Конспект групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий "Синонимы и антонимы"

Разделы: Логопедия


Тема: Синонимы и антонимы.

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования синонимов и антонимов в собственной речи.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

- расширение у учащихся понятия синоним и синонимичный ряд, формирование у учащихся умения по преобразованию текста путем замены синонимов из синонимичного ряда;

коррекционно-развивающие:

- обогащение и активизация словарного запаса путем использования синонимов и антонимов в собственной речи, в работе с текстом;

коррекционно-воспитательные:

- воспитание у учащихся потребности в использовании синонимов в собственной речи.

ЗАНЯТИЕ №1.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к занятию.

Повторение.

На уроках русского языка вы знакомились со словами одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Актуализация внимания.

Игра "Подбери синоним".

Слова:

Имя существительное - ребенок, пища, друг, сражение.

Имя прилагательное - смелый, старый, мокрый.

Глагол - говорить, бежать, думать.

Сообщение нового материала.

Мы уже выяснили, что синонимы различаются употреблением в речи и оттенками значения.

Например, слова дорога и тропинка имеют значение узкой полосы земли, устроенной или протоптанной для ходьбы. Но в предложении для уточнения значения они используются в зависимости от смысла предложения.

Составьте предложения со словами дорога и тропинка.

Например:

Дорога привела нас в поле.

На лесной тропинке мы встретили белку.

Закрепление.

Определите, сколько значений имеет слово завести в словосочетаниях.

(Учащиеся с помощью учителя определяют значение слова).

Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ЗАВЕСТИ, который дается в словосочетаниях:

Завести собаку. приобрести
Завести песню. затеять
Завести игру. привести в движение
Завести порядок. начать
Завести часы. установить

То же задание к прилагательному КРЕПКИЙ.

Крепкий мороз. прочный
Крепкий лед. сильный
Крепкий удар. здоровый
Крепкая веревка здоровый
Крепкий организм. сильный
Крепкий сон. Здоровый

Итог занятия.

  • Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • Чему научились во время занятия?

ЗАНЯТИЕ №2.

Организационный момент.

Приветствие детей. Разминка:

  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых состоит из четырех букв.
  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых начинается на букву "И".
  • Сядьте, пожалуйста, те, которые считают, что сегодня среда.
  • Сядьте, пожалуйста, те, кто считает, что после осени наступит зима.

Повторение.

На предыдущих занятиях мы говорили с вами о синонимах.

Вопрос: Какие слова называются синонимами?

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенками значения и употреблением в речи.

Вопрос: Для чего служат синонимы?

Синонимы служат для того, чтобы мы точно и образно могли выражать свои мысли.

Актуализация внимания.

Слова груда, ворох, кипа имеют одинаковое значение - горка чего-либо, сваленного в кучу. Но в предложении эти слова могут использоваться только со словами, походящими по смыслу.

Задание: Подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика, подходящие по смыслу.

Например:

Груда (чего?) солома
Ворох (чего?) журналы
Кипа (чего?) песок

Закрепление.

Вставьте в словосочетание одно из слов, подходящих по смыслу:

Дружный - дружеский

:. коллектив

:. работа

:. беседа

:. совет

Дождевой - дождливый

: плащ

: погода

: вода

: день

: туча

Приготовить - сделать

: зарядку

: прическу

: обед

Итог занятия.

Сегодня мы с вами учились правильно употреблять синонимы в речи, подбирать к ним слова, подходящие по смыслу. Эта работа поможет вам при написании сочинений, изложений, где нужно правильно и точно выражать свои мысли.

ЗАНЯТИЕ №3.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к занятию.

Актуализация внимания.

Сегодня на занятии мы с вами будем работать с текстом. Вы будете учиться находить в тексте синонимы, заменять в тексте слова синонимами.

Подберите, пожалуйста, синонимы к следующим словам:

Друг - товарищ, приятель.

Буря - ураган, метель.

Красный - алый, пурпурный.

