Цели урока:
- сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ - ХХ веков, о том, что в начале ХХ века Российская империя вслед за развитыми капиталистическими странами вступила в качественно новый этап своего развития - этап перехода к индустриальному обществу: понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны;
- продолжить подготовку к сдаче экзамена в новой форме.
Основные знания:
- территориальная структура Российской империи в начале ХХ века;
- количественная и качественная характеристика населения;
- количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами;
- основные показатели индустриализации страны.
Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация; империя; русификация; экономический уклад; капиталистическая монополия; сословие; класс; самодержавие; политическая партия; революция.
Оборудование: презентация, учебник (Загладин Н.В. (отв. ред.), Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История отечества. ХХ век: Учебник для 9 класса основной школы. - 2 изд., испр. и доп. - М: ООО "торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2003. - 400 с.: ил.), рабочая тетрадь ученика (Ларина Л.И. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Л.И.Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А.Фадеева. - М.: Издательство "Экзамен", 2010 - 141, (Серия "ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь")
Ход урока
Изучение нового материала.
Использование презентации. Определение целей и задач в освоении темы. (Слайд 1)
Последний русский император (1894-1917), старший сын императора Александра III. Стремился сохранить самодержавную власть. (Слайд 2)
В октябре 1905 г. вынужден был издать Манифест, учреждавший законодательную Государственную думу и провозглашавший гарантии основных политических прав. В 1915 г., в разгар Первой мировой войны стал главнокомандующим русской армии. 2 марта 1917 г. отрекся от престола. В 1918 г. с санкции большевистского правительства без суда расстрелян в Екатеринбурге.
Карта России начала ХХ века. Рассказ учителя. (Слайды 3-4)
Территория |
||
22,2 млн. кв. км | 1/6 часть суши | 2 место в мире |
Население | ||
1897 | 1914 | 2007 |
125,6 млн. | 165,7 млн. | 145 млн. |
10% | ||
146 народов и народностей |
||
1 | 2 | 3 |
Китай | Британская империя | Российская империя |
Беседа с учащимися по представленной информации:
- каковы особенности России в начале ХХ века,
- почему Россию можно назвать великой?
Подведение итогов беседы, высвечивается слайд 5.
Особенности России начала ХХ века |
1. Крайняя неравномерность развития территорий. |
2. Национальное и религиозное многообразие. |
3. Централизованный характер управления. |
4. Государственный язык и государственная религия. |
5. Дискриминационная политика в отношении некоторых национальностей. |
6. Политика русификации. |
7. Жесткий контроль за жизнью общества. |
Почему Россию можно назвать великой?
- масштабы территории
- численность населения
- природные богатства
- уровень развития экономики
Характеристика национального состава России начала ХХ века. Слайд 6.
Характеристика системы управления Российской империи. (Слайд 7). Практическая работа по заполнению таблицы в рабочей тетради ( 2.3)
Высшие учреждения | Их функции |
Государственный совет | законодательная |
Правительствующий Сенат | судебная |
Комитет министров | исполнительная |
Святейший Синод | религиозная |
Беседа с учащимися об успехах в развитии экономики и нерешенности проблем . В итоге демонстрация слайда 8.
Успехи в развитии экономики | Нерешенность проблем |
Индустриальный скачок. 1891-1903 гг. - Транссибирская ж/д. |
Аграрный вопрос. Малоземелье. Перенаселенность. Низкая урожайность. Разорение. |
Стабилизация бюджета и денежной системы. | Рабочий вопрос. Тяжелые условия труда. Низкая заработная плата. |
Национальный вопрос. Стремление к автономии, неравноправие. |
Характеристика структуры общества в начале ХХ века. Слайд 9.
Сословное деление | Классовое деление |
Дворянство.Духовенство. | Буржуазия. |
Купцы. | |
Мещанство. Крестьянство. | Пролетариат. |
Практическая работа по заполнению таблицы 2.2. в рабочей тетради, с.8.
Новые классы на рубеже веков.
Классы | Отношение к средствам производства | Участие в процессе производства | Пополнялись в основном за счет сословий |
Буржуазия | Владеют | Организуют производство | Помещиков, дворян |
Пролетариат | Не владеют | Рабочая сила | Крестьян |
Основные события периода правления Николая II.
- 1897 - перепись населения. Реформы Витте.
- 1904 - 1905 - Русско- японская война.
- 1905 - 1907 - Первая русская революция.
- 1906 - 1911 - Столыпинская аграрная реформа.
- 1914 - 1918 - Первая мировая война.
Рефлексия.
Назовите то новое, что вы узнали на уроке.
Заполнение рабочей тетради с. 6-7, работа с понятиями. Слайды 12-21.
Домашнее задание: 1-2, вопросы к .