Цели урока: определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о грузообороте и транспортном узле, магистрали. Продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний.
Оборудование: физическая карта России, учебник А.И. Алексеев География России, атласы, карта “Транспорт России”.
Ход урока
УЭ-1. Цель: выявить межотраслевые связи химической промышленности.
Практическая работа.
Задание: составить схему межотраслевых связей химической промышленности.
Перед началом работы вспомните состав химической промышленности и продукцию, которая производится на предприятиях химической промышленности.
УЭ-2. Цель: определить значение всех видов транспорта для работы хозяйства и жизни населения России.
Работа в парах.
- Каково значение транспорта в России?
- Какие знаете виды транспорта? Обсудите вопросы с соседом. Проверьте ответ с учебником с. 75. Рис.47.
- Каковы отличительные черты транспортной сети страны? – работа с картами “Транспорт”.
Какие сложились три основных магистральных направления транспортной системы?
Проверка по учебнику с.76.
Записывают в тетрадях. Транспортная система состоит из 3-х видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.
Назовите транспортные узлы России: (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владивосток, Красноярск).
– Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Запись в тетрадь.
Грузооборот – произведение количества перевезенного груза (т) на расстояние (км.), измеряется в т/км.
Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Работа по рис. 47.
Какой вид транспорта имеет большой грузооборот.
– По каким показателям отличаются виды транспорта?
Проверка по рис.47.
Проверка работы учащихся:
без ошибок – 5б.
1-2 ошибки – 3б.
4-5 ошибок – 3б.
больше 5 ошибок – 2б.
УЭ-3. Цель: рассмотреть различные виды транспорта.
Работа в группе.
1. Пользуясь текстом учебника, ответьте устно на вопросы.
Задание.
I гр. – изучить автомобильный
транспорт
II гр. – изучить морской транспорт
III гр. – изучить железнодорожный транспорт
IV гр. – изучить авиационный транспорт.
План изучения.
- Особенности данного вида транспорта.
- Доля грузооборота в транспорте.
- Главные направления магистралей.
- Проблемы, перспективы.
- Влияние транспорта на окружающую среду.
Задание: прослушайте сообщение учащихся о разных видах транспорта.
Оцените выступление учащихся каждой группы, и работу своего соседа по парте. Поставьте оценки выступающим.
УЭ-4. Цель: Охарактеризовать проблемы.
Ответить на вопрос.
Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?
Проверьте правильность своих ответов, сверив их с ответами в учебнике с.78.
УЭ-5. Цель: закрепить полученные знания на уроке, подвести итог урока.
Д/з:
- §14
- По выбору зад.4,6.
– вы набрали 15б.-“5”
12-14 баллов – “4”
больше 12 баллов – “3”.
В своей практике работы использую модульное обучение, которое дает возможность перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления. Предлагаю урок в 9 классе по теме “Транспорт”. С использованием модульной технологией.