Цель: Ознакомление учащихся с согласными звуками [Г], [Г,], [Д], [Д,] и буквами Гг, Дд.
Демонстрационный материал: Учебник “Азбука” под ред. Нечаевой
Ход урока
1. Начало урока. Вступление
Учитель: Какое сейчас время года? (Поздняя осень)
– Почему происходит смена времён года? (Вращение земли, глобус)
– Что меняется в природе?
– Как меняется температура воздуха? (Понижается)
– Кому на улице становится холодно с наступлением зимы? (Животным и птицам)
– Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? А те, которые остаются? (перелётные и зимующие)
– Как надо помогать птицам зимой? (Корм и кормушки)
– Сейчас я назову несколько птиц, а вы послушайте и скажите – какой звук повторяется в названии птиц?
Галка | Грач | Глухарь | (Г) |
– Почему так называют “ глухарь”? (Рассматривание иллюстрации)
– Запомните этот звук.
– Теперь подумайте, какое место обитание этих птиц? (Лес и улица)
– На какие же группы распределим всех птиц? (Дикие и домашние)
С какого звука начинается название этих групп? (Д)
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем работать со звуками (Г), (Д). Наблюдать и давать характеристику.
– Но наш урок с секретом. А секрет за замком, к которому надо подняться по лестнице знаний. (На доске начерчена лестница и на верхней ступени замок с секретом)
2.1. Для того, чтобы подняться на I ступеньку знаний, надо открыть стр. 44 в “Азбуке”.
– Рассмотрим иллюстрации предметов:
а) Назовём сначала одушевлённые предметы, в названии которых есть новый звук (Г).
гусеница | голуби | гусь | гном |
– Характеристика звука. Какой он? (Согласный, твёрдый)
б) Теперь назовём неодушевлённые предметы, в названии которых новый звук.
груша | гроза | горы | горох | горошина | глаз | пуговица |
– Что заметили? (Согласный, твёрдый)
– Можем ли мы сделать вывод, что звук (Г) – всегда твёрдый согласный звук? Докажите.
(Дети подбирают слова, в которых звук (Г,) – мягкий звук, гиря, Гена)
2.2. Понаблюдаем за другим звуком.
а) Назовите предметы, в названии которых мягкий согласный звук (Д,).
диван | дятел | девочка | дедушка | дождик | дождь | деревья | дождинка |
б) Назовите с твёрдым согласным звуком – (Д).
дорога | дудка | дым | дождь | дыра | дверь | дуб | дупло |
Подведём итог по характеристике звуков и поднимемся на 1 ступеньку – ЗВУК.
(Прикрепляем карточку на 1 ступеньку)
3. Физкультминутка
“Дима шёл, шёл
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок
Положил их в кузовок”.
– В каких словах спрятались новые звуки? (Дима гриб грибок)
2.3. Этим звукам соответствуют буквы.
а) найдём их место в алфавите (рассматриваем плакат с алфавитом)
б) название букв (гэ, дэ)
в) печатный шрифт (Гг Дд)
г) маленькая и заглавная буква
2.4. Теперь поучимся находить новые буквы среди других. (Стр. 44 “ Азбука”)
Б в р д б е ь б р ь в
В б р о в ф з в з я з в
Г п т г п н г т п г г т
Д г л м д б л д б л
– Сколько строк в таблице? (4 строки)
– В каких строках наши новые буквы? (В 3 и 4 строках)
– Обвести нужные буквы.
– Что заметили? (Обводили маленькие)
– Поскольку букв обвели?
– Составьте слова из букв 4-ой строки. Почему не получилось?
– Тогда из букв 2-й строки.
ров | вяз | воз | зов | зоб | бор... |
– Сделаем вывод. (Гласные звуки – словообразующие)
– Давайте поднимемся на 2 ступеньку (Прикрепляем карточку на 2-ую ступень – БУКВА).
2.5. Какие задания мы можем выполнять со словами? (Ставить ударение, делить на слоги) Всегда ли?
– Начнём выполнять следующее задание в учебнике. Перейдём от букв к слогам и словам,
а) найти и подчеркнуть слова:
дым | доро | гэ | гол | во |
б) остальные дополнить, чтобы получились слова:
дорога | дорогой | дорого |
– Какое значение имеет слово “ДОРОГОЙ”?
вол | волк | воробей | ворона | вода |
– Подберем слова с общим значением к слову “ВОДА”.
Как называются такие слова?
(Родственные или однокоренные)
водичка | водолаз | подводная | водяной |
– Помните песенку про “ВОДЯНОГО”?
Теперь и нам пора отдохнуть.
Физкультурная пауза под кассету.
2.6. А теперь поднимемся на новые ступени. (Прикрепляем карточки на 3 и 4 ступень)
СЛОГ и СЛОВО
– Что можем составить из слов? (Предложения)
– А что получится из взаимосвязанных предложений? (Текст, рассказ)
– Вам сейчас будет дан такой текст на листочках.
2.7. Работа с текстом:
а) читает учитель
б) – Как зовут детей? Чем они занимались?
в) читают дети
г) – Какие инструменты? Какие звуки? Настроение у детей?
д) чтение и продолжение текста. (Разные варианты учащихся)
Итак, мы с вами поработали и завершили подъём на 5 и 6 ступень.
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ и ТЕКСТ)
2.7. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Чему научились?
Пора открыть замок с “секретом”. (Ворота с замком – с надписью внутри)
ВСЕ МОЛОДЦЫ !
2.8. Д/3:
1) посчитать количество предложений в тексте;
2) разукрасить рисунок на странице 44 в “ Азбуке”.