Тема: Синонимы и антонимы.
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования синонимов и антонимов в собственной речи.
Задачи урока:
коррекционно-образовательные:
- расширение у учащихся понятия синоним и синонимичный ряд, формирование у учащихся умения по преобразованию текста путем замены синонимов из синонимичного ряда;
коррекционно-развивающие:
- обогащение и активизация словарного запаса путем использования синонимов и антонимов в собственной речи, в работе с текстом;
коррекционно-воспитательные:
- воспитание у учащихся потребности в использовании синонимов в собственной речи.
ЗАНЯТИЕ №1.
Организационный момент.
Приветствие детей, проверка готовности к занятию.
Повторение.
На уроках русского языка вы знакомились со словами одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Актуализация внимания.
Игра "Подбери синоним".
Слова:
Имя существительное - ребенок, пища, друг, сражение.
Имя прилагательное - смелый, старый, мокрый.
Глагол - говорить, бежать, думать.
Сообщение нового материала.
Мы уже выяснили, что синонимы различаются употреблением в речи и оттенками значения.
Например, слова дорога и тропинка имеют значение узкой полосы земли, устроенной или протоптанной для ходьбы. Но в предложении для уточнения значения они используются в зависимости от смысла предложения.
Составьте предложения со словами дорога и тропинка.
Например:
Дорога привела нас в поле.
На лесной тропинке мы встретили белку.
Закрепление.
Определите, сколько значений имеет слово завести в словосочетаниях.
(Учащиеся с помощью учителя определяют значение слова).
Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ЗАВЕСТИ, который дается в словосочетаниях:
Завести собаку. приобрести Завести песню. затеять Завести игру. привести в движение Завести порядок. начать Завести часы. установить
То же задание к прилагательному КРЕПКИЙ.
Крепкий мороз. прочный Крепкий лед. сильный Крепкий удар. здоровый Крепкая веревка здоровый Крепкий организм. сильный Крепкий сон. Здоровый
Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Чему научились во время занятия?
ЗАНЯТИЕ №2.
Организационный момент.
Приветствие детей. Разминка:
- Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых состоит из четырех букв.
- Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых начинается на букву "И".
- Сядьте, пожалуйста, те, которые считают, что сегодня среда.
- Сядьте, пожалуйста, те, кто считает, что после осени наступит зима.
Повторение.
На предыдущих занятиях мы говорили с вами о синонимах.
Вопрос: Какие слова называются синонимами?
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенками значения и употреблением в речи.
Вопрос: Для чего служат синонимы?
Синонимы служат для того, чтобы мы точно и образно могли выражать свои мысли.
Актуализация внимания.
Слова груда, ворох, кипа имеют одинаковое значение - горка чего-либо, сваленного в кучу. Но в предложении эти слова могут использоваться только со словами, походящими по смыслу.
Задание: Подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика, подходящие по смыслу.
Например:
Груда (чего?) солома Ворох (чего?) журналы Кипа (чего?) песок
Закрепление.
Вставьте в словосочетание одно из слов, подходящих по смыслу:
Дружный - дружеский
:. коллектив
:. работа
:. беседа
:. совет
Дождевой - дождливый
: плащ
: погода
: вода
: день
: туча
Приготовить - сделать
: зарядку
: прическу
: обед
Итог занятия.
Сегодня мы с вами учились правильно употреблять синонимы в речи, подбирать к ним слова, подходящие по смыслу. Эта работа поможет вам при написании сочинений, изложений, где нужно правильно и точно выражать свои мысли.
ЗАНЯТИЕ №3.
Организационный момент.
Приветствие детей, проверка готовности к занятию.
Актуализация внимания.
Сегодня на занятии мы с вами будем работать с текстом. Вы будете учиться находить в тексте синонимы, заменять в тексте слова синонимами.
Подберите, пожалуйста, синонимы к следующим словам:
Друг - товарищ, приятель.
Буря - ураган, метель.
