Цели
- Способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предложение, выделять в предложении главные члены;
- развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся;
- воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- магнитная доска;
- рисунки гномиков;
- костюм Белоснежки;
- демонстрационные таблицы-рисунки;
- буквы: у, с, г, в, н, к, о;
- блок-сигналы;
- карточки;
- рисунки птиц и зверей;
- объемная ромашка;
- игра “Волшебный колодец”;
- магнитофон, кассеты;
- тетради по русскому языку для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Произведен уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
(Звучит музыка.)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!
(Появляется Белоснежка)
– Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня зовут, кто знает? (Белоснежка)
– Из какой сказки я к вам пришла? (“Белоснежка и семь гномов”)
– А на какую сказку она похожа? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.)
2. Постановка целей и задач урока
Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка – это я.
Живу у гномиков своих,
А кто мне скажет
Сколько их?
Дети. Семь
Учитель: Семь – это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаз, 7 дней в неделе и т. д.).
– Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь верст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)
– Ребята, а что особенного в слове “семь”? (Смягчающий ь на конце.)
– Сколько букв в слове “семь”?
– Сколько звуков в слове “семь”?
– Почему в слове букв больше, чем звуков?
– Сегодня мы с вами повторим все о правописании смягчающего ь на конце слов.
3. Чистописание
(Помогает провести гномик Пишичитай.)
Белоснежка:
Мои гномы – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят!
(Работа с магнитной доской. На ней изображен сказочный лес и домик гномиков.)
Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает свое задание.
Игра “Найди лишнюю букву”. На лепестках ромашки расположены буквы: я, у, у, и, ь, ю)
Вот ромашка непростая,
А чудесная какая.
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.
– Какая буква лишняя? (ь)
– Почему? (Не обозначает звука.)
– Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)
– Напишем на следующей строчке красную букву “мягкий знак” так, чтобы она понравилась гномику.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам пора идти дальше.
IV. Словарная работа
– Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание, а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит.
(Pапись на магнитофоне.)
– Вот, ребята моя игра. Слова читать буду я. В тетради писать – вы. Запишите только те слова, в которых пишется мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: “декабрь, мороз, учитель, тетрадь, работа, портфель, ворона, февраль”.
– Какое из записанных слов можно считать лишним и почему?
(Работа по карточке со слабоуспевающими. Проверка – блок-сигналы)
– Что общего в этих словах?
– Какова его роль? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)
– Молодцы, вы все справились с заданием. Пойдем дольше.
V. Фонетический анализ
– А вот и гномик Буквоежка.
Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Давайте в доме уберем.
Из букв мы слово соберем.
1 вариант: Ь У С Т;
2 вариант: Н К Ь О.
– Какие слова вы составили? (Гусь, конь.)
– Выполните фонетический анализ слов.
– Где стоит Ь? Для чего он нужен?
– Хлопните в ладоши, у кого слово написано так же, как и на доске, топните – у кого не так.
VI. Физкультминутка
– Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведен он физкультминутку,
Вам понравится она.
Гномы шли-шли-шли,
Земляничку нашли.
Раз и два, и три, и четыре, и пять,
Мы начнем искать опять.
VII. Группировка слов
– Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания.
А вот и гномик Любознайка.
Я однажды на прогулке
Повстречал животных тьму
Где здесь птицы, а где здесь звери?
Ничего я не пойму!
– Ребята, поможем Любознайке разместить птиц в свой домик, а зверей в свой.
(Рисунки зверей и птиц: лось, конь, олень, рысь, гусь, голубь, глухарь, лебедь.)
– Напишите слова, которые назовут изображенных зверей и птиц.
– На какие вопросы отвечают эти слова?
– Как называются слова, которые назовут изображенных зверей и птиц.
– На какие вопросы отвечают эти слова?
– Как называются слова, которые отвечают на вопрос КТО? (Одушевленные предметы)
– Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков. Что общего в написании этих слов? Какова его роль?
– Какие еще названия птиц и зверей вы знаете?
– Отгадайте загадки и запишите отгадки.
