживания неугодных.
Учитель литературы: Герои драмы
М.Ю.Лермонтова «Маскарад» - люди николаевской
поры. В центре драмы – гигантская фигура Евгения
Арбенина. В одном из монологов, раскрывающих
внутренний мир героя, Арбенин говорит:
«…я все видел,
все перечувствовал,
Все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел
И, более всего, страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал…»
Завязка драмы происходит на костюмированном
балу, маскараде, в доме аристократа Энгельгардта.
Это известный в России и Европе дворянский и
баронский род, славный своими меценатскими
делами.
Учитель истории: Балы-маскарады в доме
Энгельгардта занимали видное место в светской
жизни Петербурга 30-х гг. В 1829 г. Энгельгардт
получил привилегию на устройство публичных
маскарадов. Но правом своим он пользовался всего
шесть лет, так как дирекция императорских
театров, получавшая большой доход от устройства
своих маскарадов, не могла примириться с
привилегией Энгельгардта, которая и была
прекращена в 1835 году. На этих балах бывала
самая разнообразная публика, светское общество,
сам Николай I и его дочери.
Учитель литературы: Драматические
события, которые зародились на этом балу,
завершились трагической гибелью главной героини
драмы – Нины Арбениной. Атмосфера музыки и
праздника в какой-то миг захватила ее.
Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное
стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалось; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…»
Звучит «Вальс» Хачатуряна.
У: Понравилась ли вам прозвучавшая
музыка?
Д: (ответы)
У: Каков характер произведения?
Д: (ответы)
У: Какова же музыкальная драматургия
этого «Вальса»?
Д: Несомненно, драматургия
противодействия.
У (цитируя): «… вальс
порывисто-мятежный, страстно-взволнованный,
полный трагических предчувствий и переживаний.
Это не столько танцевальная пьеса, сколько
психологическая зарисовка, вводящая в
поэтический мир одной из лучших пьес русской
драматургии». К легкой или серьезной музыке
относится это произведение?
Д: (ответы)
Микрообобщение: глубина содержания этого произведения позволяет отнести его к жанру серьезной музыки. В «Вальсе» содержится глубокая музыкальная характеристика героев и событий.
У: На балу как на балу. Конечно же, не один только вальс звучал на маскараде в доме Энгельгардта. Сейчас мы прослушаем еще одно произведение Хачатуряна, написанное им к этой драме.
Звучит «Галоп». Слушание.
У: Охарактеризуйте прозвучавшую
музыку.
Д: Это веселый, быстрый контрастный
«Вальсу» танец.
У: Как он называется?
Д: (предположения, как правило,
неверные).
У: Какие бальные танцы вы знаете?
Д: Менуэт, мазурка полонез, полька…
У: Прозвучавший только что танец –
галоп. Он танцевался в самом конце бала. Движения
скачкообразные. Мы встречались с галопом в 6
классе в «Сюите №2» И.Ф.Стравинского. Обратили ли
вы внимание на момент в середине танца,
контрастный по настроению?
Д: Да-да, в музыке был момент, будто
кто-то очень не весел, даже грустен. Возможно, это
кто-то из главных героев.
У: Какова музыкальная драматургия
«Галопа»?
Д: Если бы не этот маленький эпизод,
можно было бы сказать, что здесь драматургия
взаимодействия.
У: А к серьезной или легкой музыке
отнесете вы этот танец?
Д: (ответы, как правило, разные.
Возникает проблемно-поисковая ситуация).
У: Вы уже знаете, что галоп танцевался в
конце бала, а это, как правило, глубокой ночью,
чтобы встряхнуться и развлечься. А
развлекательность, как вам известно…
Д: …отличительная черта легкой музыки.
Микрообобщение: музыка «Галопа» носит развлекательный характер и его можно отнести к жанру легкой музыки.
У: Давайте сформулируем вывод по уроку.
Вывод: в одном и том же сочинении серьезная и легкая музыка уживаются, т.к. характеризует определенные образы и обстоятельства. Это и есть взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
У: Урок завершит «Вальс» Я.Дубравина, разученный нами ранее. Постарайтесь вложить в него как можно больше чувств.
Домашнее задание: как можно чаще слушать классическую музыку и осмысливать прослушанное.