Красный - алый, пурпурный.
Открыть - отворить
Крепкий - прочный.
Упражнение (на карточках).
Прочитайте текст. Замените выделенное в тексте слово синонимами. Прочитайте полученный текст.
Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю. Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.
Какое слово выделено?
Слова для справок: прохладный, студеный, ледяной, морозный.
Упражнение (на карточках).
Вставьте пропущенные однокоренные синонимы.
1. В лесу стояли : (высотные - высокие) столетние сосны. В нашем городе много : (высоких - высотных) зданий.
2. К нам подошел : (соседний - соседский) мальчик. Мой друг живет в : (соседском - соседнем) доме.
3. Мальчик потерял на прогулке свою : (единую - единственную) пару перчаток. На стройке работал : (единственный - единый) дружный коллектив.
4. Работа в тетради
Задание (можно выполнять как группой, так и индивидуально): составьте и запишите в тетрадь предложения с синонимами:
Длинный - долгий
Подняться - встать
Малыши - ребята
Тайный - секретный
Свежий - чистый
Итог занятия.
Чему научились вы сегодня на занятии?
Сегодня мы с вами работали с текстом. Вы учились находить в тексте синонимы, заменять их синонимами, подходящими по смыслу. Эта работа поможет вам правильно и точно выражать свои мысли при общении, при написании сочинений и изложений.
ЗАНЯТИЕ №4.
Организационный момент.
Приветствие детей, разминка:
Игра "Наоборот" (можно использовать мяч).
А нам с тобой пришел черед
Играть в игру "Наоборот".
- Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),
- Скажу я слово "далеко", а ты ответишь :(близко),
- Скажу я слово "потолок", а ты ответишь : (пол),
- Скажу я слово "потерял" и скажешь ты : (нашел).
- Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты : (голодный),
- Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты : (холодный).
- Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь : (встать).
- Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь :(мать).
- Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь (чистый),
- Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь :(быстрый).
- Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты :(храбрец).
- Теперь "начало" я скажу, ты отвечай :(конец).
Сообщение нового материала.
На предыдущих занятиях мы с вами работали с синонимами. Мы учились подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи, составлять с ними предложения.
Сегодня мы с вами поработаем со словами, которые относятся к одной и той же части речи, но имеют противоположное значение.
Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Чтобы подобрать антоним к слову, обозначающему предмет, нужно этот предмет сравнить с другим предметом и выбрать признак, по которому эти предметы будут различаться.
Вопрос: По каким признакам мы можем различать предметы?
- по времени: ранний - поздний, тогда - теперь, утро - ночь.
- по цвету: белый - черный, яркий - тусклый, бледный - румяный.
- по размеру: широкий - узкий, короткий - длинный, высокий - низкий.
- по месту: близко - далеко, подземный - надземный, вверх - вниз.
- по температуре: жара - холод, горячий - холодный, нагреть - остудить.
Закрепление.
Учитель читает детям отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", делая логические ударения на словах - антонимах. Далее идет совместное объяснение и уточнение значения слов. И днем и ночью, то есть на протяжении суток (имеет временное значение), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) - кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы использованы для выразительности.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Работа в тетради.
Задание. Вставьте в предложениях пропущенные антонимы.
1. Осенью ночи длинные, а дни _______________.
2. Шкаф выше тумбочки, а тумбочка _________ шкафа.
3. Я пришел в школу раньше Насти, а Настя пришла ___________ меня.
4. Сегодня на улице теплее, чем вчера. Вчера было ________________, чем сегодня.
За маленьким погнался, а ________________ потерял.
Итог занятия.
Сегодня вы научились подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте и составлять предложения, используя антонимы.
Список литературы.
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
- Воронкова, В.В. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2004. - 270 с.
- Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф.Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
- Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
- Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
- Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент "Академия", 2005. - 200 с.
- Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г.Петрова. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
- Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В.Белякова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
- Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому языку для старших классов вспомогательной школы / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. - 222 с.