Открыть - отворить

Крепкий - прочный.

Упражнение (на карточках).

Прочитайте текст. Замените выделенное в тексте слово синонимами. Прочитайте полученный текст.

Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю. Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.

Какое слово выделено?

Слова для справок: прохладный, студеный, ледяной, морозный.

Упражнение (на карточках).

Вставьте пропущенные однокоренные синонимы.

1. В лесу стояли : (высотные - высокие) столетние сосны. В нашем городе много : (высоких - высотных) зданий.

2. К нам подошел : (соседний - соседский) мальчик. Мой друг живет в : (соседском - соседнем) доме.

3. Мальчик потерял на прогулке свою : (единую - единственную) пару перчаток. На стройке работал : (единственный - единый) дружный коллектив.

4. Работа в тетради

Задание (можно выполнять как группой, так и индивидуально): составьте и запишите в тетрадь предложения с синонимами:

Длинный - долгий

Подняться - встать

Малыши - ребята

Тайный - секретный

Свежий - чистый

Итог занятия.

Чему научились вы сегодня на занятии?

Сегодня мы с вами работали с текстом. Вы учились находить в тексте синонимы, заменять их синонимами, подходящими по смыслу. Эта работа поможет вам правильно и точно выражать свои мысли при общении, при написании сочинений и изложений.

ЗАНЯТИЕ №4.

Организационный момент.

Приветствие детей, разминка:

Игра "Наоборот" (можно использовать мяч).

А нам с тобой пришел черед
Играть в игру "Наоборот".

  • Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),
  • Скажу я слово "далеко", а ты ответишь :(близко),
  • Скажу я слово "потолок", а ты ответишь : (пол),
  • Скажу я слово "потерял" и скажешь ты : (нашел).
  • Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты : (голодный),
  • Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты : (холодный).
  • Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь : (встать).
  • Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь :(мать).
  • Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь (чистый),
  • Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь :(быстрый).
  • Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты :(храбрец).
  • Теперь "начало" я скажу, ты отвечай :(конец).

Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы с вами работали с синонимами. Мы учились подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи, составлять с ними предложения.

Сегодня мы с вами поработаем со словами, которые относятся к одной и той же части речи, но имеют противоположное значение.

Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Чтобы подобрать антоним к слову, обозначающему предмет, нужно этот предмет сравнить с другим предметом и выбрать признак, по которому эти предметы будут различаться.

Вопрос: По каким признакам мы можем различать предметы?

  • по времени: ранний - поздний, тогда - теперь, утро - ночь.
  • по цвету: белый - черный, яркий - тусклый, бледный - румяный.
  • по размеру: широкий - узкий, короткий - длинный, высокий - низкий.
  • по месту: близко - далеко, подземный - надземный, вверх - вниз.
  • по температуре: жара - холод, горячий - холодный, нагреть - остудить.

Закрепление.

Учитель читает детям отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", делая логические ударения на словах - антонимах. Далее идет совместное объяснение и уточнение значения слов. И днем и ночью, то есть на протяжении суток (имеет временное значение), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) - кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы использованы для выразительности.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Работа в тетради.

Задание. Вставьте в предложениях пропущенные антонимы.

1. Осенью ночи длинные, а дни _______________.

2. Шкаф выше тумбочки, а тумбочка _________ шкафа.

3. Я пришел в школу раньше Насти, а Настя пришла ___________ меня.

4. Сегодня на улице теплее, чем вчера. Вчера было ________________, чем сегодня.

За маленьким погнался, а ________________ потерял.

Итог занятия.

Сегодня вы научились подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте и составлять предложения, используя антонимы.

Список литературы.

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
  2. Воронкова, В.В. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2004. - 270 с.
  3. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф.Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
  4. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
  5. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
  6. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент "Академия", 2005. - 200 с.
  7. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г.Петрова. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
  8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В.Белякова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
  9. Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому языку для старших классов вспомогательной школы / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. - 222 с.