Он зимой лежит в берлоге,
Добровольно одинокий,
Спит и видит сны о том,
Как весной пройдет по лесу,
Как все будет интересно,
А пока все подо льдом…
А чтоб сон хороший снился,
Не давил чтоб груз забот,
Лапу он свою сосет. (Медведь)Талантливая крошка
Рисует понемножку,
Кисточки достала –
К ушкам примотала. (Рысь.)Пятибуквенное слово
Это быстроногий зверь,
А лишится первой буквы –
Что получится теперь?
То, с чем лодыри на “ты”,
Царство сонной пустоты.
Отгадать попробуй,
Что это за слово! (Олень.)Сизый в луже сидит,
Глуп да сердит,
Житель городской,
Пернатый да босой.
А белый его брат –
Миру в мире рад,
Символ чистоты,
Любви и красоты. (Голубь.)За белым столом –
Много сватов,
Сидят, да рядятся,
Да в зеркало глядятся:
Все в темных фраках
Да в алых манишках,
Торчат босы лапки
Из теплых штанишек.
Шумные гости
Ягодки просят. (Снегирь.)
(Целесообразно провести небольшую беседу об охране животных и птиц, необходимости подкармливать птиц в зимнее время. О значении заповедников. При этом назвать заповедники, которые есть в родном крае/)
– Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:
Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым.
Ю. Шевчук.
– Что общего у всех слов-отгадок? (На конце слов пишем смягчающий мягкий знак, означают одушевленные предметы).
– Какое слово-отгадку можно считать лишним? (“Олень”, это слово заканчивается на звонкий согласный звук, написание которого не требует проверки).
– Каким образом можно проверить написание звонких и глухих парных согласных на конце слова?
– Почему во всех словах-отгадках написали мягкий знак?
VIII. Комментированное письмо
В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?
– Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложение из слов: “Белоснежка, каждый, убирала, в день, домике”.
– Что мы должны помнить об оформлении предложения на письме?
– Каким образом можно расположить слова в предложении?
(Белоснежка каждый день убирала в домике. Каждый день Белоснежка убирала в домике. Убирала в домике Белоснежка каждый день).
(Нужно дать возможность детям перебрать все варианты записи предложения/)
– Запишите тот вариант предложения в тетради, который вам больше понравился. Как вы напишите слово “Белоснежка”, если оно будет стоять в середине предложения?
– Разберите его по членам предложения.
– Как вы думаете, ребята, для чего люди стараются поддерживать чистоту и порядок в помещении?
– Какой вред может принести человеку проживание в грязном и пыльном помещении?
– А в каком произведении даже посуда убежала от хозяйки, потому что не хотела быть грязной?
– Какие правила личной гигиены вы знаете?
IX. Физкультминутка
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять!
Рыбки плавали, ныряли
В теплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Закрепление правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторяйка. Давайте у него спросим, можно ли пить из этого колодца?
– А в какой русской народной сказке один из героев пострадал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?
– Из всякого ли источника можно пить воду?
– Гномик Повторяйка приготовил вам задание:
Выбери себе ведерце.
Разместив его в оконце.
Если верно разместить,
Из колодца можно пить.
(Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображены буквы А, И и У)
Лыж_, рощ_,
щ_ка, ж_раф,
мыш_, ч_до,
ч_йник, ш_шки.
– Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Почему гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить? (Вставляют ведерко с изображением нужной буквой в колодец).
– А теперь к слогам жи, ши припишем любые первые слоги.
– Следующее задание: приписать впереди слоги так, чтобы получились слова, обозначающие одушевленные предметы. (Ужи, ерши, ежи, малыши, детеныши, чижи, стрижи, мыши).
Х. Итог урока
– Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.
– Как обозначить мягкость согласного звука на конце слов при их написании?
– Для чего в слове “день”, “пень” написан мягкий знак?
– Чем буква “мягкий знак” необычна?
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать,
“Тридцать”, “двадцать”, “десять”, “пять”.
Вместо “шесть” получим “шест”,
Вместо “есть” напишем “ест”
– Понравилось вам путешествие?
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять –
В класс вернемся мы опять.
(Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы – рисунки гномиков.)
– Спасибо за работу на уроке.